Вернуться на главную страницу

Я творю мир (философско-педагогическое эссе). Ч.2. Так где же прячется истина?

2015-11-13  Валерий Суханов

Я творю мир (философско-педагогическое эссе). Ч.2. Так где же прячется истина?

Одев красную тунику, Мила изъявила желание прогуляться. Мы с Платоном не препятствовали, нам было даже интересно, сумеем ли мы вычленить в чистом виде сюрприз Милы до того, как она нам его преподнесет. Мила вышла в коридор, и за стеной раздался женский смех. Интересно, я же еще никого не творил, а подруги уже нарисовались. Но, очевидно, Мила решила не отвлекать меня от важной беседы и начала потихоньку сама создавать этот мир. Ну что же, ей и карты в руки, ведь Мила – я сам. А у нас есть дела поважнее, чем Милины подруги или, как сказал Платон, гетеры.
 >>

теория культура образование общество   

Я творю мир (философско-педагогическое эссе) ч.1

2015-11-08  Валерий Суханов

 Я творю мир (философско-педагогическое эссе) ч.1

Когда в декабре 2011 года на заседании семинара по философским основам педагогики в СГА выступил Г.В. Лобастов, его выступление было сверхнеожиданным. Геннадий Васильевич рассказывал о педагогическом эксперименте, который он проводил в РГГУ и в МИЭТе. Суть его была вкратце в следующем. Студентам предлагалось «все снять с себя» и остаться в чистом поле своей души. Нет ничего - только твоя творческая способность. При этом студенты должны были строго соответствовать трем пунктам эксперимента. Первое. Ты должен писать. Второе. Ты занимаешь позицию Абсолюта, Бога, т.е. можешь творить (писать) абсолютно все. Не можешь только одной вещи - не писать. Третье. То, что ты сотворил и есть ты сам. И я поклялся себе отдать все силы по внедрению эксперимента в жизнь. "Итак, я с чистого листа творю мир. Нет ничего, только моя творческая способность..." >>

теория культура образование общество   

Проблема целеполагания личности в свете генезиса свободы и творчества

2015-05-16  Валерий Суханов

Проблема целеполагания личности в свете генезиса свободы и творчества

«Трагизм вердикта нашему времени (неопалеолит!) в том, что тысячелетия после осознанного и воплощенного в творчестве индивидов и масс торжества Понятия над осознанным инстинктом все более полно утверждает себя самодостаточная обезличенность коллективного чувства. Когда-то К.Маркс лихо определил такое состояние бараньим инстинктом, который осознан... В том числе – и чувства глубокого удовлетворения тем, что истина – это миф, красота – это то, что всем нравится, добро – это когда мне хорошо» [1, с.30]. Этот приговор Ф.Т. Михайлова современной культуре в первую очередь обращен к тому духовному пространству, где эта «культура» зарождается – школе. >>

теория образование   

Философия Фихте в разрешении уравнения свободы и необходимости в педагогическом процессе

2015-05-05  Валерий Суханов

Философия Фихте в разрешении уравнения свободы и необходимости в педагогическом процессе

Разработка проблемы свободы немыслима без обращения к творчеству великого немецкого философа Иоганна Готлиба Фихте. В педагогическом процессе эта проблема стоит особенно остро. Вопрос о принципиальной смене парадигмы педагогики невозможно решить без изучения немецкой классической диалектики, в частности без понимания того революционного вклада в теорию познания, который сделал Фихте.  >>

теория образование   

Феномен одноразового общества

2015-03-31  Татьяна Мацёха

Феномен одноразового общества

Человек удовлетворяет свою потребность в вещах (между прочим, искусственно сформированную), так же как удовлетворяет свою потребность во внимании, теплоте, любви. Другой человек подгоняется им под определённую рамки «технологических» требований. Пока соотношение необходимого с имеющимся в человеке совпадает - он используется, когда начинают проявляться нюансы, характер - утилизируется. Ведь проще «приобрести» нового человека, нежели заняться «починкой» имеющихся отношений. Всё это требует умения ценить то, что имеешь, и подходить к жизни деятельно, а не потребительски. Но ведь сейчас общество формирует прежде всего потребителя; увы, человека не научили действовать по-человечески. >>

теория образование   

Логическое обоснование педагогического процесса

2015-03-12  Валерий Суханов

Логическое обоснование педагогического процесса

В педагогике существует пренебрежительное отношение к теории, методике. И в чем-то оно не лишено оснований. Учителя так и говорят, мы, мол, практики, трудяги, а наверху методисты-тунеядцы, даром едящие свой хлеб. Конечно, такие суждения вовсе не беспочвенны. Методисты с умным видом «спускают» учителям невесть что, а учителя (лучшие из них) действительно трудяги. Но только ведь и труд бывает разный. Ведь часто, отвергая «мудренуюдурь» методистов, учитель утверждает то же самое «дедовским способом». И силы экономятся, и «деды так делали».  >>

теория образование   

«Разбитое сердце»: зачем детям святой Валентин?

2015-02-12  Анастасия Кузнецова

«Разбитое сердце»: зачем детям святой Валентин?

Может быть, конкурсы «Стрела Амура» или «Разбитое сердце», проводимые в старшей группе детского сада, кому-то покажутся безобидным развлечением. Может, кого-то до слез растрогает мальчик в галстуке-бабочке, декламирующий: «Как снежинку на ладошке, ты согрей меня немножко, и увидишь, как я таю, как от счастья улетаю». Но у меня - а про снежинку я слышала своими ушами - волосы дыбом встают от подобных перформансов. И почему-то мне хочется верить, что во всем этом не я одна вижу явный перебор. >>

образование   

Проблема всеобщего в определении души

2014-11-14  Валерий Суханов

Проблема всеобщего в определении души

Выше был зафиксирован тезис, гласящий, что собственная форма вещи разрешается содержанием лишь отождествившись с собственной формой человека. И человек, в свою очередь, обретает содержание лишь обнаружив всеобщую форму вещи. Поэтому содержание человека всегда предметно. Попробуем этот тезис подвергнуть более глубокой теоретической проработке, нежели ранее.
 >>

образование общество   

Диалектика в обучении versus «лающая педагогика». Часть 4

2014-11-02  Валерий Суханов

Диалектика в обучении versus «лающая педагогика».  Часть 4

По сути говоря, основной задачей педагогики является умение моделировать, создавать такие ситуации, в которых ребенок оказывался бы способным так преобразовать вещь, чтобы вычленить из нее всеобщую форму. Но на практике преобразование дальше разламывания игрушек не идет, причем это процесс стихийный, и инициатива исходит от ребенка. Ребенок словно чувствует, что его субстанция как человека - в преобразовании вещи, но как это сделать - он еще не знает. Даже Ленин, говорят, любил ломать игрушки.  >>

теория образование   

Диалектика в обучении versus«лающая педагогика». Часть 3

2014-10-29  Валерий Суханов

Диалектика в обучении versus«лающая педагогика». Часть 3

Начать хотелось бы с вопроса, к которому мы подошли вплотную в предыдущей главе. Как сформировать поле общения (обращения) ребенка и педагога для того, чтобы возникло сознание? Или по-другому: какая деятельность родит образ, являющийся основанием и целью развития личности?Решение этого вопроса неотделимо от грамотного, философски выверенного понимания самой деятельности, ее роли во всем движении объективной действительности. «Объективный генезис самой вещи и логика развития знания об этой вещи есть процессы, совпадающие в своей истине  >>

теория образование   

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 24


↓последние комментарии

powered by Disqus