На пути к «убожеству». Несостоятельность идеалистической диалектики
Таким образом, источник идеализма, как и всякого мистицизма, нужно искать в практике. Там же нужно искать и средства для его преодоления. Дело ведь всё в разделении труда, в том, что пока философ - только философ, и «не испытывает себя в каждой сфере своего наличного бытия», он не может, как сказано в «Феноменологии», «извлечь всеобщее из конкретного и из многообразия наличного бытия». Другими словами, пока философия не пойдет путем, который указывают ей Маркс и Ильенков, пока она не потеряет себя в практической деятельности, она не сможет себя по-настоящему обрести. А для таких случаев, - когда кто-то себя не обрел, или уже успел потерять, - есть только одна подходящая форма самосознания - религиозная, куда представители «чистой» философии благополучно скатывались и скатываются до сих пор. >>
Трудовая миграция и денежный поток
Миграция бедности в развитые и богатые страны - это своего рода «оборотная сторона медали» капиталистической глобализации, проводимой в интересах обогащения западных транснациональных корпораций, но при этом исподволь подрывающей благополучие и стабильность самих «развитых демократий». Поток прибавочной стоимости из эксплуатируемых стран в «страны-рантье» неразрывно связан с потоком мигрантов в том же самом направлении; эти два потока, очевидно, взаимно обусловливают друг друга, находятся между собой в отношении корреляции. Трудовые мигранты («гастарбайтеры») движутся туда, куда в огромных масштабах перекачивается созданный их прошлым трудом, но присвоенный западными капиталистами прибавочный продукт, пытаясь таким способом его «себе вернуть». >>
Диалектика преступления и наказания: от Гегеля до Макаренко
С точки зрения позитивного права, т. е. законодательства, наказание самой главной своей целью ставит возмездие, кару за содеянное. Исторически представление о наказании периодически менялись, но все же основным в этом вопросе было наказание за преступление с целью принесения преступнику страданий. Принцип «око за око, зуб за зуб» был не просто пустым звуком. Реальное возмездие за причиненный вред имуществу, жизни человека, общественной морали присутствовало в жизни не одного поколения людей, являлось неотъемлемой составляющей бытия. >>
О роли философии в математическом творчестве
В современном обществе любой человек, если, конечно, он не является умственно неполноценным, придерживается той или иной философии, сознательно или бессознательно. Она, можно сказать, пронизывает все поры общества. В связи с этим возникает интересный вопрос: как философия влияет на процесс творчества? Особенно интересно проследить это влияние на примере математики, которая ближе к философии, чем другие науки. >>
К вопросу о проблеме обобществления труда
Такая система управления производством и распределением продуктов труда при полной прозрачности и открытости меняла бы сам характер труда. Она организовывала бы жизнь каждого трудового коллектива и каждого отдельного трудящегося таким образом, чтобы он понимал свою роль в общем деле построения новых общественных отношений, приучался мыслить и действовать, руководствуясь не узкими корпоративными или личными интересами, а в масштабе всего общества, видя и понимая проблемы общества как свои собственные. В процессе такого труда человек, что бы он ни делал, например, строил или шил, действует как человек и производит себя не как портного или строителя, а как человека, как личность, творящую историю. >>
Несколько слов о природе вдохновения
Этим стихом Пушкин рассказал о вдохновении практически все. Пожалуй, даже лучше всех философов. Однако, есть пару моментов, которые хотелось бы осветить, чтобы полнее раскрыть феномен человеческого творчества. >>
С одной стороны, материалистическая философия давно решила этот вопрос, заявив однозначно, что «не Бог создал человека по своему образу и подобию, а человек создал Бога по своему образу и подобию». Но вся проблема состоит как раз в том, что это только с одной стороны кажется решением проблемы. Таким образом можно дезавуировать Бога как творца, но само по себе это еще не позволяет утвердить человека как творца. Материалисты этого рода были уверены, что человек себе придумал Бога. Они даже не обращали внимания на то, что тем самым подрывались сами основы материализма, поскольку получалось, что можно придумать то, чего нет. На самом деле, создать и придумать — это далеко не одно то же. >>
В истории Советского Союза особо выделяются две даты: 9 Мая 1945 и 12 Апреля 1961 года. То были моменты наивысшего триумфа Страны Советов: победа над фашистским зверем в самой страшной из войн и победа над силой земного тяготения. И обе эти великие победы были одержаны благодаря социализму, благодаря преимуществам советского строя; они были заложены индустриализацией страны и культурной революцией и стали закономерным результатом, квинтэссенцией развития реального социализма в СССР. >>
Пособие для выпускников ВГИКА. Современные художественные образы исторических кинолент от А до Я
В наше стремительно меняющееся время, когда мы заново переосмысливаем нашу историю и наконец-то узнаём Правду, настоящим творцам (которыми выпускники ВГИКа и являются) уже просто необходимо определить для себя какие-то основные, незыблемые творческие каноны, правила, образы. Это пособие будет своего рода подспорьем, если хотите - фундаментом, на котором и должны будут стоять кинематографические произведения Настоящих Творцов Обновлённой России, претендующих на историческую реальность. >>
Петля на шею или безнаказанность – в поисках золотой середины
Наши предки были людьми весьма жестокими, потому что когда начинаешь листать перечень казней, то от разнообразия глаза разбегаются, причем не так от количества наименований, как от их названий. Кажется, некоторых из них вполне достаточно, чтобы человеку умереть от страха - сваривание в жидкости, разрезание на мелкие кусочки, бросание на съедение хищникам (при чем, список пестрит такими «заманчивыми» предложениями, как травля собаками, съедение крокодилами, акулами или насекомыми, раздавливание слонами). >>