О методологических основах нравственного самоусовершенствования
Сегодня очень многие люди сетуют на то, что происходит падение нравственности. Одни считают причиной этого потерю нравственных ориентиров. Мол, раньше были пионерская и комсомольская организация, а сегодня воспитанием подрастающего поколения никто не занимается, дети брошены на произвол судьбы, по телевизору демонстрируется много сцен насилия, культивируется жажда наживы и т.п. Другие, наоборот, считают, что во всем виноваты коммунисты, которые лишили людей духовности, имея в виду, в первую очередь, религию. Но в такого рода рассуждениях есть один методологический порок, который не позволяет не только решить проблему, но даже правильно ее поставить. >>
История становления понятия человек. Часть вторая
Начиная со времен победы греческих городов-государств во главе с Афинами над персами, центр развития греческой философии перебираться в этот город. Политическим условием развития духовной культуры Афин (впрочем как и всей античной философии) было установление рабовладельческой демократии, обуславливающее активную позицию всех граждан по отношению к обществу и возможность активно открыто отстаивать эту позицию. Истину здесь вынуждены были искать все члены полиса. Может показаться, что философские размышления не имеют прямого отношения к насущным общественным проблемам. Однако сами греки так не считали. Смерть Сократа и изгнание Анаксагора - яркое тому свидетельство. >>
«Ведь если вы меня казните, вам не легко будет найти еще такого человека, который попросту, — смешно сказать, — приставлен богом к нашему городу, как к коню, большому и благородному, но обленившемуся от тучности и нуждающемуся в том, чтобы его подгонял какой-нибудь овод. Вот, по-моему, бог послал меня в этот город, чтобы я, целый день носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно», – так описывает свою жизнь Сократ. >>
На пути к «убожеству». Несостоятельность идеалистической диалектики
Таким образом, источник идеализма, как и всякого мистицизма, нужно искать в практике. Там же нужно искать и средства для его преодоления. Дело ведь всё в разделении труда, в том, что пока философ - только философ, и «не испытывает себя в каждой сфере своего наличного бытия», он не может, как сказано в «Феноменологии», «извлечь всеобщее из конкретного и из многообразия наличного бытия». Другими словами, пока философия не пойдет путем, который указывают ей Маркс и Ильенков, пока она не потеряет себя в практической деятельности, она не сможет себя по-настоящему обрести. А для таких случаев, - когда кто-то себя не обрел, или уже успел потерять, - есть только одна подходящая форма самосознания - религиозная, куда представители «чистой» философии благополучно скатывались и скатываются до сих пор. >>
Диалектика преступления и наказания: от Гегеля до Макаренко
С точки зрения позитивного права, т. е. законодательства, наказание самой главной своей целью ставит возмездие, кару за содеянное. Исторически представление о наказании периодически менялись, но все же основным в этом вопросе было наказание за преступление с целью принесения преступнику страданий. Принцип «око за око, зуб за зуб» был не просто пустым звуком. Реальное возмездие за причиненный вред имуществу, жизни человека, общественной морали присутствовало в жизни не одного поколения людей, являлось неотъемлемой составляющей бытия. >>
О роли философии в математическом творчестве
В современном обществе любой человек, если, конечно, он не является умственно неполноценным, придерживается той или иной философии, сознательно или бессознательно. Она, можно сказать, пронизывает все поры общества. В связи с этим возникает интересный вопрос: как философия влияет на процесс творчества? Особенно интересно проследить это влияние на примере математики, которая ближе к философии, чем другие науки. >>
К вопросу о проблеме обобществления труда
Такая система управления производством и распределением продуктов труда при полной прозрачности и открытости меняла бы сам характер труда. Она организовывала бы жизнь каждого трудового коллектива и каждого отдельного трудящегося таким образом, чтобы он понимал свою роль в общем деле построения новых общественных отношений, приучался мыслить и действовать, руководствуясь не узкими корпоративными или личными интересами, а в масштабе всего общества, видя и понимая проблемы общества как свои собственные. В процессе такого труда человек, что бы он ни делал, например, строил или шил, действует как человек и производит себя не как портного или строителя, а как человека, как личность, творящую историю. >>
Несколько слов о природе вдохновения
Этим стихом Пушкин рассказал о вдохновении практически все. Пожалуй, даже лучше всех философов. Однако, есть пару моментов, которые хотелось бы осветить, чтобы полнее раскрыть феномен человеческого творчества. >>
С одной стороны, материалистическая философия давно решила этот вопрос, заявив однозначно, что «не Бог создал человека по своему образу и подобию, а человек создал Бога по своему образу и подобию». Но вся проблема состоит как раз в том, что это только с одной стороны кажется решением проблемы. Таким образом можно дезавуировать Бога как творца, но само по себе это еще не позволяет утвердить человека как творца. Материалисты этого рода были уверены, что человек себе придумал Бога. Они даже не обращали внимания на то, что тем самым подрывались сами основы материализма, поскольку получалось, что можно придумать то, чего нет. На самом деле, создать и придумать — это далеко не одно то же. >>
Философский материализм как принцип
Формулирование философского материалистического принципа вовсе не является самоцелью, он проникает во все конкретные области знания о природе и обществе и «работает» там как основа, как подход к действительности, как всеобщий принцип отражения (включая и практическое освоение действительности), как выражение принципиальной познаваемости природы, как неизбежное содержание любой научной истины, как мировоззрение. >>