Вернуться на главную страницу

Летняя школа по философии 2015

2015-07-13  Кристина Москаленко Версия для печати

Летняя школа по философии 2015

Еще в студенческие годы, побывав на первой своей летней школе кружка по диалектической логике, я написала статью для факультетской газеты. После этой статьи меня начал узнавать декан факультета - Борис Владимирович Новиков. Он сказал, что я так пропиарила летнюю школу, что он сам захотел на ней побывать. А если так сказал Борис Владимирович, значит, я действительно передала атмосферу нашей школы.

Тогда мой декан предсказал - теперь я пиарщица. Но до сих пор не научилась пиарить лишь бы что. А вот то, во что верю, не могу не рекомендовать. Поэтому пусть мои впечатления о пятой моей летней школе кружка тут побудут.

Школа этого года, как обычно, была рассчитана на 10 дней. Многие из желающих посетить ее не могли приехать на весь срок (например, как я, из-за работы). Поэтому наибольшее количество участников присутствовало на выходных, которых было целых три из-за Дня Конституции. Эти три дня была и я на летней школе.

Почти каждый год наша школа меняет место проведения. Так мы узнаем немного больше о разных уголках Украины и о нашей способности «выживания» в непривычных условиях. В этом году выбор пал на базу отдыха «Политехник». База «Киевского Политехнического Института» расположена в лесу села Глебовка Киевской области, у Киевского моря (так называют водохранилище). Из окна домика, в котором жило большинство наших участников, было видно это самое море. База отдыха достаточно популярна, летом там много отдыхающих, но, несмотря на очеловеченность природы базы, на территории часто можно было видеть зайцев, ёжиков, не самых заурядных птиц, и каждую ночь мы слушали жалостливую «песню» совенка.

Все это может показаться не таким уж и особенным. Лес, Днепр, какая-то база, пара зайцев. И люди - они же есть везде. Но это кажется совсем особенным тем, кто в своих буднях не имеет возможности часто наслаждаться красотой природы, человеческой мысли и разнообразием чувств, вызываемых всей атмосферой именно этой школы.

Вот представьте. Пятница. Вечер. Впереди День Конституции. У кого-то сокращенный рабочий день, а меня начальник не хочет отпускать за двадцать минут до шести, потому что заранее не отпросилась. Я чуть не опоздала на последнюю маршрутку до Глебовки. По дороге встретила еще одну участницу школы - преподавателя КНУ им. Шевченко. Она рассказала о том, как любит свою работу и как рада работать по 12 часов в день. А я, уставшая, после недели непрерывного, бессмысленного офисного стресса, выхожу из маршрутки и чувствую аромат только что прошедшего летнего дождя, слышу загородную тишину, вижу высоченные сосны и добрые лица уже родных людей - участников школы.

В первый вечер моего пребывания на летней учебе все раззнакомились с теми, кого не знали. Я начала дружбу с самым маленьким участником - годовалым Колей. Он оказался стойким парнем, с достоинством выдержал трехдневное внимание всех, кому был так мил и интересен маленький человек.

Остальные три дня, которые я провела на школе, прошли по обычному расписанию. Утром волейбол, море или просто разминка перед настольным теннисом в прохладные дождливые дни. Дальше приготовленный дежурными завтрак. Казалось бы, что особенного может быть в утреннем настольном теннисе или завтраке? А теннис был для нас непростой. Одного нашего участника было очень сложно обыграть, поэтому занятие теннисом обретало особый азартный характер, а редкие победы нескольких участников над нашим «главным теннисистом» приносили всем море удовольствия.

А завтраки, да и обеды с ужинами - это отдельная радость. Во-первых, все были поделены на команды готовящих, все вовлечены в процесс приготовления. Во-вторых, каждый желал в свой день лучше других позаботиться о том, чтоб все были сыты и ничто не мешало продуктивным обсуждениям, играм, чтению и общению. А кто-то еще и решил поделиться особенными рецептами соусов, жарки на костре во фритюре и другими кулинарными проявлениями культуры. В общем, быть причастным к такому важному процессу приношения пользы коллективу понравилось всем.

После завтрака мы приступали к чтению по теме дня. Чтение прерывали спортивными играми, рассказами историй из детства или обсуждением кино и решением мелких бытовых вопросов. Затем - долгожданный обед. А после короткого отдыха - не менее долгожданное обсуждение прочитанного.

Теоретическая программа летней школы этого года была посвящена разбору предмета философии через призму достижений человеческой мысли (истории философии). БОльшая часть программы была основана на лекциях по истории философии Гегеля. Но только на этом представителе немецкой классики мы, понятное дело, не остановились. Тем более, что и Гегеля легче понять с помощью последующих теоретических достижений. Поэтому в субботу, первый полноценный день участия тех, кто приехал на выходные, мы читали и обсуждали первые очерки по истории философии Э.В. Ильенкова - о предмете логики, о мышлении.

