Специализация или универсальность, профессиональность или научность
Наверное, кое-кто из нас замечал, что стремительное развитие общественного производства не требует соответственно развитого человека, который бы обеспечивал это производство, а лишь сужает рамки отбора таких людей, соответственно, расширяет требования относительно их специализированности. И в этом есть реальная выгода - специализация позволяет готовить профессионалов, специалистов в определенной отрасли, а это, в свою очередь, способствует все лучшему и лучшему выполнению человеком именно своей части работы, что выгодно если может и не обществу в целом, то работодателям - точно. В то же время, никто не станет отрицать, что во все времена в обществе наиболее ценилась именно универсальность конкретного человека, то есть его способность делать любое дело. Как же решить это противоречие? >>
Общие черты процесса глобализации
Современный этап развития человечества - это колоссальные изменения и объединительные процессы в мировой экономике. Эти процессы в конце двадцатого столетия в экономической литературе стало модно называть глобализацией. Но начались они значительно раньше - во второй половине девятнадцатого столетия. Основные закономерности процесса, который сейчас принято называть глобализацией экономики, изучались многими учеными конца ХXІ начала XX веков. Тогда этот процесс имел более подходящее для него название - становление империализма, как монопольной стадии развития капитализма (слово глобализация указывает на объединение, но затуманивает вопрос как именно и на каком основании оно осуществляется). >>
Материализм и древнегреческая философия
Учение Аристотеля было итогом развития всей древнегреческой философии (древнегреческого материализма). Как видите, с самого начала развития философии возникает вопрос: почему вещи появляются и исчезают, одни сменяются другими? Почему «все течет – все меняется»? Дать ответ на этот вопрос материалистически, иначе как атомисты, древние греки не могли. И атомисты были правы: изменение – это свойство материи. Но, такой общий ответ только ставит другой вопрос. Почему материя меняется только тем или иным образом? >>
Сегодня мы живем в ситуации, когда развитие форм любви средствами литературы и искусства практически прекратилось. Мало того, современные литераторы и художники, похоже, считают своим долгом перед будущими поколениями разрушить, осмеять, уничтожить все то, чего достигла человеческая культура в области формирования чувств, связанных с взаимоотношениями полов. То, что должно быть сугубо личным делом, полностью закрытым от постороннего взора - физиологическая сторона вопроса - всячески выставляется на публику, а то, что должно быть делом общественным, что должно обществом всячески культивироваться, лелеяться и поддерживаться - то есть, собственно, любовь - оказывается личным, совершенно необязательным и даже не совсем нормальным.
>>
Коллективная игра как этап в становлении человека
Как же происходит завершение формирования детской субъективности? Благодаря каким процессам ребенок не только становится общественным существом, но и осознает себя таковым? Как у маленького человека формируется способность управления, которая является основой общественной жизни независимо от сферы и масштаба деятельности? >>
Роль бунта в становлении личности
Бунт воспринимается людьми как какое-то негативное, непонятное явление, которое присуще в основном молодежи, наивной и глупой, в которой еще «гуляют гормоны» и «дурь еще не вышла из головы». Вспомним хотя бы движение хиппи или знакомых «неформалов», эти воспоминания есть, наверное, у каждого нормального человека. Да, это проходит. В основном, со временем «бунтари» становятся приличными людьми. >>
В общих чертах о материализме и идеализме
В повседневных разговорах люди употребляют слово «материалист», когда хотят сказать, что человек не имеет высоких моральных ценностей, а заботится только об удовлетворении своих материальных интересов несмотря ни на что. «Идеалистом» же называют человека, стремящегося к высоким идеалам. Однако такое понимание материализма и идеализма не имеет ничего общего с тем, что под материализмом и идеализмом понимают в философии. >>
Атомарный человек. Философия и политика
В центре Берлина издали видна гигантская скульптура - через реку Шпрее шагает железный человек. У него отсутствует выражение лица, нет глаз - зеркала души, грубое тело состоит из плоских металлических листов, в мелкую дырочку, наподобие отверстий от пуль. Название скульптуры - "Атомарный человек" - объясняет гид. Знакомое название. К этому образу часто обращается философия и политика, в том числе немецкие философы О. Хёфэ, Ю. Хабермас. Это понятие употребляется и либеральными авторами со ссылкой на политический трактат Гоббса «Левиафан». >>
Дисциплина: полицейская дубинка или дирижёрская палочка?
Большинство людей считает дисциплину основой любого порядка. Но история знает немало примеров, когда именно наличие дисциплины становится причиной больших беспорядков, сбоев в работе и даже трагедий. Известен даже такой вид забастовки, когда все работают строго по инструкции, а в результате работа останавливается, замирает. >>
То, что у животных чувств нет - это тема отдельного разговора, и поэтому здесь она рассматриваться не будет. Поэтому все идеи будут исходить из того, что страх, как и все остальные чувства - это не естественные реакции организма, а общественные действия человека, полностью зависящие от уровня развития общественных отношений. С любовью, кажется, все было ясно - в «Происхождении семьи...» Энгельс детально описывает возникновение этого чувства и его общественно обусловленные причины. Осталось выяснить место и причину возникновения остальных чувств. >>