О познании бесконечного в движении
При непосредственно чувственном познании действительности мы имеем дело прежде всего и только с конечным. Но ведь задача познания заключается в том, чтобы вскрыть, сделать истиной сущность вещи. А всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного. Поэтому Энгельс считал, что положение о том, что мы можем познать только конечное, будучи совершенно верным, поскольку в сферу нашего познания попадают лишь конечные предметы, нуждается вместе с тем в дополнении: «по существу мы можем познавать только бесконечное». Но это уже находится не в компетенции непосредственного чувственного познания, а в компетенции теоретического мышления. >>
Письма об «информационной экономике». Письмо девятое: «Интернет в экономике капитализма»
Вершиной обобществления средств производства стал Интернет, который по своей природе является коллективным средством труда всего человечества. При существующем укладе материального производства всякое, в принципе, средство труда находится в коллективном пользовании всего общества, но это проявляется опосредствованно - через систему связей между отдельными предприятиями, объединяющую труд на них в единый общественный труд. Интернет же вообще стирает границы этих отдельных предприятий; он служит средством коллективного труда всего общества непосредственно и делает труд всех людей, занятых, так или иначе, работой с информацией, непосредственно единым процессом труда в масштабе всего общества, всего человечества. >>
Популярные изложения: материализм и идеализм
Приходиться возвращаться к самым элементарным истинам, чтобы воcстановить ясность мышления. Итак. Материализм - это когда я мыслю окружающий мир, потому что он существует, реально меня окружает. А не он есть, потому что я его вообразил, сотворил в своём сознании. Я понимаю, что модно думать будто Земля - это центр Вселенной, так как мы с вами здесь и какое дело нам, молодым и умным, до того, как на самом деле обстоят эти скучные вращения небесных тел. Я понимаю, что гораздо забавнее рассказывать об отсутствии объективного знания, выравнивая тем самым собственное мнение с наукой, с тем реальным знанием, которое добывается при более сложных обстоятельствах, нежели болтовня с друзьями или выпендреж на философские темы. Но я вас огорчу. Объективная истина есть, объективное знание существует. >>
В 2001-2004 гг. в журнале «Марксизм и современность» были опубликованы мои статьи «Критические заметки по современной космологии» и «К диалектико-материалистической физике космоса». С тех пор в Интернете время от времени меня обвиняют в том, будто я отвергаю современную космологию лишь на том основании, что она противоречит диалектическому материализму. Поскольку такие обвинения могут выдвигать только те, кто не понял смысла моих статей, я на них никогда не отвечал. Но недавно я осознал, что нужно не только отстаивать истинные воззрения в области физики космоса, но и содействовать их распространению. С этой целью я подготовил изложение главы «Взгляд марксиста на релятивистскую космологию и актуальные проблемы физики космоса» моей монографии «Введение в диалектико-материалистическое естествознание» (2007 г.), которое предлагаю читателям. >>
Письма об «информационной экономике». Письмо восьмое
Уже развитое машинное производство по самой своей природе носит общественный характер, плохо совместимый с частнокапиталистической формой присвоения его продуктов. Это противоречие - основное противоречие капитализма - с необходимостью проявляется в экономических кризисах, циклических кризисах перепроизводства. Теперь же совершается переход от машинного к ещё более высокому, информационно-машинному, или информационному, способу производства, и этот новый технологический способ производства носит ещё более выраженный общественный характер. >>
Письма об «информационной экономике». Письмо седьмое
Под технологическим способом производства я понимаю исторически определённую качественную ступень развития техники, технологии и, вообще, производительных сил, основанную на некоторой совокупности базовых технологических принципов и технических решений, которые обусловливают характер труда и технико-технологический облик производства в ту или иную эпоху. >>
Письма об «информационной экономике». Письмо шестое
Мы говорим: компьютер - это «второй мозг» работника, многократно усиливающий возможности его «первого» мозга. В таком случае компьютерная сеть - это «коллективный» мозг, усиливающий мозг работника всей своей концентрированной вычислительной мощью и всей своею совокупной всеохватывающей памятью! А чем больше совокупная вычислительная мощь и совокупная машинная память, тем в большей мере возрастает «производительная сила мысли» работников, пользующихся системой информационных машин как средством своего коллективного труда. В случае же Интернета мы имеем не просто «коллективный», но воистину «всепланетный», «вселенский» мозг! >>
Письма об «информационной экономике». Письмо пятое
Среди фундаментальных изменений, что происходят в наше время и затрагивают все без исключения сферы человеческой жизни, особо выделяется информационная революция в узком понимании этого термина - революционный технический переворот, состоящий в изобретении электронно-вычислительной - информационной - техники и её всё более широком и повсеместном внедрении. Иначе говоря, происходит компьютеризация производства и всех иных областей человеческой деятельности. >>
Письма об «информационной экономике». Письмо четвёртое
Мы говорим: люди - суть главная производительная сила общества. Но что есть в наше время работники без серьёзных научных и технических знаний? Нули, «бессильная сила»! Это при классическом машинном производстве подавляющее большинство рабочих могло выполнять свою работу безо всяких научных знаний, даже без элементарной грамотности. И, действительно, чтобы кидать уголь в топку паровой машины, или присматривать за ткацким станком, или, сидя на конвейере, закручивать тысячу раз в день какую-нибудь гайку №5, совсем необязательно даже уметь читать и писать! Однако такого рода рабочие - бездумные «живые роботы» - безвозвратно отходят в прошлое. >>
Счастье как философская категория и как цель общественного развития
Большинство людей хотя бы раз в своей жизни задумывались о счастье. Все мы хотим достичь этого заветного состояния - счастья. А все остальное, если разобраться, является просто условием, предпосылкой заветной мечты. Но обычно считается, что счастье - это больше предмет лирической поэзии или романической литературы. Для философии эта категория считается слишком несерьезной. >>