Вернуться на главную страницу

Роль и место идей Ильенкова в современном мышлении

2009-06-08  Василий Пихорович

Нельзя путать два совершенно разные понятия - модное и современное. Когда речь идет об идеях, то синонимом слова "современный" является "вечный". Но не в смысле "вечных истин", то есть банальностей, которые на проверку оказываются и не вечными, и не истинами, а просто недомыслиями. Мыслить современно - это значит суметь сфокусировать все достояние человеческого духа, всю его историю, на разрешении тех сугубо сегодняшних проблем, без своевременного решения которых сегодняшний день не сможет соединиться со всемирной историей, стать ее продолжением и дать начало новому ее этапу. А без этого соединения этот самый сегодняшний день, выражаясь гегелевским языком, недействителен, а значит, и не современен. >>

теория история культура

Влияние Кубинской Революции на Латинскую Америку

2009-06-07  Эрнесто Че Гевара

Журнал «Пропаганда», чтобы читатель убедился сам в том, что Че Гевара был не только практиком революции, но и глубоким теоретиком, предлагает серию статей Че Гевары к 14 июня - его 81-му Дню Рождения.

Выступление перед членами Департамента государственной безопасности.
18 мая 1962 г. >>

теория история общество

"Застой": порядок, рождающий хаос

2009-06-06   Л.К. Науменко

Вялое, лишенное какой-либо исторической конкретности словечко «застой» оказалось метафорой, неожиданно метко передающей образ и самоощущение эпохи «развитого социализма». Не кризис, не паралич, не предынфарктное или предынсультное состояние, а именно застой, замедление циркуляции крови и лимфы, увядание, усыхание, истощение жизненных сил, старческое одряхление. Без каких-либо явных внешних и внутренних причин жизнеспособное по всем формальным «показателям» общество и государство впало в прострацию, в старческий маразм всего лишь на седьмом десятке лет от рождения. Не было ни природных катастроф, ни эпидемий, ни нашествия, ни бунтов и мятежей - ничего, на что можно было бы указать как на причину истощения внутренней энергии. Социальный организм дряхлел с той же естественностью и неотвратимостью, в те же сроки и в том же темпе, в каком дряхлеет и организм индивидуальный. >>

теория

Че Гевара - теоретик революции

2009-06-06  Виталий Пономаренко

Человек с большой буквы, имя которого захватывает дух и вызывает прилив адреналина в крови, человек, который стал символ революции. И хотя жизнь его закончилась трагический, но каждый мечтал бы прожить такую жизнь, или сделать хотя бы половину того, что сделал этот человек за 39 лет своей, короткой, но в то же время и длинной жизни. Ведь человеческая жизнь не измеряется временем механического оборачивания Земли вокруг Солнца, она измеряется его делами. >>

теория история общество

Ильенковские чтения 2009

2009-05-27  Виталий Пономаренко

В этом году международная научная конференция "Ильенковские чтения" проходила в городе-спутнике Москвы - Зеленограде. Что было очень символично. Название само частично характеризует город - многоэтажные жилмассивы тонут в лесах и парках. Куда не глянь - везде человеческие достижения влились в природу. И что самое интересное - нет ни одной старой постройки, или убогого дома-сарая, которые мы наблюдали по дороге из Москвы к месту проведения конференции. Складывалось впечатление, что дома как будто выросли в этом прекрасном хвойном лесу, как грибы после осеннего дождя. >>

теория общество культура

Свобода воли и воля к свободе

2009-05-25  Леся Ивашкевич, Максим Жолобак

У Ильенкова есть три наброска, объединенных под одним названием - «Фихте и “свобода воли”», где он рассматривает волю и свободу воли и показывает, что воля – это «способность удерживать цель», то есть выстраивать свои действия в зависимости от поставленной цели. Однако воля имеет мало общего с упорностью в стремлении удовлетворить какие-либо желания, и мало того, вообще не связана с желаниями человека по отношению к самому себе. >>

теория

Так кто же мыслит абстрактно?

2009-05-22  Эвальд Ильенков

Когда Гегель в качестве примера «абстрактного мышления» приводит вдруг брань рыночной торговки, то высокие философские категории применяются тут отнюдь не с целью насмешки над «малым человеком», над необразованной старухой. Ироническая насмешка здесь есть, но адрес ее – совсем иной. Эта насмешка попадает здесь рикошетом, на манер бумеранга, в высокий лоб того самого читателя, который усмотрел в этом ироническую ухмылку над «необразованностью». >>

теория общество

Кто мыслит абстрактно?

2009-05-21  Г.В.Ф. Гегель

Кто мыслит абстрактно? - Необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто, слишком неблагородно, и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать, а в силу внутренней пустоты этого занятия. Почтение к абстрактному мышлению, имеющее силу предрассудка, укоренилось столь глубоко, что те, у кого тонкий нюх, заранее почуют здесь сатиру или иронию >>

теория общество

Рецензия на книгу К.Дымова «Капитализм – система без будущего»

2009-05-19  Василий Пихорович

Можно смело заявить, что книга К.Дымова «Капитализм - система без будущего» - явление выдающееся и, во многом, уникальное. Вообще-то, книг с критикой капитализма сейчас достаточно. Гораздо сложнее было бы найти сегодня книгу, в которой автор на полном серьезе начал бы воспевать капитализм и доказывать, что это очень хорошая система. Причем, среди авторов этих критических книг встречаются люди весьма и весьма талантливые. Достаточно вспомнить хотя бы А.Зиновьева, С.Кара-Мурзу, М.Калашникова, А.Паршева. Чем же смог выделиться на этом блестящем фоне никому пока неизвестный автор из Львова К.Дымов? В первую очередь тем, что он критикует капитализм с точки зрения марксизма. >>

теория экономика общество рецензии

Постмодернизм как альтернатива мышлению

2009-05-04  Олег Кузьменко

Гегелем вообще завершается философия, с одной стороны, потому, что его система представляет собой величественный итог всего предыдущего развития философии, а с другой - потому, что он сам, хотя и бессознательно, указывает нам путь, ведущий из этого лабиринта систем к действительному положительному познанию мира. >>

теория общество

62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 ... 75