Вернуться на главную страницу

Феномен одноразового общества

2015-03-31  Татьяна Мацёха Версия для печати

Феномен одноразового общества

Молодой журналист брал интервью у пожилой пары.

Под конец он спросил их: "Как вам удалось

сохранить ваш брак на протяжении 65 лет?"

Они улыбнулись ему и ответили:

"Понимаешь, сынок, просто в наше время вещи

было принято чинить, а не выбрасывать »

(автор неизвестен)

Экономическая ситуация монополистического рынка диктует новые условия потребления современному человеку: всё больше товаров, но все ниже их качество и надёжность. Человеку нет необходимости разбираться в схеме действия того или иного устройства, которым он пользуется, достаточно просто знать, какую кнопку нажать, нет необходимости чинить вещь, ведь сейчас зачастую выгоднее купить новое, нежели починить старое, нет необходимости беречь вещь, ведь сейчас она очень быстро становится устаревшей, и её всё равно приходиться заменять.

Именно благодаря товарам такого плана, люди всё стремительнее разучиваются бережно относиться к вещам, ведь одноразовых вещей не жалко. Мы расстаемся с ними, не печалясь и не привязываясь. Со временем такое отношение входит в привычку и начинает распространяться не только на вещи...

В свое время ещё Эрих Фромм одним из первых отметил особенности общества потребления. Бездумное потребления вещей, книг, впечатлений... и даже других людей. Люди всё больше потребляют и всё меньше деятельно взаимодействуют с этим миром, всё меньше преобразовывают его и всё больше сами подстраиваются под существующий мир вещей. В свое время интернет взорвала фраза бывшего министра образования РФ А. Фурсенко: «Задача школы - вырастить грамотного потребителя». Над ней издевались, ею возмущались. Но ведь на самом деле министр простодушно выдал тайну всего современного образования.

Современные педагоги напрочь забыли, что: «Человек - продукт не обстоятельств и воспитания, а активной предметно-практической деятельности по изменению обстоятельств, преобразованию действительности. Лишь переделывая, изменяя их, он тем самым изменяет, формирует, образовывает и себя как человека» [1, c.110]. 

Именно через отношение человека к вещи формируется отношение человека к человеку. В свое время ещё Эдвальд Ильенков показал, что именно через предметную деятельность ребёнок постепенно входит в мир человеческой культуры. Ведь отдельно взятая вещь - это не просто предмет потребления; это сгусток времени, труда и усилий, которые были вложены в нее другим человеком для того, чтобы она в конечном счёте принесла какую-то практическую и эстетическую пользу.

Широкое внедрение разнообразных инноваций в жизнь современного человека создает человеку-потребителю комфортные, «пассивные» условия жизни; в то же время никоим образом, не обеспечивая умение с умом пользоваться данными технологическими привилегиями.

Можно наблюдать значительный разрыв между интеллектуальным уровнем людей и вещами, которые стали неотъемлемой частью их обыденной жизни. Нынешние вещи вне рамок «понимания» людей; для многих - это непосильная задача, да и зачем собственно, если всегда можно заменить, обменять, выбросить.

Самое главное, что и нынешние производители «разумных вещей» совершенно не заинтересованы в том, чтобы люди самостоятельно могли разобраться в причинах поломки, механизмах, организации вещи. Ведь способность человека продлить жизнь вещи - это опасность, которая выльется в убыток для предпринимателя. Вместо того, чтобы купить новую «разумную» вещь, такая личность понижает спрос и становиться совершенно невыгодным человеком для рыночной экономики, ведь потребление должно постоянно возрастать. Для этого используется множество ухищрений: одежда, которую с уверенностью можно назвать такой же одноразовой, как одноразовые стаканчики, ведь после нескольких стирок она теряет надлежащий вид; бытовая техника, которая зачастую ломается на следующий день после истечения срока гарантии; энергосберегающие лампочки, которые могли бы служить втрое дольше, если бы производители удосужились вложить схему их устройства и т.д. Это в прошлом идеалом была устойчивость, сегодня этот идеал - прибыль.

Однобокость человека в данных вопросах тоже не перестает удивлять. Он упорно выбирает более упрощенный путь (конечно, лишь на первый взгляд), продолжая бездумно потреблять всё большее количество вещей. Он удовлетворяет свою потребность в вещах (между прочим, искусственно сформированную), так же как удовлетворяет свою потребность во внимании, теплоте, любви. Другой человек подгоняется им под определённую рамки «технологических» требований. Пока соотношение необходимого с имеющимся в человеке совпадает - он используется, когда начинают проявляться нюансы, характер - утилизируется. Ведь проще «приобрести» нового человека, нежели заняться «починкой» имеющихся отношений. Всё это требует умения ценить то, что имеешь, и подходить к жизни деятельно, а не потребительски. Но ведь сейчас общество формирует прежде всего потребителя; увы, человека не научили действовать по-человечески. Почему, собственно, человек, который не умеет ценить вещи, который не умеет с ними правильно взаимодействовать, останавливаясь лишь на их внешней оболочке, должен уметь правильно взаимодействовать с человеком? Ведь он также само останавливается на внешней оболочке человека, не утруждая себя проникнуть в его глубину.

Взять, к примеру, нынешнее состояние семьи как социального института. Как отмечает директор Департамента семьи и детей Министерства социальной политики Украины Руслан Колбаса: «На сегодняшний день от 52 до 61% разводов в Украине приходится на молодые семьи, при этом пик разводов приходится на первые годы - от 3 месяцев до полутора лет» [4]. То есть, люди расходятся ещё на этапе первичного совместного взаимодействия, первых семейных трудностей.

