Многие материалисты и атеисты, которые не соглашаются с выводами релятивистской космологии о конечности и эволюции Вселенной, не решаются выступать против этой науки потому, что их пугает обилие литературы, популяризующей эту доктрину, вид толстых томов со множеством сложных формул. Эти опасения напрасны. Почти все эти формулы относятся к специальным вопросам астрофизики и не имеют никакого отношения к положениям о вечности и бесконечности Вселенной, которые должен отстоять материалист. А вот противоречащие традиционным материалистическим воззрениям положения релятивистской космологии обосновываются немногими аргументами, без изложения непонятных формул. >>
О познании бесконечного в движении
При непосредственно чувственном познании действительности мы имеем дело прежде всего и только с конечным. Но ведь задача познания заключается в том, чтобы вскрыть, сделать истиной сущность вещи. А всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного. Поэтому Энгельс считал, что положение о том, что мы можем познать только конечное, будучи совершенно верным, поскольку в сферу нашего познания попадают лишь конечные предметы, нуждается вместе с тем в дополнении: «по существу мы можем познавать только бесконечное». Но это уже находится не в компетенции непосредственного чувственного познания, а в компетенции теоретического мышления. >>
В 2001-2004 гг. в журнале «Марксизм и современность» были опубликованы мои статьи «Критические заметки по современной космологии» и «К диалектико-материалистической физике космоса». С тех пор в Интернете время от времени меня обвиняют в том, будто я отвергаю современную космологию лишь на том основании, что она противоречит диалектическому материализму. Поскольку такие обвинения могут выдвигать только те, кто не понял смысла моих статей, я на них никогда не отвечал. Но недавно я осознал, что нужно не только отстаивать истинные воззрения в области физики космоса, но и содействовать их распространению. С этой целью я подготовил изложение главы «Взгляд марксиста на релятивистскую космологию и актуальные проблемы физики космоса» моей монографии «Введение в диалектико-материалистическое естествознание» (2007 г.), которое предлагаю читателям. >>
2009-08-02 В Астраханской области найдены останки бизона возрастом 300 тысяч лет
Мысли по поводу «Патриотического рывка нации»
Но в том и прелесть хороших книг и статей, что они вызывают не только «чувство глубокого удовлетворения», но всю гамму человеческих чувств сразу, в том числе и желание поспорить с автором, в чем-то возразить ему, а в чем-то его и дополнить. Поэтому да будет мне позволено вставить и свои «пять копеек» по поводу некоторых моментов поднятой темы. >>
Патриотический рывок нации: когда и как?
От редакции. Эта статья известного советского популяризатора науки, автора замечательной книги об эволюционных идеях в области биологии «Тропой времен» Александра Гангнуса уже когда-то была опубликована на сайтe intelligent.ru, но, поскольку этот сайт перестал существовать, мы, с разрешения автора публикуем ее у себя. >>
Эвальд Ильенков и диалектическая традиция в мировой философии
Прежде всего следует сказать, что нет единой диалектической традиции. Сам Ильенков четко различал идеалистическую и материалистическую традиции. Более того, в самой материалистической традиции, к которой он примыкал, он видел несовместимые тенденции. Начнем с простого: «диамат» и диалектическая логика. Здесь и конфликтная завязка фабулы всего творчества Ильенкова. Нам уже доводилось писать о том, что сделанное в философии Ильенковым невозможно понять и оценить в контексте эволюции официальной советской философии - «диамата - истмата». Этот контекст важен не для понимания того, кем он был, но для понимания того, кем он не был. >>
... Я хочу сказать только одно: такая деятельность сказывается на науке куда более разрушительно, чем плохое финансирование. Я даже не говорю о том, что те крохи, которые выделяются на науку, этот журнал тратит на нечто прямо противоположное - на дискредитацию науки и рекламу религиозных бизнес-корпораций, которыми сами по себе вовсе не бедны. Куда более опасно другое - подмена научного мировоззрения религиозным. >>
Стратегия инновационной деградации Украины
Инновационная деятельность - понятие такое же неясное, как и новое. Так же непонятно как эта деятельность возможна в Украине. Видимо эта проблема интересует и нашу власть, поэтому 17 июня в Верховой Раде прошли парламентские слушания «Стратегия инновационного развития Украины на 2010-2020 годы в условиях глобализационных вызовов». В наше время власть не так уж и часто встречается с учеными, поэтому для отечественной науки это стало своего рода событием. >>
Марксистская философия в современной Украине. Несколько эмпирических замечаний
В действительности реальное положение вещей не совсем соответствует тому представлению, которое сложилось в среде профессионалов. Конечно, если бы мы провели опрос среди профессиональных философов, то очень немногие из них назвали бы себя марксистами. Скорее всего, они бы заявили о своей приверженности к постмодернизму, фрейдизму, экзистенциализму или, на худой конец, позитивизму. Но все эти течения существуют исключительно в пассивном режиме. >>