Вернуться на главную страницу

Общественная сущность страха

2008-08-06  М. Жолобак Версия для печати

То, что у животных чувств нет - это тема отдельного разговора, и поэтому здесь она рассматриваться не будет. Поэтому все идеи будут исходить из того, что страх, как и все остальные чувства - это не естественные реакции организма, а общественные действия человека, полностью зависящие от уровня развития общественных отношений. С любовью, кажется, все было ясно - в «Происхождении семьи...» Энгельс детально описывает возникновение этого чувства и его общественно обусловленные причины. Осталось выяснить место и причину возникновения остальных чувств.

Одно из самых интересных и «необъяснимых» чувств - чувство страха. Самое опасное в его рассмотрении - то, что оно очень «похоже» на реакции животных.

На самом деле страх, даже «животный», не имеет ничего общего с животными. В тех случаях, когда реакция человека животная - рефлекторная - он вообще не может переживать никакие чувства, так как в такие моменты он не есть человеком и, в принципе, не думает и не чувствует.

Решение проблемы страха, скорее всего, стоит искать в отношении между отдельным человеком и обществом. Человек может бояться только разрыва общественных связей. Именно поэтому он может бояться, например, богов, которые и есть олицетворение этих общественных связей. Разрыв с богами будет олицетворять и разрыв с общиной. Аналогично - и с другими предметами деятельности. Невозможность полностью овладеть законом данного предмета приводит к разрыву общественной связи, опосредованной данным предметом. Именно на этой почве чаще всего и возникает страх.

Тот же страх смерти возник только тогда, когда отдельный человек стал олицетворением всех своих общественных отношений. Когда его личная физическая жизнь стала более важна для связи с обществом, чем следование законам определенной общины.

Привычный нам страх возникает только на достаточно высоком уровне разделения труда, когда человек становится личностью, и его поступки уже могут управляться не только интересом всего общества, но и «частным интересом» этого человека. Тогда уже страх поступить не так как нужно обществу сменяется страхом погибнуть (измениться), то есть опять же утратить общественные связи, которые в классовом обществе сосредоточены на индивиде, а точнее - на товаре, представителем которого этот человек является. Страх утраты своего товара - самый страшный и самый обычный страх эпохи товарного производства. Все остальные страхи, фобии и т.п. всего лишь обрамляют его античеловеческую сущность и поразительную непродуктивность.

 

теория