Вернуться на главную страницу

Эволюция идеала женской красоты

2014-08-04  Андрей Самарский Версия для печати

Эволюция идеала женской красоты

Ранее данная статья уже публиковалась на нашем сайте. Редакция решила напомнить читателям о том, как формировалось понятие женской красоты в ту или иную эпоху. Публикуем статью с иллюстрациями, добавленными редакцией сайта Spinoza.

Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века.

Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.

Эдуард Фукс

Как и по каким причинам изменялось представление о женской красоте? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно смотреть на идеал эпохи через призму исторически сложившихся общественных отношений, которые выражаются этом идеале.

Венера из пещеры Холе-Фельс. 35 тыс. лет до нашей эры.

Уже в древние времена люди кроме предметов быта создавали человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству — 40 тысяч лет. Первые скульптуры олицетворяли именно женщину — это выражение особого положения женщины в обществе организованном по принципу материнского рода. Они имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга всеобщей матери. Ошибочным было бы считать, что идеал красоты тогда формировался под влиянием желания нравиться мужчинам, которые были ниже по социальному статусу.

Венера из Виллендорфа. 24–22 тыс. лет до нашей эры.

Проще говоря, женщина изображалась только из-за того, что только она и была полноценным и полноправным человеком в обществе, где основной целью производства был человеческий род. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна. Здоровые женщины рождали здоровых детей, а это ценилось очень высоко. В изображения древние люди вкладывали то, что символизировало здорового человека.

Собственно говоря, по скульптурам периода матриархата еще нельзя судить об идеале красивого женского тела. Они являются только несомненным подтверждением того, что женщина занимала в обществе достойное место и еще не была превращена в рабыню, как это случилось в эпоху утверждения частной собственности и неразрывно связанного с ней патриархата.

В Античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульпторы древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и представления о гармонии женского тела.

Пракситель. Афродита Книдская (Афродита Браски). Примерно 340 г. до нашей эры. Римская копия I в. до нашей эры.

Знания древних греков избавлялись от мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Аристотель говорил, что красота — в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты — это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли — благородны. Типичная черта греческих изображений — это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела. Таким образом, красота женщины в то время выражалась в красоте тела. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то можно говорить о незавидном положении женщины в обществе. Женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства, которое уже не имело значение ведущей общественной деятельности, как в обществе, базирующемся на материнском роде. Статус человека имели только гетеры — ими восхищались, их воспевали в стихах. Возможно, именно их тела вдохновляли скульпторов. Хотя вернее было бы сказать, что богини достались грекам из матриархата. Полное доминирование отцовского права привело к тому, что женщина жила ради удовлетворения потребностей мужчины.

Рим практически целиком перенял греческую культуру. Но все же римляне чаще изображали реальных людей. Это были и знатные патриции, и плебеи, и гладиаторы, и даже рабы. В целом, одна из главных заслуг римлян — в том, что они сохранили для мира древнегреческую культуру, поскольку следующие поколения, живущие на территории Древней Греции, не стремились защищать плоды греческой культуры.

Св. Мария. XII век

Идеалы женской красоты были отображением половой морали. В Средневековье господствовала религиозная мораль. Нормой морали стал аскетизм; все телесное провозглашалось греховным. Преобладающим видом художественной деятельности была иконопись. Женским идеалом того времени стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали в полностью закрытом одеянии, в темной гамме, худой, с лицом, полным скорби. Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.

С развитием производства повышалось благосостояние людей, особенно в городах, и Деву Марию стали изображать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих явлений становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм значительно оживляет перечень скупых женских портретов и образов на иконах. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистики и свободной любви.

Эпоху Средневековья сменила следующая. Почему феодализм постепенно сдавал позиции? — Усовершенствовались орудия труда, развивалась торговля, были налажены пути сообщения между отдельными провинциями и между разными странами. Совершались великие географические открытия. Местности, которые находились на пересечении путей, стали центрами торговли. В них и начала развиваться новая культура. Общая интеграция дает право вести речь об обобщении идеала красоты для Европы, хотя мы знаем, что она развивались достаточно неоднородно. В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с превознесением тела, а не умерщвления плоти. Люди вспомнили, что когда-то они это уже видели, и искусство взяло за образец достижения Античности.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1486 г.

В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины.

Вечеллио Тициан. Венера Анадиомена. 1520

Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства — в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота постепенно уступала красоте зрелой женщины. Одежда стала более открытой. В эпоху Возрождения не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы.

Развивающееся производство требовало увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей. Это обуславливало моду на беременность. Очень часто женщин на портретах изображали беременными.

Развитие новых общественных отношений породило новую половую мораль. В странах Европы правила аристократия, поэтому идеал красоты здесь воплощается в аристократическом идеале. Стремления следующие: женщина — это изысканный источник удовольствия. Это — главные принципы изображения женщины в эпоху абсолютизма. Идеалы красоты дворян и простых людей значительно расходились.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805 г.

Для простолюдина главным условием красоты является приспособленность человеческого тела к работе и к продолжению рода. Поэтому крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге, которая способна к хорошему труду и к рождению крепких детей. Крестьянка, которая хорошо работает, должна хорошо питаться, а физический труд не даст ей ожиреть. Аристократы были противоположны в своих вкусах. В эпоху абсолютизма для них красивым представлялось лишь то, что оказывается непригодным к труду. Это отображалось в их идеале красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело. В принципе, подобные эстетические тенденции характерны для всех классовых обществ. В Китае ноги девочкам забивали в деревянные колодки, и они не могли не только работать, но и нормально ходить.

Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой — обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их. Люди любят теперь больше всего юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати.

Сергей Зарянко. Портрет кн. М. В. Воронцовой. 1851 г.

Для способа жизни аристократок беременность и кормление ребенка становится неприемлемым. Это не только выбивает женщину на определенное время из придворной жизни, но еще и вредит красоте ее тела. Поэтому среди портретов дворянок того времени трудно найти беременных.

Как известно, в период галантности популярными становятся куртизанство и проституция. Это, в свою очередь, не могло не повлиять на идеал женской красоты. Лицо женщин уже не несет суровости и чистоты, как в Средневековье. Напротив, им присуща некоторая развратность. Пикантна интересная бледность лица — символ хрупкости — а также отпечаток, наложенный на лицо ночами, посвященными любви.

Закономерным результатом развития общественных отношений стала политическая революция, в наиболее чистом виде разразившаяся во Франции.

Главные духовные вдохновители революции — просветители — по-новому описали идеальную для них женщину, и исходили они из идеальных половых отношений. Воспевался честный брак, которому предшествовала романтическая любовь, то есть брак становился вершиной любви. В обществе осознали необходимость крепкого брака: буржуазия в своем начальном состоянии находила в семье надежную опору. Вершиной брака стали дети. Неверность, которая до того была чуть ли не обязательным условием любви, теперь строго осуждалась. Также осуждались обществом куртизанство и проституция, которые, впрочем, никуда не делись. Но красота женщин во многом опять связывалась со способностью рождать. Требовались соответственные физические данные. Полнота указывала на регулярное и обильное питание, что, в свою очередь, свидетельствовало о материальном благосостоянии, привлекавшем теперь больше, чем женщина.

По мере того, как деньги приобретали все большую силу, ломая все сословные и другие непосредственные связи между людьми, утверждался принцип — за деньги можно купить все, в том числе и «любовь». Поэтому проституция не могла не выйти снова из подполья. Новые денежные отношения подчинили себе мораль. В норме морали стали браки по расчету. По приведенному выше принципу человек тоже стал товаром.

Николай Ярошенко. Курсистка. 1883 г.

Все это находит отображение в искусстве. Картины того времени достаточно часто изобличали изъяны общества. Появился такой вид художественного творчества как карикатура. Художественные течения, как правило, шли в ногу с литературой. Литературные течения, отображающие эпоху, показывали ее идеалы. Романтизм, реализм, символизм и другие течения, безусловно, тоже немало повлияли на формирование идеала женской красоты.

Предыдущие идеалы касались женского тела. Фактически это были мужские идеалы женской красоты — сугубо патриархальные идеалы.

Однако в ХIX веке женщину начинают изображать как человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, ищут в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений. Как пример можно рассмотреть картину русского художника Ярошенко «Курсистка». Главный «персонаж» этой картины — сверток с книгами и конспектами. Он свидетельствует о духовной красоте девушки, которая идет на учебу (или возвращается). Лишь одно это обстоятельство придает красоту внешнему виду девушки.

К сожалению, это направление в изображении женской (собственно, человеческой) красоты в искусстве не получило должного развития, не считая некоторых направлений, самым ярким из которых был в этом плане так называемый социалистический реализм.

Борис Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы). 1928 г.

В начале прошлого века возникло много модернистских течений, которые связаны с разложением художественной формы.

Художники уже не писали целое тело, а стремились изобразить его фрагментарно. Женщину тоже стали писать состоящей из частей. Вместо фигуры — «салат» из ног, рук, бедер, груди, причесок. Это касается искусства.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907 г.

С глобализацией и с развитием технических средств набирает обороты так называемая массовая культура и культур индустрия. С появлением массовой культуры грани стираются, а визуальные образы и идеалы становятся общими для людей, имеющих разное социальное положение, которые в массе своей слушают попсу и смотрят попсовые фильмы. В продукте массовой культуры проявляется усредненный идеал эпохи. Не малую роль здесь играет такое элемент массовой культуры как реклама.

Альфонс Муха. Монако Монте-Карло. 1897 г.

Теперь идеалами женской красоты на целые десятилетия становятся киноактрисы.
После распространения модернизма, где часто исчезал и разлагался образ, возник кризис в художественном творчестве. Некоторые художники заявили, что искусство умерло, и время перейти от изображения к производству самых вещей. Кто-то оставил занятия живописью, а более рассудительные попробовали использовать новейшее искусство в области рекламы и промышленности.

На протяжении прошлого века идеал красоты изменялся несколько раз, но причинами этих изменений были уже не революции в общественной жизни, а появление все большего разнообразия товаров для тела, в которых нужно было сформировать потребность.

Целостного понятия идеала женской красоты уже не существует. Он постепенно исчезает. Последний такой «наиболее популярный» идеал — это эталон красоты, сформированный 25 лет назад владелицей одного модельного агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды.

Женщина должна быть похожа на манекен. Требования к телу следующие: минимум метр семьдесят роста, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, тоненькие руки, широко расставленные глаза, не очень большой рот и не очень узкие губы. Об уме и каком-либо совершенстве чувств тут, как видите, не упоминается.

Женская красота сейчас стала растиражированной торговой маркой. Ею занимаются не только отдельные агентства, компании, а целые отрасли промышленности. Под влиянием массовых изображений женщины у современного человека формируется определенный «желаемый» идеал, суть которого состоит в том, что женщина как раз и выступает чистым символом желания — желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью женской красоты.

история культура образование