Вернуться на главную страницу

Диалектика революции, или Имманентность против трансцедентности

2017-05-20  Мария Предеина

Диалектика революции, или Имманентность против трансцедентности

Об Октябре нельзя сказать то, что Маркс говорит о Французской революции: Октябрь выходит за границы политической эмансипации - той, что утверждает равенство и свободу де-юре и сохраняет не-равенство и не-свободу де-факто - иначе, Октябрь - это человеческая эмансипация, и в этом своем качестве он вызывает энтузиазм масс. То есть Французская революция была интересом буржуазии и только идеей для масс, поэтому человеческая эмансипация в ней не могла быть нечем иным, кроме момента.  >>

теория

Рука с паяльником как орган мышления

2017-05-18  Dominik Jaroszkiewicz

Рука с паяльником как орган мышления

Советский мыслитель-марксист Эвальд Ильенков неоднократно подчёркивал, что головной мозг человека является органом мышления лишь по преимуществу. Понимание мышления как результата общественной деятельности, объединяющее Гегеля и Маркса, конкретизируется Ильенковым в тезис, называющий руку важнейшим органом мышления после головного мозга. Действительно, именно рука даёт мозгу важнейший «сигнальный материал», обеспечивает по преимуществу его контакт с вещью, созданной человеком для человека. Не зря Аристотель доверял осязанию больше чем зрению. >>

теория

Родимое пятно позитивизма

2017-05-12  Иван Богданов

Родимое пятно позитивизма

В.И. Ленин в своей философской работе «Материализм и эмпириокритицизм» проводит критику философского учения махистов, ставшего чрезвычайно популярным в начале ХХ века. В частности, в первых главах производится анализ взглядов тогдашних позитивистов на существование внешнего мира, на понимание этого мира, на его происхождение, на отношение этого мира по отношению к сознанию мыслящего индивида. >>

теория

Адрес белорусам, которые идут дорогой теоретического и политического самообразования

2017-05-11  Участники сообществ теоретического и политического самообразования в Польше

Адрес белорусам, которые идут дорогой теоретического и политического самообразования

В одном древнем сборнике говориться: «если же тогда люди смолчат, то закричат камни». Когда кто-нибудь из поляков, работающих в том же самом направлении теоретического и политического самообразования, приезжал в Минск, камни действительно кричали. Бывшие предместья Минска неузнаваемо преобразились в 1950-х годах и образовали стройные проспекты, гармоничные кварталы, умело, без помпезности, выделенные доминанты на углах площадей. Архитектура давала образ геометрического согласия частей, простора для деятельности, размеренности взгляда, твёрдого и достойного спокойствия народа, идущего по выбранному в кровавых битвах маршруту.  >>

теория общество

Проблема основания субъективности в эпоху постмодерна

2017-05-10  Валерий Суханов

Проблема основания субъективности в эпоху постмодерна

Современная эпоха все больше и больше бьет тревогу о потере субъекта. И это действительно так. Человек теряет свою субъектность. Лженаука, погрязшая в эмпиризме, отталкивающаяся только от факта, и здесь строит свои «неоспоримые» теории. Хорошо об этом сказала философ из С-Петербурга И.А. Батракова. «В том, что называют постмодерном, уже не осталось не только всеобщего основания, но и вообще никакого основания, так что он действительно есть явление полной нелепицы. Для него умер сначала Бог, а затем и субъект со всеми его смыслами. Осталась одна лишь игра в смыслы, причем игра без правил, у каждого своя, хотя и неизвестно чья, ибо субъект-то умер!» >>

теория образование

О роли Э.В. Ильенкова в мировой революции

2017-05-04  Василий Пихорович

О роли Э.В. Ильенкова в мировой революции

Современный «проницательный читатель», увидев такое название, выскажет догадку, что это, скорее всего, постмодернистское стремление «иронически обыграть» серьезную проблему. Но он ошибется. У меня нет ни малейшего намерения иронизировать. Разве что над постмодернистами и их многочисленными последователями. Я же и в самом деле считаю, что творчество Э.В. Ильенкова уже сыграло очень серьезную роль в мировом революционном процессе, а еще большую роль в этом процессе ему предстоит сыграть. >>

теория история общество

Ильенков и Польша. Зарисовка из прошлого и настоящего

2017-04-29  Mikołaj Zagorski

Ильенков и Польша. Зарисовка из прошлого и настоящего

Не было ли правильнее назвать очерк «Ильенков и Семек»? Есть ведь такие темы в польско-российской истории, которые заставляют поднять без всяких упрощений, без неуёмных идеологизаций, все её пласты. «Пушкин и Мицкевич» - самая известная такая тема. А ведь ещё была дружба Александра Герцена и Станислава Ворцеля - их предпочитают не помнить в своих странах. Современным ярким примером параллелизма гносеологического процесса Польши и России является жизнь и деятельность Эвальда Ильенкова и Марека Яна Семека.  >>

теория история

Проблема идеального и теория отражения

2017-04-24  Марина Бурик

Проблема идеального и теория отражения

Любая новая серьёзная теория, на наш взгляд, является всего лишь одной или парочкой новых масштабных идеей, имеющих методологическое значение. Это позволяют по-другому видеть предмет, к которому теория относится. Далее в процессе развёртывания выясняется её место во всём теоретическом наследии, на которое она опирается, её отношение к другим идеям, существующим в качестве методологического принципа по отношению к своему предмету, к выводам, полученным с их помощью, к эмпирическому материалу.  >>

теория

Предмет эстетики и роль искусства в философии Ильенкова

2017-04-21  Сергей Алушкин

Предмет эстетики и роль искусства в философии Ильенкова

В своей оценке современного искусства постмодернисты и позитивисты оказались не способными к преодолению тезиса о «смерти искусства», который и был закономерным итогом этих философских систем, пытающихся мыслить искусство как совокупность картин, фильмов, песен и т.п. Однако Эвальд Васильевич Ильенков, продолжая линию классиков русской литературы Герцена и Чернышевского, предлагает иное понимание эстетики и роли искусства в обществе.
 >>

теория культура

О различии между концепциями Ф. Ницше, А. Камю и Э. В. Ильенкова

2017-04-15  Александр Устенко

О различии между концепциями Ф. Ницше, А. Камю и Э. В. Ильенкова

Казалось бы, чего общего между концепцией «Вечного возвращения» Ф. Ницше, «Мифом о Сизифе» А. Камю и «Космологией духа» Э. В. Ильенкова? Пожалуй, больше, чем того хотелось бы, как экзистенциалистам, так и представителям диалектического материализма, не говоря уже о нигилистах.  >>

теория

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 73