Germania (Заметки по новейшей немецкой политико-гносеологической истории)
2017-04-08 Mikołaj Zagorski, Dominik Jaroszkiewicz (перевод с польского)
Наиболее решительные партии социальной революции, получившие господство в странах народной демократии, нередко были слабы организационно (в Германии, Венгрии и Румынии) или гносеологически (в Польше и Чехословакии), но опыт их господства нигде не прошёл даром. Опыт демократической Германии наиболее поучителен со стороны связи экономической политики и гносеологии. Две этих сферы немецкой жизни развивались в противотакте. Продолжение экономической политики в немецкой гносеологии не имело никакого авторитета, а продолжение немецкой гносеологии не имело никакого влияния в сфере экономической политики. >>
«Поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда...»
2017-03-09 К. Дымов
Пётр Алексеев - сам рабочий, в отличие от основной массы народников, вышедших из разночинной и даже дворянской среды, - первым осознал великую силу рабочего класса и первым обратился к нему. Нет, он не был марксистом и во многом остался в плену народнических заблуждений. Если его товарищи-народники видели в рабочем крестьянина, то П. Алексеев, можно сказать, видел в крестьянине рабочего - он относил к рабочему классу всех людей физического труда, не видя различий в социальном положении и в материальных интересах пролетариата и крестьянства. Но даже такая его позиция представляла собой немалый шаг вперёд. >>
Пепел сожженных 8 марта 1908 года ткачих Нью-Йорка стучит в моем сердце
2017-03-08 Борис Габрук
Спустя полстолетия после первого организованного протеста женщин-ткачих Нью-Йорка, которые в 1857 году 8 марта вышли с требованием 10 часового рабочего дня вместо 16 часов и предоставления одного выходного и равной зарплаты за ту же работу с мужчинами, в марте 1908 года в Нью-Йорке работницы текстильного предприятия Cotton снова поднялись забастовку против нечеловеческих условий своего труда. >>
2017-03-07 Mikołaj Zagorski (текст), Dominik Jaroszkiewicz (перевод с польского и выбор цитат)
«Надобно заметить одну черту Лессинга, о которой уместнее всего сказать по случаю «Гамбургской драматургии», произведения, начинающего собою эпоху справедливого уважения немецкого народа к самому себе. Писатель, деятельность которого пробудила в Германии патриотическую гордость и самое чувство национальности, был решительный космополит и стоял в отрицательном отношении к понятию национальности».
Приведённое короткое замечание Чернышевского, несомненно, одно из важнейших в его теории теоретической нации. >>
2017-03-06 Mikołaj Zagorski (текст), Dominik Jaroszkiewicz (перевод с польского и выбор цитат)
Большое влияние сократического способа мышления и жизни на Лессинга Чернышевский описывает такими словами:«Положительно нам говорят его современники, что он чувствовал себя хорошо только в кругу равных ему людей, — сюда принадлежали также все низшие, потому что он обращался с ними, как с равными, и, действительно, не считал их низшими себя... Это относится не только к общественному положению, к которому ещё могут быть равнодушны люди, чувствующие, что главное право их на общее уважение — ум, талант или звание (хотя и они редко возвышаются до такого чувства), но и к умственному превосходству, отказываться от которого гораздо труднее... >>
2017-03-04 Mikołaj Zagorski (текст), Dominik Jaroszkiewicz (перевод с польского и выбор цитат)
Вот чему предлагает учиться у Лессинга Чернышевский: «...Никакая нужда не могла заставить его заняться тем, что называется «приискивать себе место»: ни разу в жизни не поклонился он никому, не сделал ни одного шагу к сближению с так называемыми «нужными и полезными людьми»... Не то, чтоб он хотел непременно важного места или места с большим жалованьем, — напротив, он с радостью готов был принять самую скромную должность, но только тогда, если она удовлетворяла двум условиям: не вовлекать его ни в какие партии, ни в какие интриги и не возлагать на него обязанностей, не сообразных с его убеждениями. Эти два требования не позволяли ему принимать именно тех должностей, которые чаще всего предлагались ему, — именно профессорских мест...» >>
Феномен и политические уроки Керенского
2017-03-03 Дмитрий Королев
Об этом человеке в советские времена не было принято много говорить. А между тем Александр Федорович Керенский (1881–1970) был фигурой по-своему выдающейся, и история его головокружительного взлета и падения в том бурлящем 17-м году крайне поучительна для сегодняшних политиков. >>
Помянем товарища Дэна. Реформы в Поднебесной: некоторые промежуточные итоги пред лицом новых вызовов
2017-02-19 Дмитрий Королёв
19 февраля исполнилось 20 лет со дня ухода из жизни Дэн Сяопина (1904-97) - человека, которого на его родине называют «великим архитектором китайских экономических реформ и социалистической модернизации». 20 лет после его смерти страна продолжает двигаться по пути, намеченному и начатому товарищем Дэном, - и это достаточный срок для того, чтоб можно было подвести промежуточные итоги экономических преобразований. Это важно, прежде всего, потому, что с приходом в Белый дом Дональда Трампа, открыто бросающего Пекину перчатку, руководству КНР, так или иначе, придётся вносить в свою политику определённые коррективы. >>
Василий Иванович Чапаев: человек и образ. К 130-летию со дня рождения (9 февраля)
2017-02-09 К. Дымов
Возможно, Чапаев-киногерой и отличается изрядно от реального начдива Василия Чапаева. Формирование образа героя - это очень сложный диалектический, противоречивый процесс, в котором, отражаясь в общественном сознании, реальная личность мифологизируется, обрастает различными вымышленными деталями, претерпевает идеализацию или же, наоборот, упрощается («малограмотность» Чапаева, видимо, утрированная в фильме). Однако такой образ, любимый народом, может возникнуть только путём отражения в сознании настоящего Героя. >>
Современная Мексика: государство, рождённое революцией
2017-02-04 Дмитрий Королёв
5 февраля Мексиканские Соединённые Штаты отметят День Конституции — основному закону самого большого на планете (122 млн. жителей) испаноязычного государства исполняется 100 лет. В этой стране в том самом 1917 году принятием доныне действующей конституции завершилась их революция 1910–1917 годов, так что про современную Мексику можно с полным основанием утверждать, что это государство, рождённое революцией. Однако обостряющиеся внутренние проблемы и избрание президентом США Дональда Трампа бросают Мексике новые вызовы и снова ставят вопрос о фундаментальных переменах — политических и социальных. >>