«Левое движение Турции и курды: союз или борьба?» Часть 3
Рост популярности левых идей в турецком обществе в 60-е г. обуславливался острым общественным запросом на социальную справедливость и расширение демократических прав. Частичная легализация левых, за исключением ТПК, стала возможна после военного переворота 1960 г., главным последствием которого стало принятие новой конституции. Новый главный закон предусматривал расширение демократических прав и свобод, конкретизируя их содержание и границы.[1] Важным нововведением стало разделение властей. С 20-х гг. законодательная и исполнительная власть находилась в руках ВНСТ (Великое национальное собрание Турции), независимость суда провозглашалась лишь декларативно. Теперь же создавалась новая независимая ветвь власти – Конституционный Суд. Его задача состояла в контроле над соблюдением статей Конституции.
Ограниченные демократические преобразования коснулись и расширения автономии университетов и Управления Радио и Телевидения. Профсоюзы стали легальными и им дали право бастовать.[2] Перечисленные демократические преобразования обходили стороной вопрос о предоставлении соответствующих прав для выражения национальной идентичности курдскому народу. Статья 54 новой Конституции гласила: «Каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства – турок». И далее: «…турецкое государство территориально и национально – неделимое целое»[3]. За год до этого против курдов были приняты практические меры, 17 октября 1960 г. КНЕ принял закон, предусматривающий выселение курдов из районов их традиционного прживания на юго-востоке страны. В декабре 1961 г. в западные вилайеты (Анталья, Бурдур, Измир, Мугла, Чорум, Денизли) были переселены 55 крупных курдских землевладельцев. Среди высланных были и некоторые курдские общественные деятеля. Данный шаг правительства преследовал цель не облегчения социально-экономической жизни крестьян, а определялся прагматической задачей ослабления курдских феодалов и шейхов, которые ранее активно поддерживали политику Демократической партии. Своеобразно накладывалась друг на друга межпартийная борьба и националистическая политика КНЕ.
27 октября 1960 г. из университетов Турции было уволено 147 профессоров, которые осуждали ассимиляторскую сущность государственной идеологии Турции[4]. Любые публикации по курдской проблематике, подвергающие ревизии традиционный шовинистический подход, подвергались запрету. Ежемесячный журнал «Новый поток» (Yeni Akış) был запрещен в 1966 г. только лишь за использование в одной из публикаций термина: «курдский народ»[5]. Вопреки этому многие левые интеллектуалы поддержали этот военный переворот, видя в нем возможность расширения легального политического поля за счет включения в него левых политических сил. Как заключает Озан Ормеджи: «Действительно, военное вмешательство 1960 г. стало поворотным пунктом в турецкой политической истории»[6].
К концу 60-х гг. в левом движении Турции сформировалось два ведущих направления: социал-демократическое и национально-революционное[7]. Воплощением первого течения стала Рабочая Партия Турции, созданная в 1961 г. РПТ представила свою идеологию как следующий шаг в развитии идеологии кемализма и полагала, что задачи достижения национальной независимости и социализма тесно переплетены друг с другом. Но кемализм в программе РПТ был декларативным, т.к. в своей позиции по большинству вопросов партия ориентировалась на европейскую социал-демократию. Хотя внутри организации происходили острые дискуссии по данному вопросу, теоретики РПТ полагали что Турция – это зависимая капиталистическая страна, испытывающая сильное политическое и экономическое влияние США и Европы. Партия активно поддержала волну антиамериканских настроений, в конце 60-х гг. Айбар, лидер партии, заявил: «35 миллионов кв. метров турецкой земли находится под американской оккупацией»[8]. При этом остатки феодализма оценивались как второстепенные факторы отставания страны. В Турции крепко стоит на ногах и активно развивается буржуазный способ производства. Турция обладает определенной спецификой и готова к постепенному переходу к социализму. Судя по стратегии РПТ, социализма они предполагали достичь сугубо парламентскими методами борьбы и в очень отдаленной перспективе. Руководство РПТ заняло крайне критическую позицию в отношении надежд «Yön» на военный переворот, основным авангардом которого бы вступила военно-гражданская интеллигенция. В такой стратегии народ ставился в положение созерцателя истории, а не её активного творца. Основным субъектом будущих преобразований, согласно позиции РПТ, должен стать рабочий класс, как социальный субъект в силу объективных причин наиболее заинтересованный в социальном прогрессе.[9] Айбар также заявил о том, что его партия выступает против диктатуры пролетариата, т.к. это нарушает политическую демократию[10]. РПТ резко критиковала либеральную экономическую политику ДП, противопоставляя ей стратегию этатизма. Также РПТ настаивала на необходимости следующих экономических мер: аграрная реформа, национализация внешней торговли, банков, страховых компаний и иностранного капитала, действующего в стране[11].
