О науке, креационизме и мировоззрении
Роль науки в становлении мировоззрения сейчас действительно ничтожная. Несмотря на то, что наука остается господствующей формой общественного сознания (и не может не быть ею при капиталистическом способе производства), «господствующей» формой индивидуального сознания она становится в порядке исключения. Например, сейчас среди самих ученых немало верующих. К слову сказать, только советские ученые были в своем большинстве атеистами; на Западе же религиозному деятелю науки никто никогда особенно не удивлялся. >>
Роль университета в экономическом развитии Кубы
Выступление в Гаванском университете, 2 марта 1960 г.
Мои дорогие товарищи!
Прежде чем приступить к теме нашей сегодняшней беседы, я хотел бы предостеречь от слишком большого доверия к словам господина Наранхо. Позвольте мне остаться тем, кем на самом деле я являюсь, - скромным революционером и студентом первого курса... (аплодисменты). Я - студент первого курса по специальности «финансы» Университета Революции. (Аплодисменты). >>
2009-06-08 Большой коллайдер скоро начнет работу
К истории кибернетики в СССР. Очерк второй
Итак, в первом очерке мы попытались доказать, что имеющее силу предрассудка представление о том, что официальная советская философия нанесла большой ущерб развитию советской кибернетики, не имеет под собой сколько-нибудь серьезного фактического основания. Философия и в самом деле сыграла роковую роль в судьбе советской кибернетики, но вовсе не марксистско-ленинская, как думают все без исключения "постсоветские" интеллигенты, а структуралистская и позитивистская. >>
К истории кибернетики в СССР. Очерк первый
Когда речь заходит о пресловутых "гонениях на кибернетику", которые, как будто бы имели место в СССР в середине 50-х годов, то обычно представляют дело таким образом, что в этом споре с одной стороны выступали философы, которые были тупоумными догматиками и преследовали передовую науку, потому, что она, мол, не соответствовала положениям марксизма, а с другой настоящие ученые, которые, рискуя чуть ли не жизнью, эту науку всячески развивали. >>
О роли философии в математическом творчестве
В современном обществе любой человек, если, конечно, он не является умственно неполноценным, придерживается той или иной философии, сознательно или бессознательно. Она, можно сказать, пронизывает все поры общества. В связи с этим возникает интересный вопрос: как философия влияет на процесс творчества? Особенно интересно проследить это влияние на примере математики, которая ближе к философии, чем другие науки. >>
О значении заимствований в истории культуры
На то, что заимствования в становлении общества играют ключевую роль, указывает еще и то, что ни один народ не прошел самостоятельно путь развития от начала до конца. "Точки роста" новых общественно-экономических формаций каждый раз "кочевали", перемещались от одной страны к другой. Уже тот факт, что современному биологическому виду человека всего около 40 тыс. лет, в то время как время существования человека в целом насчитывает несколько миллионов лет, говорит о том, что наследование человеческой культуры шло не по прямой линии и совсем не совпадало с биологическим наследованием. >>
О том, что наука превратилась в такую же производительную силу, как почва или машины, писалось ещё 150 лет тому назад. Однако насколько «производительно» используется эта производительная сила? И кем, для чего она используется? >>
В 1985 году тиражом 15 тыс. экземпляров была издана книга ученого из ГДР Вольфдитриха Эйхлера «Яды в нашей пище». Давность издания и небольшой тираж делают ее действительно раритетной. В то же время, она является уникальным исследованием, которое далеко не потеряло своего значения сегодня. В этой книге автор тщательнейшим образом собрал и проанализировал факты влияния на окружающую среду и здоровье человека химических веществ, используемых в промышленности и сельском хозяйстве. Знакомство с этой книгой шокирует и заставляет задуматься над вопросом, если такое состояние было в 80-х годах, так что же происходит сейчас, спустя больше чем 20 лет, что в действительности окружает нас, что мы едим и, как следствие, из чего мы сами состоим? >>
Прежде всего следует заметить, что вопрос о соотношении диалектики и мировоззрения нельзя ни решать, ни даже поставить в абстрактно-общей, внеисторической форме - как вопрос об отношении «мировоззрения вообще» к «диалектике вообще». Стало быть, самое тщательное уточнение соответствующих терминов не дает ничего для разумения существа тех споров, которые возникают ныне вокруг вопроса о том, какой вид должна иметь научно-материалистическая теория диалектики, поскольку она понимается и разрабатывается как неотъемлемая составная часть научно-материалистического мировоззрения. >>