Философия Фихте в разрешении уравнения свободы и необходимости в педагогическом процессе
2015-05-05 Валерий Суханов
Разработка проблемы свободы немыслима без обращения к творчеству великого немецкого философа Иоганна Готлиба Фихте. В педагогическом процессе эта проблема стоит особенно остро. Вопрос о принципиальной смене парадигмы педагогики невозможно решить без изучения немецкой классической диалектики, в частности без понимания того революционного вклада в теорию познания, который сделал Фихте. >>
2015-03-31 Татьяна Мацёха
Человек удовлетворяет свою потребность в вещах (между прочим, искусственно сформированную), так же как удовлетворяет свою потребность во внимании, теплоте, любви. Другой человек подгоняется им под определённую рамки «технологических» требований. Пока соотношение необходимого с имеющимся в человеке совпадает - он используется, когда начинают проявляться нюансы, характер - утилизируется. Ведь проще «приобрести» нового человека, нежели заняться «починкой» имеющихся отношений. Всё это требует умения ценить то, что имеешь, и подходить к жизни деятельно, а не потребительски. Но ведь сейчас общество формирует прежде всего потребителя; увы, человека не научили действовать по-человечески. >>
Логическое обоснование педагогического процесса
2015-03-12 Валерий Суханов
В педагогике существует пренебрежительное отношение к теории, методике. И в чем-то оно не лишено оснований. Учителя так и говорят, мы, мол, практики, трудяги, а наверху методисты-тунеядцы, даром едящие свой хлеб. Конечно, такие суждения вовсе не беспочвенны. Методисты с умным видом «спускают» учителям невесть что, а учителя (лучшие из них) действительно трудяги. Но только ведь и труд бывает разный. Ведь часто, отвергая «мудренуюдурь» методистов, учитель утверждает то же самое «дедовским способом». И силы экономятся, и «деды так делали». >>
«Разбитое сердце»: зачем детям святой Валентин?
2015-02-12 Анастасия Кузнецова
Может быть, конкурсы «Стрела Амура» или «Разбитое сердце», проводимые в старшей группе детского сада, кому-то покажутся безобидным развлечением. Может, кого-то до слез растрогает мальчик в галстуке-бабочке, декламирующий: «Как снежинку на ладошке, ты согрей меня немножко, и увидишь, как я таю, как от счастья улетаю». Но у меня - а про снежинку я слышала своими ушами - волосы дыбом встают от подобных перформансов. И почему-то мне хочется верить, что во всем этом не я одна вижу явный перебор. >>
Проблема всеобщего в определении души
2014-11-14 Валерий Суханов
Выше был зафиксирован тезис, гласящий, что собственная форма вещи разрешается содержанием лишь отождествившись с собственной формой человека. И человек, в свою очередь, обретает содержание лишь обнаружив всеобщую форму вещи. Поэтому содержание человека всегда предметно. Попробуем этот тезис подвергнуть более глубокой теоретической проработке, нежели ранее.
>>
Диалектика в обучении versus «лающая педагогика». Часть 4
2014-11-02 Валерий Суханов
По сути говоря, основной задачей педагогики является умение моделировать, создавать такие ситуации, в которых ребенок оказывался бы способным так преобразовать вещь, чтобы вычленить из нее всеобщую форму. Но на практике преобразование дальше разламывания игрушек не идет, причем это процесс стихийный, и инициатива исходит от ребенка. Ребенок словно чувствует, что его субстанция как человека - в преобразовании вещи, но как это сделать - он еще не знает. Даже Ленин, говорят, любил ломать игрушки. >>
Диалектика в обучении versus«лающая педагогика». Часть 3
2014-10-29 Валерий Суханов
Начать хотелось бы с вопроса, к которому мы подошли вплотную в предыдущей главе. Как сформировать поле общения (обращения) ребенка и педагога для того, чтобы возникло сознание? Или по-другому: какая деятельность родит образ, являющийся основанием и целью развития личности?Решение этого вопроса неотделимо от грамотного, философски выверенного понимания самой деятельности, ее роли во всем движении объективной действительности. «Объективный генезис самой вещи и логика развития знания об этой вещи есть процессы, совпадающие в своей истине >>
Диалектика в обучении versus лающая педагогика. Часть 2
2014-09-25 Валерий Суханов
Исторически возникновение Я напрямую связано с определенным этапом, когда человек стал полагать свою реальную орудийную практику идеальной деятельностью. И это происходит потому, что и Я человека, и идеальное имеют один и тот же корень. И корень этот сама орудийная практика. Сознание и идеальное действительно находятся внутри орудийной деятельности, но в потенции, словно Буратино в полене папы Карло. Но если историческому человеку, находящемуся в естественно-природном состоянии, еще только предстоит вычленить идеальное, чтобы стать действительным человеком, то малыш живет в человеческом обществе, где идеальное уже присутствует. Поэтому и велик соблазн «насадить» идеальное напрямую в детскую голову. >>
О форме изучения «Науки Логики» Г. В. Ф. Гегеля коммунистами
2014-08-07 Mikołaj Zagorski
Вопрос о формах изучения «Науки Логики» Г.В. Ф. Гегеля может не найти поначалу своего определения в опыте читателя. Разобравшись с содержанием изучения «Науки Логики» коммунистами, вопрос о форме такого изучения уместно раскрывать лишь в классической зависимости: форма содержательна, а содержание оформлено. Что вообще относится к форме изучения? Попробуем для быстрого введения читателя в проблематику дать яркие образы доведённых до антагонизма форм изучения.
>>
Эволюция идеала женской красоты
2014-08-04 Андрей Самарский
Как и по каким причинам изменялось представление о женской красоте? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно смотреть на идеал эпохи через призму исторически сложившихся общественных отношений, которые выражаются этом идеале.
Уже в древние времена люди кроме предметов быта создавали человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству — 40 тысяч лет. Первые скульптуры олицетворяли именно женщину — это выражение особого положения женщины в обществе организованном по принципу материнского рода. >>