Сегодня мы живем в мире отчужденных людей, где другой человек зачастую рассматривается как инструмент достижения своих личностных целей; насколько человек может быть утилитарным, практично выгодным в той или иной ситуации. Всё это формирует безразличие ко всему, что находиться вне рамок наличного бытия отдельно взятого человека. Как говориться: «Apres moi le delure!» (после меня хоть потоп).

Невероятное количество фильмов, ток-шоу, разнообразных развлечений: начиная от торгово-развлекательных центров, заканчивая интимными услугами по выбору - всё это призвано скрыть от человека отсутствие его собственной жизни как таковой.

Почему, к примеру, современные фильмы - это всё больше экшены, блокбастеры, почему они пользуются такой популярностью? Да потому, что современное человечество всё больше напоминает серую безликую массу, где каждый отдельный индивид - лишь винтик в системе, который при необходимости легко заменить. Его жизнь ничем не примечательна, вот он и пытается заполнить эту внутреннюю опустошенность какими-то искусственными эмоциями - экстримом, драйвом, покупками, алкоголем и т.д. Всё, что ему остается - это проживать жизнь экранного героя, чья жизнь, в отличие от его собственной, наполнена впечатлениями, эмоциями.

Человек всё более обесценивается, как говорил Фромм, «человек движется без какой-либо сознательной цели, за исключением цели делать товар, быть в движении, идти вперед...» [3, c.84] . А вот куда движется? Зачем движется? Это вовсе неуместные вопросы. При этом совершенно забывается, что прогресс технологический ещё вовсе не означает прогресс человеческий.

Задача, которая должна сейчас остро стоять перед педагогами, родителями и общества в целом, состоит в том, как сформировать у ребёнка человеческую чувственность? Начиная с малых лет, ребёнок учиться взаимодействовать с другими людьми через совместно-разделённую деятельность. В дальнейшем он сам перебирает на себя рычаги управления и лучшее, что может сделать воспитатель - это дать ему возможность «сломать игрушку» и таким образом проявить свою первую самостоятельность. Ведь как писал Ильенков, необходимо «острейшая внимательность к малейшему проявлению самостоятельности, к едва заметному намёку на неё со стороны малыша. Как только такой намёк появился, сразу же ослабляй, педагог, руководящее усилие! И продолжай его ослаблять ровно в той мере, в какой усиливается активность руки малыша! В этом - первая заповедь педагогики «первоначального очеловечивания» [2, с.38] ребёнка.

Сейчас с малых лет у ребёнка отнимается возможность развиваться по человечески. Вместо того, чтобы активно включать его в семейно-полезную деятельность: смастерить вместе с родителями табуретку, склеить кормушку для птичек, помочь по приготовлению обеда и т. д., ему с малых лет подсовываются «интеллектуальные» игрушки, которые ходят, разговаривают, едят.. в общем, делают практически всё куда лучше самого ребёнка. Ему же остается роль пассивного наблюдателя и потребителя благ, ведь никаких усилий при взаимодействия с этими новшествами не предполагается, игрушка всё сделает сама. Это раньше, в «отсталые» времена ребёнок мастерил себе игрушки из подручных материалов, шил им одежду из лоскутков ткани, конструировал из одних и тех же деталей вертолеты, машины, тачки..., сейчас это всё ни к чему, ведь прогресс не стоит на месте.

А чему в принципе могут научить родители, которые и сами уже не способны ничего сделать своими руками? Сейчас не принято «быть самостоятельным», рынок обеспечит тебя всем, более того, он сам сформирует твою потребность в том, что тебе на самом деле не нужно. Нужны новые штаны, наволочка - пожалуйста, к чему тратить время на шитье; нужен стол или стулья - пожалуйста, это ведь глупо мастерить их своими руками; какая-то бытовая поломка - любые мастера, сервисные центры к вашим услугам, зачем лишние усилия и знание того, как устроена та или иная вещь.

Именно такие воспитатели с малых лет вкладывают в руки детей технологические новшества, а потом ещё и умиляются тому, как быстро ребёнок научился работать с сенсором в свои-то несколько лет, тогда как родителям пришлось изрядно помучатся, чтобы разобраться, что к чему. Они не понимают самого главного - того, что они лишают своего ребёнка детства, лишают его развитого воображения, лишают его человеческой чувственности. Они формируют ещё один винтик в обществе, в котором для ЧЕЛОВЕКА места становиться всё меньше.

А ведь именно благодаря труду ребёнок по-настоящему учиться ценить предметы культуры. Какого будет его отношение к тому, что он сделал сам, к тому, где нужны были немалые усилия, чтобы добиться желаемого результата? Если ребёнок помог отцу или матери смастерить обыкновенную табуретку, он запомнит её до конца своей жизни, ведь он сделал её САМ, и отношение к такой вещи будет трепетно-бережное. И только благодаря такому взаимодействию с ранних лет ребёнок сумеет понять другого человека, ценность той или иной вещи, которая тоже сделана руками человека, руками рабочего на заводе. Но всё это откроется его взору и пониманию, лишь когда он будет подходить к жизни в качестве деятеля, творца: вначале, на уровне семьи, потом ученического коллектива, а в перспективе - «глазами всего человечества».

1. Босенко В. Воспитать воспитателя / В. А. Босенко. - К.: ВСР, 2004. - 352с.

2. Ильенков Э.В. Философия и культур/ Э.В.Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

3. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви (Пер. Л.А.Чернышевой) / Эрих Фромм. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

4. Коваленко Н. Чому в Україні кожна друга подружня пара розлучається? [Электронный ресурс] / Наталка Коваленко. - Электрон. текстові дан. - Київ, 2015. - Режим доступу:  http://www.radiosvoboda.org/content/article/25016301.html

 

теория образование