Писатели - те же расхитители гробниц
2016-02-09 Александр Гавва, Александр Демарёв, Дмитрий Черный
Как и всё объективно значимое в современном мире, литература - дело международное. Об этом тем более следует говорить сегодня, кода подчёркнутая "национальная идентичность", так называемый "менталитет" или "культурный код" становятся частью идеологии стравливания народов. Пока большинство людей деградирует, скатываются в пучину нищеты и дикости, отдельные группы получают с этого неплохие дивиденды. Что может сделать в этих условиях литература и вообще искусство? Как минимум, сохранить гуманистическую традицию, выходящую далеко за национальные рамки. А это невозможно без усвоения и развития классического наследия и всего богатства положительного содержания литературы, без сохранения её общечеловеческого объективного значения. >>
2016-01-04 Владимир Дмитрук
Недавно мне случилось перечитать замечательную статью Владимира Бушина «Товарищ, верь!...», где он рассказывает о той борьбе, которая развернулась в 1991 году на съезде писателей России вокруг слова «товарищ». В среде русских писателей тогда выделялись две основные лидирующие группы: антикоммунистов-«демократов», ориентирующихся на Америку, и антикоммунистов-«патриотов», воспевающих дореволюционные порядки как «исконно русские». И те, и другие резко отрицательно относились к слову «товарищ», утверждали, что оно придумано большевиками и поэтому чуждо русскому языку и русскому народу, что оно, мол, происходит от слова «товар» и т.п. >>
Между Рейном и Волгой. Непостановочная драма о мыслящем деле.
2016-01-02 Dominik Jaroszkiewicz
Не могло же ленинское наследие совсем испариться.
- А сколько времени прошло? Помнишь как Мюнцер поехал в Прагу искать гуситов спустя сто лет? Да ведь вы сами называете Россию «нацией предателей». Ленин для них такой же чужой, как мы. Там в России наверняка невозможно найти даже человека, который бы знал крупнейшие города на пути из Варшавы в Берлин. Для них мы все по определению враждебное и однородное пятно. >>
Я творю мир Часть 7. Беседа с Аристотелем
2015-12-04 Валерий Суханов
Я вижу, что эта причина тебе особенно близка, она окрашена теплотой встреч с Платоном, ведь его всегда интересовало то место, где вещи еще не было, но она уже была. В этом месте обитали эйдосы, которые, приобщались в этом идеальном мире к истине, а затем искали себе свою вещь. Меня безжалостно переврали в последующей истории, приписав мне то, что я абсолютно отверг учение об эйдосах. Да нет же! Просто мой старший друг искал начало на небе, а я - на земле. >>
2015-11-26 Dominik Jaroszkiewicz
Поздней весной 201х года утром одного из ясных дней на окраине города V в Польше к одной из трамвайных остановок за несколько пунктов до разворотного кольца подъехал трамвай. Из средней двери вышли хлопец и дивчина. Он был с рюкзаком, она с небольшой сумкой, а вместе они тащили просторный полимерный мешок параллелепипедовидного пошива с молнией и ручками. На нём была серо-зелёная панама и вышиванка с тёмно-малиновым узором, значит, из Галичины. У неё были чёрные длинные волосы, уложенные или заплетённые где-то сзади. На ней была серо-синяя одноцветная длинная юбка и белая футболка с одной из многочисленных модификаций тризуба Рюриковичей, ставшим гербом Украины. >>
Карсон Макаллерс: «Сердце — одинокий охотник»
2015-10-29 Карсон Макаллерс
Карсон Макаллерс — американская писательница, творчество которой принято считать ярким примером «южной готики» — литературного направления, сложившегося в первой половине ХХ века в США. Для этого направления характерны высокое внимание к социальным и бытовым проблемам «американского Юга» (расизм, нищета и насилие), обращение к фольклору, традициям и религии этой части страны, а также выражение господствующей там атмосферы всеобщего отчуждения и нравственной деградации. Помимо Карсон Маккаллерс, известными представителями «южной готики» были также Уильям Фолкнер, Теннесси Уильямс, Харпер Ли и Труман Капоте. >>
«...Разрывающая сердце человечность». (Отзыв на книги Евг. М. Богата)
2015-10-12 Александр Гавва
Работы Евгения Богата написаны «на вырост»: в том смысле, что обращаться к ним сегодня - всё равно, что садиться в машину времени. Открывая «Семейную реликвию, мы из безвременья нашей жизни отправляемся одновременно и назад (в 70-е годы ХХ века) и вперёд, в будущее, в то, что должно быть; а перечитывая «Что движет солнца и светила», мы обнаруживаем примеры любви, которая длится дольше, чем жизнь самих влюбленных. Находясь в этой машине, мы ясно видим, что мы - незаконно рождённые дети истории, в точке нашего существования история делает громадную петлю; мы живём на свалке эпох, в отстойнике мирового развития. В каком-то смысле, нас вообще не должно было быть. Но мы есть. >>
2015-10-10 Джон Фанте
Имя Джона Фанте почти не известно русскоязычному читателю, да и на своей писательской родине - США - о нём мало кто знает. Этому есть множество причин. На пороге 1930-х, когда молодой двадцатилетний Фанте всерьёз решил сесть за пишущую машинку, стать писателем в Америке было делом не из лёгких. С одной стороны - кризисные годы Великой Депрессии, угроза новой войны, надвигающейся с Европы, с другой - бедность семьи Джона и повинность всех её членов тяжко работать (его родители были итальянскими мигрантами, их освистывали, обзывали «даго» и хорошей работы просто не предлагали). К третьей стороне - мы же говорили, что причин тут много! - можно отнести, например, то, что литературный «пирог» 1930-х уже давно был поделен между такими «монстрами», как Драйзер, Стейнбек, Фицджеральд, Синклер Льюис, Хэмингуей и Фолкнер, и молодому писателю нужно было писать, как они, чтобы журналы взяли его рассказы в печать. >>
Анатомия обезьяны как ключ к анатомии человека (социально-философская сказка)
2015-06-17 Марина Бурик
Это произошло в те далёкие времена, когда насчёт происхождения человечества на Земле ничего нельзя было сказать однозначно. Нет, теперь-то мы уверены, что человечество произошло. Хотя некоторые, сидя в соц. сетях и общаясь с себе подобными, не всегда уверены, что они общаются с людьми, и даже часто уверены в обратном. Но себя-то каждый мнит человеком. Тем не менее, человечество все-таки произошло и мы даже во многом, благодаря науке, знаем, как это было. Или нам кажется, что знаем. >>
Пять тезисов о социокультурном пространстве советской литературы
2015-05-12 Марина Бурик
Поэтому точно так же, как без советской философии уже мыслить нельзя вообще в принципе, точно также нельзя мыслить и чувствовать без советской литературы. Современная мировая практика не может быть не только критерием истинности советской философии, но и тем аршином, которым можно мерить советскую литературу. Скорее, наоборот, советская философия и советская литература могут быть методологией понимания и нервом чувствования современной мировой социальной реальности.
>>