На второй день мы разбирали проблему мышления, следуя логике Канта. Мы, как и Кант, пришли к тому, что мир непознаваем, но решили приоткрыть завесу тайны дальнейшего хода истории мысли и вспомнили о Фихте. То есть об ученике Канта, который, как и положено ученику гениального учителя, пошел дальше своего наставника и возразил ему - нашел неразрешенное противоречие в логике Канта. Фихте обратил внимание на субъективную сторону сущности мышления и тем самым поставил под вопрос агностицизм своего учителя. Вместе с тем субъективный идеализм Фихте благодаря мысли о деятельном начале «Я» выходит за рамки клейма «субъективный идеализм» и подталкивает к мысли о роли преобразовательной деятельности в процессе возникновения и развития мышления. Так мы еще раз вспомнили, что результаты исследования этого философа - это еще одна существенная ступень движения философской теории, необходимая для понимания мышления, и прямо подводящая нас к Гегелю.

В последний день моего пребывания на летнем обучении мы обсуждали именно достижения Гегеля, причем по одной из самых непростых его работ - «Феноменологии духа». Даже предисловие и вступление к этой книге Гегеля настолько сложны, что неподготовленным к таким испытаниям людям приходится поднимать в себе все силы и мужество прочесть вступление до конца. Но взаимная помощь еще при чтении и общее обсуждение прочитанного под чутким наблюдением тех, кто имеет больше опыта в теоретических дискуссиях, привели к нужному результату. Мы немножко поняли Гегеля.

Может показаться, что философская теория - это цель школы. Но, как известно, теория - это лишь средство для того, чтоб понимать, как действовать, как жить. А в этом помогает не только мышление. Для полноценной жизни важны и чувства. Так вот, на этой школе ненамеренно, без заранее определенных программ, чувства тоже были задеты, воспитаны, развиты или просто пробуждены.

Лес, река, ветер, то дождь, то солнце, мерами воспламеняющийся, мерами угасающий огонь нашего костра. Чтение сложной литературы, которая доставляет непередаваемое удовольствие, если хоть что-то из прочитанного понимаешь и видишь значение этого в своей (и не только) жизни. Лекции на темы, в которых участники разбираются или пытаются разобраться и поэтому делятся с другими своими мыслями. А каждый вечер - культурная программа. Песни под гитару ночью, среди высоких сосен и звезд на их верхушках, создают непередаваемую сказочную атмосферу. Гитара, скрипка, «Солнце взойдет» и «Не для меня» в сильном и эмоциональном мужском исполнении, народные песни в женском исполнении, открытие для многих - песня «Стены», содержание которой не оставляет равнодушным. И это далеко не все, что можно было пережить. Когда один из участников а капелла пел какую-то народную песню, я отошла от места, где все находились. Не видя того, что происходит у костра, я ощутила себя в каком-то рассказе или кино о казаке, идущем вдвоем с конем по лесу и с чувством исполняющем песню о нелегкой своей судьбе. И песнь эту слышат только лес, Днепр, звезды, конь, лесная живность и я.

Каждый год на школе создается особая атмосфера из-за людей, которые в ней участвуют. На этот раз люди оказались особенно талантливыми и душевными. Несколько новых участников работают с совсем маленькими детьми. А один из них - преподает малышам шахматы. В один вечер этот молодой, бородатый и очень харизматичный преподаватель с увлечением рассказывал и показывал, как он объясняет деткам, что означают фигуры, как они «ходят» и как ему приходится отвечать на бесконечные «почему?» Вот, например, как объяснить ребенку, почему нельзя просто взять и подвинуть фигуру? Наш герой-преподаватель пытается показать на практике: «А ты попробуй подвинуть стену». Малыш пробует. Преподаватель говорит: «Видишь, не получается». А ребенок отвечает: «Мне кажется, немного получилось». Тут я вспомнила песню «Стены» (Аркадий Коц, оригинал - Луис Льях): «И если ты надавишь плечом, И если мы надавим вдвоем, То стены рухнут, рухнут, рухнут, И свободно мы вдохнем». Кажется, дети знают что-то, чего не знают взрослые... И таких историй у юного преподавателя огромное количество. Он не мог перестать рассказывать, делиться своими наблюдениями и накопившимся опытом, и делал он это с таким воодушевлением и актерским мастерством, что мы не могли от него отойти.

Жаль, что не с каждым удалось пообщаться вдоволь. И невозможно о каждом подробно написать. Но атмосфера людей летней школы - это, наверное, главное, что в ней есть. Эти люди - это не просто профессионалы. Они горят своим делом, если оно достойно этого горения. А если нет - то продолжают поиски и не останавливаются на достигнутом. Помимо места работы есть еще множество возможностей для реализации и получения настоящего удовольствия от общения. Вот, например, посещение этой летней школы. Искусство, общественная деятельность, да и вообще несение добра везде, где бы ты не находился.

Конечно, не всем повезло каждый день заниматься именно тем делом, которое приносит наибольшее удовольствие. Но эта школа, кроме прочего, показывает, что такое дело возможно и за эту возможность стоит бороться. И особая атмосфера людей нашей летней школы, наверное, заключается в том, что все участники, которым уже повезло в профессиональном плане, не останавливаются на этом, а разными методами борются за такую возможность для всех.

Три дня в «Политехнике» пролетели для меня как один, но впечатлений, воспоминаний и пищи для размышления столько, будто я провела там несколько месяцев. Летняя школа каждый год радует разнообразием и вдохновляет разрушать стены будней. А еще является отличным примером организации людей для труда без принуждения, а в удовольствие, для работы над собой, для улучшения мира. Надеюсь, когда-то подобная «школьная» атмосфера будет доступна людям каждый день, а не только один раз в год.

 

 

культура