Вернуться на главную страницу

Доля Караткевіча (размышления о классике белорусской литературы и его месте в мировой истории)

2017-06-27  Mikołaj Zagorski, перевод с белорусского, сверенный с иными вариантами, Dominik Jaroszkiewicz

Доля Караткевіча (размышления о классике белорусской литературы и его месте в мировой истории)

Уладзімір Караткевіч является, несомненно, одним из наиболее значимых белорусских писателей второй половины XX века. К этому стоит добавить, что также он является настолько популярным, насколько вообще сейчас может иметь популярность литература, созданная по классической схеме с выраженным сюжетом, реалистической прорисовкой действующих лиц и выраженной авторской позицией. Караткевіч один из немногих белорусских авторов, произведения которого более чем охотно раскупаются даже в наше время доступности их текстов >>

теория литературная страничка

Философия Аристотеля в контексте генезиса человеческого Я

2017-06-25  Валерий Суханов

Философия Аристотеля в контексте генезиса человеческого Я

Имя великого мыслителя древности известно многим, причем далеко не философам. И это не случайно. Аристотель явился не только своеобразным итогом развития древнегреческой философии, но и определил движение философской мысли на тысячелетие вперед.
Почему так произошло? Почему учение, возникшее в эпоху, где твердо властвовала необходимость, и логический предел этой власти явил собой скептицизм, усомнившийся во всем, даже в существовании человеческого Я, оказалось крайне востребованным в эпоху обретения человеком собственной формы - свободы. >>

теория

Искусство как потеря времени. Фрагмент

2017-06-15  Алёна Лебедева

Искусство как потеря времени. Фрагмент

Лучше один раз услышать - услышать дважды невозможно. Увидеть дважды - невозможно. «Войти в одну реку...». Но что делать, если невозможным становится увидеть единожды, и каждый брошенный взгляд - это оставленный повтор. Он впивается во взгляд, как след в песок. Утрата единственности - непреходящее «уже было» и «уже - будет». Будущее, которое стало повторяться. Ж.Делёз заметил: «Повтор одинок», на что А.В. Босенко ответил: «Одиночество неповторимо!» [1, с.12]. И одиночество невосполнимо. Это не игра слов - тремоло, тремор текста, покрывающегося смыслом, как испариной. Сейчас читатель смахнёт её. И правильно сделает. >>

теория культура

Заметки на полях книги «Есть ли будущее у капитализма?». Часть 8. Так был ли мальчик?

2017-06-06  Василий Пихорович

Заметки на полях книги «Есть ли будущее у капитализма?». Часть 8. Так был ли мальчик?

Современный капитализм уже давно - это система для «старперов». Прошу не путать со стартапами, которыми нам постоянно тычут в нос, чтобы скрыть тот непреложный факт, что при капитализме все находится в руках стариков. Средний возраст фигурантов списка Форбс, опубликованного в марте 2016 года, составлял 63 года. Людей до 40 лет в списке миллиардеров в мире аж ... 66 человек из 1810. Но только 15 (то есть меньше 1 процента) из них сами достигли успеха, остальные - обыкновенные «мажоры». Даже в такой, казалось бы молодежной сфере, как ІТ, средний возраст первой сотни миллиардеров составляет 53 года - совсем «юные», как видите! И такая же ситуация на всех уровнях и практически во всех сферах. >>

теория

Тезисы о Фейербахе (с комментарием Э.В. Ильенкова)

2017-06-04  Карл Маркс

Тезисы о Фейербахе (с комментарием Э.В. Ильенкова)

В последнем издании сочинений Маркса и Энгельса, непонятно почему, оказался искажен текст «Тезисов о Фейербахе», и искажение имеет принципиальный характер. Во всех предыдущих изданиях «Тезисов» это место переводилось буквально и абсолютно правильно. Теперь же оно «отредактировано» вольно, произвольно и сугубо неверно. >>

теория

Необходимо ли теоретическое мышление современному искусству?

2017-05-30  Алексей Босенко

Необходимо ли теоретическое мышление современному искусству?

Нет. В теории нужда есть, а в мышлении – нет. О принципиальной безмозглости и унылости современного искусства написано море литературы. И о смерти искусства тоже. В сущности, говорить – не о чем, и нечем. Язык выработан полностью. Искусство как было без понятия, так и осталось. Зато свое суждение имеет. Кантовское «суждение без понятия» изначально лишает искусство права на теорию. Хотя право как раз оно имеет и пользуется им.

 >>

теория

Основной вопрос философии и его решение

2017-05-28  Марина Бурик

Основной вопрос философии и его решение

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», — утверждает Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». И продолжает: «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счёте, так или иначе признавали сотворение мира, — а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко ещё более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, — составили идеалистический лагерь. >>

теория

О революционности реакционных эпох

2017-05-24  Василий Пихорович

О революционности реакционных эпох

Пожалуй, трудно придумать более парадоксальное, а сказать точнее, более абсурдное словосочетание, чем словосочетание «юбилей революции». В нем с очевидностью констатируется, что с революцией что-то не так. Революция по своей природе — это процесс, а здесь — юбилей. Очевидно, что она перестала быть процессом. Чем же она стала? >>

теория

Диалектика революции, или Имманентность против трансцедентности

2017-05-20  Мария Предеина

Диалектика революции, или Имманентность против трансцедентности

Об Октябре нельзя сказать то, что Маркс говорит о Французской революции: Октябрь выходит за границы политической эмансипации - той, что утверждает равенство и свободу де-юре и сохраняет не-равенство и не-свободу де-факто - иначе, Октябрь - это человеческая эмансипация, и в этом своем качестве он вызывает энтузиазм масс. То есть Французская революция была интересом буржуазии и только идеей для масс, поэтому человеческая эмансипация в ней не могла быть нечем иным, кроме момента.  >>

теория

Рука с паяльником как орган мышления

2017-05-18  Dominik Jaroszkiewicz

Рука с паяльником как орган мышления

Советский мыслитель-марксист Эвальд Ильенков неоднократно подчёркивал, что головной мозг человека является органом мышления лишь по преимуществу. Понимание мышления как результата общественной деятельности, объединяющее Гегеля и Маркса, конкретизируется Ильенковым в тезис, называющий руку важнейшим органом мышления после головного мозга. Действительно, именно рука даёт мозгу важнейший «сигнальный материал», обеспечивает по преимуществу его контакт с вещью, созданной человеком для человека. Не зря Аристотель доверял осязанию больше чем зрению. >>

теория

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 78