Об одной очень актуальной книге Э.В.Ильенкова
И если сегодня, в отличие от начала ХХ столетия, не говорят о кризисе в физике или в других естественных науках, то только потому, что кризис стал перманентным, что естествоиспытатели потеряли всякую надежду создать для своих наук хоть какую-то более или менее продуктивную теорию, которая позволила бы им работать целенаправленно, а не пользоваться привычным «методом научного тыка», который сегодня имеет все основания претендовать на роль единственной общепризнанной общенаучной теории. Результатом стало то, что фундаментальная наука в своем развитии в последние полстолетия фактически остановилась, а все нарастающая эмпирическая мощь ее грозит взорвать науку изнутри. >>
Проект Венера - утопический социализм 21 века
Для того, чтобы понять, так ли эти новые теории хороши, как о них говорят, нужно рассмотреть всё по-порядку - так, по крайней мере, не возникнет ощущения того, что мы что-то упустили. Разработкой «проекта Венера» Жак Фреско занялся более 70 лет назад и являет она собой, по его словам, проект технократического общественного строя с ресурсоориентированной экономикой. «Ресурсоориентированная» здесь означает, что економическая система общества, по Фреско, основывается не на товарно-денежных отношениях, а на наиболее эффективном распределении земных ресурсов, которыми наша планета обладает в изобилии. >>
О роли речевого творчества в изучении иностранного языка
Выбирая такой подход, преподаватели сами не замечают, насколько парадоксально они поступают. Пытаясь вызвать у своего ученика имитацию речи носителя языка, они делают такую речь для него невозможной! Ведь речевая деятельность в родном языке никогда не сводится к речевым клише - она всегда сопровождается произвольным и непроизвольным изобретательством. Человеку в его жизни то и дело бывает недостаточно уже установившихся в языке форм, и тогда он создает себе новые формы - слова, выражения, «коверкает» порядок слов и совершает массу других нарушений грамматики и лексикологии своего родного языка, и что самое восхитительное, - по логике этого же языка. >>
О философии, необходимой физикам. Очерк 1.
Если спросить физика, что он думает о философии, ответ, скорее всего будет в духе заявления академика АН СССР А.Б.Мигдала: «Творчески мыслящим физикам философия не нужна!» И, думается, не столько потому, что физик поверил кому-то на слово, сколько из-за того, что ему никто доходчиво не объяснил, почему знание философии ему необходимо. >>
Диалектическая логика против эмпиризма в теории
Парадоксально, но факт, что среди несметного количества философов советского периода вряд ли удастся назвать более десятка имён тех, кто действительно владел диалектическим методом и умел применить его к анализу современных ему общественных явлений. Один из рядовых этой отборной гвардии - Эвальд Васильевич Ильенков. Хотя многие, чьи пути пересекались с философом, называют себя ильенковцами, он никогда не претендовал на создание своей философской школы. Потому что его школа - это марксизм, а сам Ильенков - такой же «рядовой марксист» и «добросовестный философ», как и Ленин. >>
Размышления о происхождении новоевропейской философии
Новоевропейская философия не является продолжением или развитием средневековой. Это - очевидно, если помнить, что никакой самостоятельной философии в Средние века просто не было. Гегель в своих «Лекциях по истории философии» специально обращает внимание на это на обстоятельство: «Не только в индусской религии, но и у отцов церкви и схоластиков мы находим глубокие спекулятивные мысли о природе бога. В истории догматики важно и интересно знакомиться с такими мыслями, но в историю философии они не входят (курсив наш - М.Б.). >>
Книга В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» – ключ к пониманию физики ХХ века
В последние годы появляется все больше статей и книг, в которых говорится о кризисе современной физики и порой предлагаются различные рецепты выхода из него. К сожалению, в подавляющем большинстве этих работ нет понимания этого кризиса: в них, как правило, не встречаются слова «физический идеализм», выражающие сущность кризиса теоретической физики в ХХ веке (см. например, книги «Неприятности с физикой: Взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует» Ли Смолина и «Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки» Джона Хоргана. >>
Когнитивные стили?! Неужели всё так плохо... Часть 4: Сознание - не самосознание ли?
Э.В.Ильенков раскрывает механизм человеческого сознания при помощи анализа художественного отражения (которое отнюдь не есть аналогия, подобие, сходство различных сущностей, напротив - художественное отражение это одна из форм сознательного отражения, его вид): «Живописец, как известно, ставит перед собой и модель, и холст на подрамнике, а затем начинает целенаправленно приводить изображение на холсте - к сходству, к соответствию с моделью. >>
Так что, при всём уважении к Институту высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, мы вынуждены констатировать, что поставленная ими задача неразрешима уже потому, что неверно поставлена. Говорить об установлении причинно-следственной связи между образами в мозгу человека и сигналами, которые он получает от органов чувств - это всё равно, что пытаться определить маршрут движения автобуса, наблюдая вращение шестерёнок его двигателя. >>
Утверждением свободы человека и является разработанное Л.С.Выготским учение о произвольности человеческой психики, суть которого коренится в понятии «знака» как средства овладения человеком своей психикой, и в итоге – своим поведением. Свобода в данном случае проявляется в том, что человек «открывает» законы своей психической деятельности и, действуя в соответствии с ними (сообразно им) подчиняет их своей цели (например, «узелок на память» – средство, при помощи которого естественно-природные законы ассоциации, лежащие в основе «натуральной» памяти, человек «ставит на службу» своей цели – запомнить что-либо – и тем самым овладевает своей памятью). >>