Вернуться на главную страницу

Пепел сожженных 8 марта 1908 года ткачих Нью-Йорка стучит в моем сердце

2017-03-08  Борис Габрук Версия для печати

Пепел сожженных 8 марта 1908 года ткачих Нью-Йорка стучит в моем сердце

Спустя полстолетия после первого организованного протеста женщин-ткачих Нью-Йорка, которые в 1857 году 8 марта вышли с требованием 10 часового рабочего дня вместо 16 часов и предоставления одного выходного и равной зарплаты за ту же работу с мужчинами, в марте 1908 года в Нью-Йорке работницы текстильного предприятия Cotton снова поднялись забастовку против нечеловеческих условий своего труда.

Именно спустя полстолетия, 8 марта 1908 года 15,000 женщин - рабочие ткачихи, включая многих эмигранток, прошли через Нижний Ист-Сайд Нью-Йорка, а затем придя в Юнион-Сквер, кроме экономических (теперь уже 8-часовой рабочий день, два выходных и равная зарплата с мужчинами за ту же работу) выдвинули и политические требования. Женщины потребовали избирательных прав и снятия высокого имущественного ценза для избирателей. Напомню, что в 1908 году в США не было всеобщего избирательного права. Более того, большинство граждан страны попросту были лишены политических прав, поскольку существовал высокий имущественный ценз для белых мужчин, а женщины и негры вообще не имели политических прав.

Это выступление женщин вылилось в трехмесячную забастовку, в результате которой они добились лишь частичных уступок от своих хозяев из Cotton, Triangle Shirtwaist и других предприятий. Поэтому неудивительно, что спустя год, в 1909 за несколько дней до 8 марта ткачихи Нью-Йоркской фабрики Cotton, снова организовали забастовку с аналогичными требованиями. Протест продолжался несколько дней и закончился трагедией. Именно 8-го марта владелец фабрики мистер Джонсон заблокировал все выходы из здания и поджег его. В пожаре погибло, по разным источникам, 129 или 146 женщин-ткачих.

Поэтому помните. Именно эта трагедия послужила основанием того, что в память о погибших товарищах и в солидарность с протестами Нью-Йоркских ткачих в этом же 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. 

Так что не Клара Цеткин с Розой Люксембург, придумали 8 марта. Этот День солидарности трудящихся женщин, свои истоки берет из борьбы ткачих Нью-Йорка.

Более того, предложение провозгласить не просто национальный день, как в США, а международный день солидарности женщин за свои права, исходило в 1910 году вовсе не от Клары Цеткин. Это предложила ее товарищ по партии социал-демократов Германии Елена Грюнберг. Кстати, Елена Грюнберг, предлагая учредить день борьбы женщин за свои права, ссылалась не только на борьбу ткачих Нью-Йорка, но и на традиции революции 1848 года (весна народов Европы)). Именно ее инициативу в том же 1910 году, на 2-м Конгрессе женщин-социалисток в Копенгагене поддержала Клара Цеткин. В Европе его сначала отмечали 19 марта. И только позже, с 1914 года этот день был закреплен за 8 марта.

Так своим происхождением День международной солидарности женщин обязан рабочему классу и социалистическим движениям США и Западной Европы. А пытающиеся его отменить или высмеять, тем самым демонстрируют свою солидарность с теми, кто заживо сжигал нью-йоркских ткачих в 1908 году.

Что же касается сегодняшнего 8 марта, то еще со времен СССР он превращается не в политический празник, а в профанацию, в празднование дня женщины-матери или женщины-любовницы, то есть подчеркивание того, что женщина, не смотря на все ее права - не совсем еще человек.

Но это именно политический праздник, поскольку человек вообще есть, как говорил Аристотель, «политическое животное», что только и отличает человека от раба, который есть только «говорящее орудие».

Является ли человек как политическое животное идеалом общества? Ни в коей мере, но чтобы найти себя, превратиться в человека нормального - талантливого (тотального), а не абстрактного частичного индивида, человечеству предстоит пройти путь превращения каждого человека из раба в политическое животное. Только через включение в политику и управление общественными процессами каждого, еще раз подчеркну, исключительно каждого человека, формальные политические права превращаются в личное достояние (способности), культуру человека и в политическую культуру в частности.

Включение в политику каждого человека, превращение его в "политическое животное", это то звено, которое дает возможность человека безиннициативного, безразличного, бесчувственного и бездумного превратить в человека заинтересованного в результатах своей деятельности, человека сочувствующего, сопереживающего и думающего о результатах и последствиях своей деятельности.

Но начиная с профанации еще в СССР, после поражения социализма этот праздник вообще превратился в праздник торговцев цветами. Это день барыг всего мира, от крупных, в руках которых монополия на выращивание семян и цветов, до мелких торгашей. Что же касается современного положения женщин, то оно снова скатывается к дикому капитализму 19 столетия. Снова все тот же 14-часовой рабочий день, снова то же бесправие и зарплаты за ту же работу на четверть ниже, чем у мужчин. Причем, это снова происходит во всем мире, в том числе и на родине праздника солидарности (8 марта), в США.

Так что, пожалуй, рановато забывать о исторических истоках этого праздника.

 

 

история общество