Летняя школа по философии 2015
Еще в студенческие годы, побывав на первой своей летней школе кружка по диалектической логике, я написала статью для факультетской газеты. После этой статьи меня начал узнавать декан факультета - Борис Владимирович Новиков. Он сказал, что я так пропиарила летнюю школу, что он сам захотел на ней побывать. Это было предсказание - теперь я пиарщица. Но до сих пор не научилась пиарить лишь бы что. А вот то, во что верю, не могу не рекомендовать. Поэтому пусть мои впечатления о пятой моей летней школе кружка тут побудут.
>>
«…держись правды, защищай правду до конца!»
«Ищи правду, слушай правду, учись правде, люби правду, говори правду, держись правды, защищай правду до конца!» – эти прекрасные слова принадлежат чешскому мыслителю и религиозному реформатору Яну Гусу (1371–1415), который был сожжён на костре как еретик 600 лет назад – 6 июля 1415 года. >>
Держу в руках альбом «Київ у фотоілюстраціях» 1954 года. На прекрасном литературном украинском языке написано вступительное слово и собраны фотографии самых красивых мест в Киеве. Альбом с теми, советскими, названиями улиц. Улица Грушевского, оказывается, была улицей Кирова, а улица Богдана Хмельницкого была улицей Ленина. Да, был когда-то город, отстроенный после Войны прекрасным и величественным.
>>
И все-таки Вечный революционер
Франко знакомится с марксистской литературой в 1878 году, он переводит на украинский язык 24 главу «Капитала» и некоторые главы «Анти-Дюринга», пишет предисловие для издания этих работ отдельной брошюрой. В этом году он пишет ряд художественных рассказов, предназначенных исключительно для пропаганды социалистических идей.
>>
Пять тезисов о социокультурном пространстве советской литературы
Поэтому точно так же, как без советской философии уже мыслить нельзя вообще в принципе, точно также нельзя мыслить и чувствовать без советской литературы. Современная мировая практика не может быть не только критерием истинности советской философии, но и тем аршином, которым можно мерить советскую литературу. Скорее, наоборот, советская философия и советская литература могут быть методологией понимания и нервом чувствования современной мировой социальной реальности.
>>
За подлинную человечность, или Тhe Unadulterated Cat
Почти два месяца назад, 12 марта, в возрасте 66 лет умер английский писатель Терри Пратчетт. Он покорял читателей своим тонким и острым юмором, социальной сатирой, неординарным фэнтези. Во многих уголках Земли пользователи социальных сетей простились с писателем цитатами из его произведений. В первую очередь, почитатели его творчества вспомнили мысли героев Пратчетта о смерти
>>
Проводить параллели — то немногое, что мы можем делать в сложившейся общественной (и философской) среде. Находить ранее незамеченные связи между событиями, людьми и идеями, сравнивать их, упорядочивать прошлое для будущих поколений, в конце-концов, повторять — чтобы в самый нужный момент это было услышано. Повторять, правда, нужно поднимая факт на высоту своего времени и знаний, а не опускаясь до «местных» причинно-следственных связей, чтобы схема познания имела форму спирали, а не дурного круга. >>
Живая философия, или О философской публицистике Э. В. Ильенкова
Если философия занимает определенное место в жизни каждого человека, почему тогда так мало людей ею интересуются? Почему молодые люди, которым по долгу службы в университете необходимо познавать мир, принципы его развития, до сих пор считают способ познания мира через изучение всеобщих законов бытия ненужной дисциплиной? И даже не пытаются разобраться в том, что же такое философия, руководствуясь стереотипами или первым впечатлением от прослушивания неудачной лекции о методологии самой «неточной» науки. >>
К вопросу о патриотическом воспитании
Как правило, первой ступенью в осознании своей общественной сущности для подростка выступает осознание своей принадлежности к нации. Другими словами, патриотизм можно назвать естественной ступенькой в становлении индивидуального самосознания в условиях, когда человечество разделено на нации. Соответственно, на место эгоцентризма в качестве мировоззрения становится нациоцентризм, то есть, эдакий коллективный эгоцентризм. Эта точка зрения не только не умнее ничем, чем точка зрения ребенка, но, напротив, намного тупее, поскольку здесь теряется характерная для детского гносеологического солипсизма непосредственность и устремленность в будущее. Патриотизм, наоборот, устремлен в основном в прошлое, именно в прошлом он ищет свое оправдание и обоснование. >>
Религиозное сознание в современном мире
Для того, чтобы изучить какой-либо объект, нужно для начала иметь возможность рассмотреть его с самых разных сторон. Это условие не вызывает никаких затруднений, когда объект и субъект изучения не тождественны друг другу. Но в большинстве случаев самым загадочным и интересным для изучения является сам субъект изучения, человек. В обыденной жизни, чтобы рассмотреть свое же лицо, человек использует зеркало, которое позволяет получить свое изображение вне себя, как нечто от себя отличное. Но что делать, когда нужно рассмотреть сущность человека, его мысли, его душу? Здесь нужно использовать куда более сложное и специфическое «зеркало». >>