Помочь разобраться в том, какова же сущность человека, его мышления, может как раз Гегель. Но только в том случае, если на нем не останавливаться. Гегель завершил объяснение философами мира, теперь нужно этот мир, в котором сущность и существование не совпадают, менять. И здесь начинается самое интересное с чувствами, которым не всегда нужно доверять, так же как и с разумом, которому приходится менять чувства, поскольку так или иначе он подчиняется именно им. >>
Мировая революция и национальный вопрос. К вопросу о методе.
Это - логика мировой революции; она, революция, не ограничивает себя, и этой не-ограниченностью переигрывает мировой рынок. Соединенные Штаты Европы против Японии и Америки, Соединенные Штаты Европы хотят ограничить свою область и никого туда не пускать. Революция против капиталистического мира, она не ограничивает себя, даже если победила в отдельной стране, она приходит ко всем и пускает к себе всех (всех - в смысле, пролетариев). Эта революция постольку, поскольку она противостоит миру капиталистов, есть революция мировая. >>
Мы делили реализм, много нас - а он один (или Некоторые замечания об объективности в литературе)
Можно сколько угодно “делить” реализм на виды и подвиды, периоды, стадии и т.п., но без понимания того, чем есть реализм по своей сущности, такие манипуляции будут лишь “для личного удовольствия” исследователя. Тем более эти манипуляции будут для личного удовольствия, если исследователь не различает разные фазы развития реализма, но валит всё в кучу или утверждает, что эти фазы на самом деле никакие не фазы, а просто различные проявления одного и того же. Обе этих позиции (а на самом деле - одна) отбрасывают развитие как главное свойство материи, впадают в морально устаревшую метафизику, поэтому просто не могут претендовать на научность >>
Иными словами техника, будучи произведением человеческого труда, перестаёт быть ему чуждой вместе с углублением процесса обобществления этого самого труда. Чем более труд обобществлён, тем менее он способен производить противостоящую себе технику, тем более он создаёт технику для обобществления и «технику» обобществления одновременно как два своих модуса[2] подобно тому как одновременно создаются материальный и идейный результаты каждого общественного процесса. >>
О пространстве и времени и споре об идеализме в физике
Когда говорят об «идеализме в физике» (а говорят уже около 100 лет), речь, конечно же, идёт не о физике, а о философии. Спор, о котором здесь идёт речь, ведётся не по, а скорее вокруг, теории относительности Эйнштейна. И тут сам Эйнштейн дал пищу для разных трактовок. С одной стороны, он сам был сторонником хорошего физика, но очень плохого философа Маха. С другой, - как известно, он же писал Нильсу Бору: «а что сказал бы старик Спиноза, если бы его удалось пригласить на дискуссию о перспективах развития квантово-механической модели физической реальности...» >>
Некоторые соображения о литературе, безразличии и статьях Николая Добролюбова
Случилось мне как-то читать справку о переводчиках произведений украинской литературы на немецкий язык. Выдающееся место среди них занимает Эрих Вайнерт, который почти первым после Франко более-менее удачно пробовал переводить Шевченко. А ещё он переводил произведения Леси Украинки. Вайнерт считал своей задачей создать условия для широкого развития новой немецкой литературы. Её история началась после того, как уничтожение фашистской власти позволило всем более-менее известным писателям Германии снова жить на своей родине. >>
О главном вопросе теории, о подходящих и неподходящих кадрах, а также о теоретических эмигрантах
Одна из недавних публикаций («Диалектика революции или имманентность против трансцендентности») вне зависимости от своего действительного результата в заявленных узких темах лишний раз напомнила тот вопрос, который является главным для современного по накопленным достижениям теоретического сознания. А напоминание этого главного вопроса многого стоит, особенно если оно создаётся с опорой на российское теоретическое мышление и происходит из его тела. >>
Тема планирования и сущности плановости не относится к популярным и активно обсуждаемым на территории стран, входивших в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Тем не менее, даже в самую глухую эпоху контрреволюции крайне опасно оставлять знания по проблемам планирования небольшой группе специалистов. Наоборот, знания эти должны иметься в самых широких кругах, даже весьма далёких от любых шансов на административное проведение какой бы то ни было экономической политики. >>
Категории эстетитики как ступени развития искусства и эстетической практики человека
Движение эстетических знаний, как известно, связано с выявлением именно чувственных характеристик бытия. Оно начинается с таких определённостей, которые репрезентируются одновременно со смыслом человеческого чувственного акта. А как раз в этом отношении понятие «безразличное» в наименьшей степени фиксирует чувственную определённость. Это обстоятельство и даёт основание сравнивать его с понятием «чистое бытие», как оно определилось в системе философских знаний.
>>
Почему физика так и не убереглась от метафизики?
Современная физика, несмотря на все выдающиеся открытия и изобретения, находится в глубоком кризисе, который начался в начале ХХ века, когда она разделилась на две принципиально несовместимые теории: квантовая механика и теория относительности. И хотя учёные до сих пор бьются над вопросом, как можно «примирить» эти два лагеря, исходя из чисто научных предпосылок, настоящий источник раскола коренится в гносеологической сфере, не поддающейся математической формализации. Потому каждая сторона не может обойтись без помощи философов. >>