У Ильенкова есть три наброска, объединенных под одним названием - «Фихте и “свобода воли”», где он рассматривает волю и свободу воли и показывает, что воля – это «способность удерживать цель», то есть выстраивать свои действия в зависимости от поставленной цели. Однако воля имеет мало общего с упорностью в стремлении удовлетворить какие-либо желания, и мало того, вообще не связана с желаниями человека по отношению к самому себе. >>
К истории кибернетики в СССР. Очерк первый
Когда речь заходит о пресловутых "гонениях на кибернетику", которые, как будто бы имели место в СССР в середине 50-х годов, то обычно представляют дело таким образом, что в этом споре с одной стороны выступали философы, которые были тупоумными догматиками и преследовали передовую науку, потому, что она, мол, не соответствовала положениям марксизма, а с другой настоящие ученые, которые, рискуя чуть ли не жизнью, эту науку всячески развивали. >>
Берегись, Пермь! Злой чечен ползёт на крутой камский берег, точит свой кинжал. Не верите, прочитайте листовку «Сегодня Карагай, завтра Пермь», подписанную «Русским ДПНИ». Расшифровать эти буквы не берусь, но очевидно: скрытые за подписью люди стремятся оборонить родимую Русь от зловредных инородцев.
>>
Гегелю принадлежит мысль, что личность - это противоречие частных воль и всеобщих сил. Поражает, насколько поэты ХХ века желали присовокупить свои частные воли всеобщим задачам народа. Маяковский считал, что цель поэта – переделать мир, а поэзия должна светить теми лучами, той энергией, которую можно претворить в живое дело. “Мы диалектику учили не по Гегелю, бряцанием боев она врывалась в стих”. Во время суровых испытаний всего народа разлом проходил через сердце поэтов. >>
«Это – конец!» – подумал Ющенко. И это, действительно, – КОНЕЦ…
Май-месяц в Украине ознаменовался новой серией скандалов, в которых замешана вконец загнившая украинская политическая «элита». Всем хорошо известно: рыба гниёт с головы – особенно, ежели головы у рыбы нет вовсе… >>
Как выглядит счастье или чего ищет украинец?
Канал «1+1» запустил проект с далеко не оригинальным названием «Щастя – це....», однако менее душевным от этого он не стал. Трогательные слова могут вышибить слезу даже у человека, чья кровь холоднее крокодильей, а глядя на фотографии, изображающие людей в счастливые моменты их жизни, невольно улыбаешься. Однако, вникая в проект, начинаешь задумываться, что же такое счастье и насколько искренни те украинцы, которые смотрят в объективы камер и щебечут заветные слова? >>
Когда Гегель в качестве примера «абстрактного мышления» приводит вдруг брань рыночной торговки, то высокие философские категории применяются тут отнюдь не с целью насмешки над «малым человеком», над необразованной старухой. Ироническая насмешка здесь есть, но адрес ее – совсем иной. Эта насмешка попадает здесь рикошетом, на манер бумеранга, в высокий лоб того самого читателя, который усмотрел в этом ироническую ухмылку над «необразованностью». >>
Кто мыслит абстрактно? - Необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто, слишком неблагородно, и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать, а в силу внутренней пустоты этого занятия. Почтение к абстрактному мышлению, имеющее силу предрассудка, укоренилось столь глубоко, что те, у кого тонкий нюх, заранее почуют здесь сатиру или иронию >>
Украинские вузы – последняя надежда национальной идеи
Национальное воспитание «должно стать фундаментом становления мировоззрения молодого человека, на котором формируются профессиональные знания и профессиональная ответственность». Хорошо. Если вуз выпускает гуманитария, то задача более-менее ясна: профессионал в своей деятельности всюду, где это можно, должен славить Украину, ее славное прошлое (соответственно, не славное – клеймить), в общем, самому быть украинцем до корней волос и окружающих делать такими. Но, что, если это, например, экономист, или еще хуже – инженер? >>
Борьба за освобождение Кубинской пятерки продолжается
Это дело, без сомнения, войдет в ряд самых позорных деяний американской Фемиды наряду с делами Сакко и Ванцетти, «Голливудской десятки», супругов Розенберг, Анджелы Девис, Мумии Абу-Джамаля. И дело здесь не только в многочисленных фальсификациях, на которых строилось обвинение против Герардо Эрнандеса Нордеро, Рамона Лабаньино Саласара, Антонио Герреро Родригеса, Фернандо Гонсалеса Льорта и Рене Гонсалеса Сехверерта, не только в нарушении их прав в процессе следствия и суда, которые были отмечены общественными правозащитными организациями типа «Международная амнистия» и Группой по незаконным задержаниям Комиссии по правам человека ООН. >>