Вернуться на главную страницу

Основной вопрос философии и его решение

2017-05-28  Марина Бурик

Основной вопрос философии и его решение

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», — утверждает Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». И продолжает: «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счёте, так или иначе признавали сотворение мира, — а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко ещё более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, — составили идеалистический лагерь. >>

теория   

О революционности реакционных эпох

2017-05-24  В. Пихорович

О революционности реакционных эпох

Пожалуй, трудно придумать более парадоксальное, а сказать точнее, более абсурдное словосочетание, чем словосочетание «юбилей революции». В нем с очевидностью констатируется, что с революцией что-то не так. Революция по своей природе — это процесс, а здесь — юбилей. Очевидно, что она перестала быть процессом. Чем же она стала? >>

теория   

Диалектика революции, или Имманентность против трансцедентности

2017-05-20  Мария Предеина

Диалектика революции, или Имманентность против трансцедентности

Об Октябре нельзя сказать то, что Маркс говорит о Французской революции: Октябрь выходит за границы политической эмансипации - той, что утверждает равенство и свободу де-юре и сохраняет не-равенство и не-свободу де-факто - иначе, Октябрь - это человеческая эмансипация, и в этом своем качестве он вызывает энтузиазм масс. То есть Французская революция была интересом буржуазии и только идеей для масс, поэтому человеческая эмансипация в ней не могла быть нечем иным, кроме момента.  >>

теория   

Рука с паяльником как орган мышления

2017-05-18  Dominik Jaroszkiewicz

Рука с паяльником как орган мышления

Советский мыслитель-марксист Эвальд Ильенков неоднократно подчёркивал, что головной мозг человека является органом мышления лишь по преимуществу. Понимание мышления как результата общественной деятельности, объединяющее Гегеля и Маркса, конкретизируется Ильенковым в тезис, называющий руку важнейшим органом мышления после головного мозга. Действительно, именно рука даёт мозгу важнейший «сигнальный материал», обеспечивает по преимуществу его контакт с вещью, созданной человеком для человека. Не зря Аристотель доверял осязанию больше чем зрению. >>

теория   

Родимое пятно позитивизма

2017-05-12  Иван Богданов

Родимое пятно позитивизма

В.И. Ленин в своей философской работе «Материализм и эмпириокритицизм» проводит критику философского учения махистов, ставшего чрезвычайно популярным в начале ХХ века. В частности, в первых главах производится анализ взглядов тогдашних позитивистов на существование внешнего мира, на понимание этого мира, на его происхождение, на отношение этого мира по отношению к сознанию мыслящего индивида. >>

теория   

Адрес белорусам, которые идут дорогой теоретического и политического самообразования

2017-05-11  Участники сообществ теоретического и политического самообразования в Польше

Адрес белорусам, которые идут дорогой теоретического и политического самообразования

В одном древнем сборнике говориться: «если же тогда люди смолчат, то закричат камни». Когда кто-нибудь из поляков, работающих в том же самом направлении теоретического и политического самообразования, приезжал в Минск, камни действительно кричали. Бывшие предместья Минска неузнаваемо преобразились в 1950-х годах и образовали стройные проспекты, гармоничные кварталы, умело, без помпезности, выделенные доминанты на углах площадей. Архитектура давала образ геометрического согласия частей, простора для деятельности, размеренности взгляда, твёрдого и достойного спокойствия народа, идущего по выбранному в кровавых битвах маршруту.  >>

теория общество   

Проблема основания субъективности в эпоху постмодерна

2017-05-10  Валерий Суханов

Проблема основания субъективности в эпоху постмодерна

Современная эпоха все больше и больше бьет тревогу о потере субъекта. И это действительно так. Человек теряет свою субъектность. Лженаука, погрязшая в эмпиризме, отталкивающаяся только от факта, и здесь строит свои «неоспоримые» теории. Хорошо об этом сказала философ из С-Петербурга И.А. Батракова. «В том, что называют постмодерном, уже не осталось не только всеобщего основания, но и вообще никакого основания, так что он действительно есть явление полной нелепицы. Для него умер сначала Бог, а затем и субъект со всеми его смыслами. Осталась одна лишь игра в смыслы, причем игра без правил, у каждого своя, хотя и неизвестно чья, ибо субъект-то умер!» >>

теория образование   

О роли Э.В. Ильенкова в мировой революции

2017-05-04  Василий Пихорович

О роли Э.В. Ильенкова в мировой революции

Современный «проницательный читатель», увидев такое название, выскажет догадку, что это, скорее всего, постмодернистское стремление «иронически обыграть» серьезную проблему. Но он ошибется. У меня нет ни малейшего намерения иронизировать. Разве что над постмодернистами и их многочисленными последователями. Я же и в самом деле считаю, что творчество Э.В. Ильенкова уже сыграло очень серьезную роль в мировом революционном процессе, а еще большую роль в этом процессе ему предстоит сыграть. >>

теория история общество   

Ильенков и Польша. Зарисовка из прошлого и настоящего

2017-04-29  Mikołaj Zagorski

Ильенков и Польша. Зарисовка из прошлого и настоящего

Не было ли правильнее назвать очерк «Ильенков и Семек»? Есть ведь такие темы в польско-российской истории, которые заставляют поднять без всяких упрощений, без неуёмных идеологизаций, все её пласты. «Пушкин и Мицкевич» - самая известная такая тема. А ведь ещё была дружба Александра Герцена и Станислава Ворцеля - их предпочитают не помнить в своих странах. Современным ярким примером параллелизма гносеологического процесса Польши и России является жизнь и деятельность Эвальда Ильенкова и Марека Яна Семека.  >>

теория история   

Проблема идеального и теория отражения

2017-04-24  Марина Бурик

Проблема идеального и теория отражения

Любая новая серьёзная теория, на наш взгляд, является всего лишь одной или парочкой новых масштабных идеей, имеющих методологическое значение. Это позволяют по-другому видеть предмет, к которому теория относится. Далее в процессе развёртывания выясняется её место во всём теоретическом наследии, на которое она опирается, её отношение к другим идеям, существующим в качестве методологического принципа по отношению к своему предмету, к выводам, полученным с их помощью, к эмпирическому материалу.  >>

теория   

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 61


↓последние комментарии

powered by Disqus