2019-01-21 Павел Богдан
В среде художников часто можно столкнуться с мыслью, будто бы искусство и наука могут сосуществовать только в порядке произвольного синтеза, намеренного противоестественного сращения двух противоположных способов мышления и мировосприятия. Что, мол, искусство - это чистая эмоция или чувство; импрессионизм как отражение, а экспрессионизм как их выплеск. Порой даже намекают на некие мистические способности художника, и чем личность уникальнее и гениальней, тем может быть сильнее интуитивное предчувствие грядущего в его работах. К примеру, работа «Купание красного коня» живописца Петрова-Водкина написана в 1912 году, а после революции 1917 года художник якобы понял, что он написал. >>
Надо ли учить инженера мечтать? Ко дню рождения С.П. Королева
2019-01-11 Василий Пихорович.
Первый ректор Киевского политехнического института В. Л. Кирпичев был уверен, что обязательно надо. Он утверждал, что «отсутствие фантазии ничем не может быть заменено в технической деле»1. Выдающихся ученых и изобретателей Кирпичев называл «гениальными фантазерами». Как, педагог, ректор университета, он, конечно, задается вопросом «можно ли подготавливать изобретателей?». На этот вопрос он давал отрицательный ответ и считал, что книги вроде «Как делать изобретения» хотя и могут быть интересными, но вряд ли достигнут своей цели. Ведь изобретение - это как раз выход за пределы известного, а не просто копирование уже достигнутого. >>
Развитие критического мышления в рамках религии
2019-01-06 Василий Пихорович
Благодаря Фридриху Энгельсу стала популярной мысль Бруно Бауэра о том, что Филон Александрийский "был настоящим отцом христианства, а римский стоик Сенека был, так сказать, его дядей". Но не парадокс ли это, что стоики, которые считали Сократа - самого критически настроенного философа античности - едва ли не главным моральным авторитетом человечества, вдруг оказались действительными родоначальниками самой догматической по своей природе системы мировосприятия? >>
«Настоящая боевая машина» (к характеристике экономических взглядов Че Гевары)
2019-01-01 Василий Пихорович
В действительности о своей собственной жизни я могу рассказать мало, провожу её за физической подготовкой и чтением. Думаю, что после прочитанного я превращусь - в вопросах экономики - в настоящую боевую машину, хотя я и забываю прощупывать пульс и выслушивать сердце (это никогда у меня толком не получалось). Мой путь медленно, но верно расходится с призванием к клинической медицине... Святой Карлос приобрёл усердного ученика ... Я - в процессе смены характера моих занятий; раньше я с переменным успехом посвящал себя медицине, а в свободное время без определённого порядка (en forma informal) изучал святого Карлоса. Новый этап моей жизни требует и изменения этого соотношения; сегодня на первом месте - святой Карлос, он - ось всего и таким останется на все годы, пока шарик будет удерживать меня на своей поверхности >>
Кант, Гегель и ваши итоги года
2018-12-31 Сергей Алушкин
Что если те разочарования и потрясения, которые вы пережили в этом году или которые вам ещё только предстоит пережить, как раз откроют пространство для каких-то глобальных изменений в вашей жизни? Не беда, если ваши мечты и планы не исполнились в этом году и даже если не исполнятся в следующем: ведь может быть так, что это вовсе не то, что вам было нужно. С чего мы вообще взяли, что наши планы должны касаться только следующего года? >>
Понятие личности в контексте осознания деятельности
2018-12-10 Валерий Суханов
Зададимся вопросом: исчезнет ли разделение труда при коммунизме? Даже глубоко не владея Логикой, но имея развитое воображение, можно смело дать отрицательный ответ. Разделение труда обретет новое качество - оно перестанет быть безмерным. Но что будет масштабом измерения разделения труда? Масштабом станет сама личность - человек, способный в себе, собой синтезировать всеобщие определения действительности. Или иначе: человек свободный, обладающий универсальной понимающей способностью. >>
2018-12-07 К. Дымов
Всякая эксплуатация труда заключается в том, что эксплуататор отнимает у подчинённого ему работника некоторую часть его жизненного времени, заставляя его в это время работать не на себя, а на хозяина. Всякий эксплуататор - будь то свирепый рабовладелец, вооружённый плетью, барин-помещик или же нынешний «цивилизованный» капиталист, изображающий из себя «социально ответственного работодателя», - всеми возможными способами стремится выжать из подчинённого ему труженика как можно больше прибавочного труда, получив как можно больший прибавочный продукт. >>
Зачем читать художественную литературу?
2018-12-06 Кристина Москаленко
Зачем вообще знакомиться с произведениями искусства? На первый взгляд, взрослому человеку полезнее и выгоднее было бы для его профессиональной деятельности, а значит, и для жизни, читать только узкоспециализированную литературу, учиться только тем навыкам, которые пригодятся ему в работе и в быту. На деле оказывается, что даже для выполнения бытовых обязанностей нужно знать и уметь столько, сколько умеет все человечество, только в уменьшенном масштабе. Но это не значит, что цель универсального образования в том, чтобы уметь справляться с ближайшими задачами - уметь выживать (хотя и это немаловажно, учитывая, что условий для полноценной жизни каждого недостаточно). Цель универсального образования - человек, а не борющийся за выживание биологический вид. >>
2018-12-05 К. Дымов
При чтении «Капитала» обращает на себя внимание, насколько основательно автор книги отработал все доступные ему фактические материалы по экономике и положению рабочего класса в Англии - в частности, отчёты фабричных комиссий. Маркс строго опирался на факты - другой вопрос в том, насколько полны и точны были сведения тогдашней экономической статистики, которая, в общем-то, делала лишь первые шаги. Ведь во времена Маркса эта наука ещё находилась в состоянии становления - причём толчок развитию её дала промышленная революция, которая повысила спрос со стороны общества на достоверную информацию о том, в каком состоянии находится его хозяйство, сколько в нём чего имеется и производится. >>
Маркс и Ильенков. Философско-педагогическое эссе
2018-12-04 Валерий Суханов
Несмотря на простоту ильенковских текстов, понять философа совсем не просто, поскольку Ильенков всегда в переходе от Маркса к Гегелю и обратно. И это вовсе не «флюгерность» ученого - наоборот - собственная, личностная позиция, присущая лишь ему одному и никому более. Если Маркс обязан был быть непримиримым борцом с гегельянством, дабы утвердить свою материалистическую позицию, и этот момент при первом прочтении классика явно бросается в глаза, то Ильенков всегда обнаруживает в Марксе то, что не заметно при поверхностном чтении. При этом Ильенков как бы ничего и не делает, - он лишь «на ладошке» (выражение Эвальда Васильевича) показывает нам, что для победы над гегельянстом Марксу понадобился не кто-нибудь, а сам Гегель. >>