2016-12-19 Ярослав Вареник
24 ноября в НТУУ «КПИ им. Игоря Сикорского» проходила пятая конференция "Глушковские чтения" по теме «Междисциплинарные исследования актуальных проблем применения информационных технологий в современном мире». Особенностью ее всегда была та целостность, которую составляет объединенный подход философии и естествознания. Союз не случайный, а выражающий действительную сложность предмета, с которым работают. Предмет этот - человек, общественное устройство. И развитие его давно не под силу ни хаотично развивающимся технологиям, ни безвольно мечтающей философии. А именно таковы они в своем разрыве. >>
Возможен ли алгоритм мышления?
2016-12-16 Сергей Алушкин
Любой человек, начинающий изучать программирование, в первую очередь сталкивается с понятием алгоритма, из которого в дальнейшем развивается вся деятельность программиста, да и не только. Что только сейчас только не поддают алгоритмизации: от приготовления блюда до управления сложными технологическими процессами. Казалось бы, осталось алгоритмизировать самый основной процесс в человеческой жизни, мышление, а дальше уже останется делом техники написать на его основании программу, загрузить её в какой-нибудь сверхмощный компьютер и наконец-то перестать заниматься этим обременяющим процессом, поручив его профессионалу в виде искусственного интеллекта. >>
Об «Изобретателе», изобретателях и истории изобретательства в нашей стране
2016-09-20 Андрей Самарский
17 сентября в Украине отмечался День изобретателя и рационализатора. Это название выглядит не совсем уместным в сегодняшних реалиях, как будто за окном бушуют новостройки мощных заводов и научно-исследовательских институтов. Праздник по какой-то случайности остался еще с советских времен, как бы намекая нашей эпохе на её несостоятельность.
>>
Партийность как условный критерий истинности
2016-08-11 Пётр Мирный
Если учесть момент возвращения теории в практику, то будет хорошо видно, что развитие любого серьёзного исследования является продолжением развития самого объекта исследования. Здесь сразу же возникает вопрос о соответствии субъективного отражения объективной действительности самой этой действительности, т.е. ставится вопрос об истинности. Каким образом теоретик может быть уверен в том, что в ходе субъективного преобразования объекта исследования в мысли он не утратил связь с реальным, до и вне его головы существующим миром? Категории, которыми пользуется развитое мышление, конечно же объективны, но они всегда воплощаются через субъективные головы отдельных индивидов. Поэтому и возникает опасность того, что исследование на каком-либо моменте из продолжения развития предмета по его собственной логике превратится в навязывание предмету внешней ему логики. В результате вместо отражения объективного мира у нас получится конструирование химер, имеющее к этому миру весьма косвенное, одностороннее отношение. >>
К вопросу о путях преодоления психофизиологического дуализма
2016-06-05 Виктория Шумакова
Ещё Э. Фромм указывал на то, что никто не сомневается в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании. Существует множество определений человека, такие как: «разумное существо» (animal rationale), «общественное животное» (zoon politikon), «человек умелый» (homo faber), существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное - homo sapiens. Список можно продолжать, но суть от этого не изменится - человек рассматривается как представитель вида животных, а философы так и не вывели ту самую «человеческую специфику» из его природной телесности. >>
О критике технократических идей Э.В. Ильенковым
2016-04-25 Андрей Самарский
Известно, что Ильенков скептически относился ко всякого рода технократическим идеям, буйным цветом взошедшим в 60-е на почве надежд, связанных с кибернетикой. Основная мысль о том, что развитие техники само по себе не решает общественных противоречий, однако, не нашла развитие в плане того, как нужно относится к техническому развитию. >>
2016-03-21 Юрий Жданов
Существует глубоко укоренившееся мнение, что труды Гегеля не оказали какого-либо влияния на ход развития естественных наук. И поскольку встреча естествознания с Гегелем не состоялась в прошлом, она бесперспективна и бесплодна в настоящем и будущем, когда стремительный прогресс физики, химии, биологии оставил далеко позади туманные представления начала XIX в. – эпохи великого немецкого диалектика. >>
Спиноза — Гегель — Маркс — Эйнштейн. При чем здесь Эйнштейн?
2016-03-11 Василий Пихорович
Э.В. Ильенков несколько раз высказывал мысль о том, что А. Эйнштейн оказался тем мыслителем, который если и не завершает традицию мышления, отмеченную именами Спинозы — Гегеля — Маркса, то вполне укладывается в эту традицию. Потом он еще несколько раз назовет имя Эйнштейна в ряду величайших гениев человечества. С чем могла быть связана такая высокая оценка деятельности этого физика? Вряд ли просто с модой. Ведь меньше всего Э.В. Ильенкова можно было бы упрекнуть в доверии к моде на те или иные авторитеты. >>
Мысли о политической критике в Польше
2016-02-28 Mikołaj Zagorski, авторизованный перевод с польского Dominik Jaroszkiewicz
Освещая проблему политической критики в Польше сложно конечно уйти от упоминания такого издания как «Политическая критика»[1]. Это упоминание есть некоторым каноническим фасадом всех материалов по этой проблеме. Но желающий узнать анатомию должен беспощадно вскрыть поверхностные покровы. Одна из наиболее влиятельных фигур этого условно демократического издания, Славомир Сераковский, как нам известно, подписал обращение в пользу более чем активных «евроинтеграторов» на Украине, где эти люди отождествлялись с украинским народом. >>
Общая собственность в современном мире (заметки о развитии различных форм обобществления)
2016-02-23 Mikołaj Zagorski, авторизованный перевод Dominik Jaroszkiewicz
Формальное обобществление и реальное. Это проблема в теоретическом мышлении ставится относительно поздно. Её последняя детализация пришлась на 1960-1970-е года. Впрочем, само формальное обобществление тоже появляется достаточно поздно, раз уж право всегда отстаёт от действительности. >>