В отношении курдского вопроса РПТ первоначально занимала традиционную для левого движения Турции позицию. Курдский вопрос рассматривался как проблема социально-экономической отсталости юго-востока, со слабым вниманием к национальному аспекту. При этом РПТ открыто заявляла, что жителей курдских земель государство считает гражданами второго сорта и в задачи РПТ входит борьба с такими установками в рамках конституции 1961 г. Но постепенно, с ростом поддержки РПТ со стороны курдского населения, позиция партии сдвигается к большой лояльности в отношении признания прав курдов. РПТ стала одной из первых партий в Турции, которая заявила о существовании курдского вопроса в своих официальных партийных документах. На своем четвертом конгрессе в 1970 г. РПТ открыто признает существование курдского народа и осуждает ассимиляторскую политику турецких властей. По мнению лидеров РПТ, курдский вопрос может быть разрешен в рамках единого демократического государства, поэтому партия не поддерживала стремления к достижению курдской государственности. Они оценивались как сепаратистские[12]. В специальной резолюции РПТ, посвященной курдскому вопросу, говорилось: «Четвертый съезд Рабочей партии Турции публично заяявляет, что на Востоке Турции существует курдский народ; с самого начала фашистский режим, утвержденный господствующими классами, проводил по отношению к курдскому народу политику угнетения, террора и ассимиляции, которая нередко принимала форму кровавых операций». И далее: «Уничтожение в рабочих и социалистических кругах расистской, буржуазной и националистическо-шовинистической идеологии в отношении курдского народа, является одним из основных факторов развития партии и ее идеологической борьбы; партия рассматривает курдскую проблему, исходя из нужд революционной и социалистической борьбы рабочего класса»[13].
Позиция РПТ в курдском вопрос стала одной из причин запрета партии в 1971 г.[14]. Как уже отмечалось, РПТ сконцентрировала свои основные усилия на парламентских выборах. Им предшествовали муниципальные выборы 1963 г., на которых РПТ получила около 40 тыс. голосов. Звездный час РПТ наступил позже, в 1965 г. В предвыборном манифесте РПТ было сказано: «Мы против всех остальных пяти партий. Мы радикально отличаемся от них. Мы партия трудового народа.»[15]. РПТ выставила на выборы в ВНСТ 382 кандидатов, 216 из которых были рабочими. За РПТ проголосовало 276,101 тыс. человек, что составило 2.83 % от числа всех проголосовавших. Это обеспечило партии Айбара 15 мест в парламенте. Четыре депутата РПТ были избраны от курдского региона (от Диярбакыра, Карса, Шанлиурфа и Малатьи[16]). Но нельзя сказать, что данный успех позволил РПТ качественно преобразоваться. Напротив, вскоре последовали острые внутрипартийные дебаты, спровоцированные критической позицией Айбара по отношению к советскому вторжению в Чехословакию. Руководствуясь своими симпатиями к европейской социал-демократии, Айбар осудил советский социализм как «авторитарный». Скандал вокруг позиции Айбара по Чехословакии был лишь вершиной айсберга тех противоречий, которые накопились в партии на рубеже 60-х и 70-х гг. Они касались основных путей, по которым будет развиваться левое движение Турции. Вырисовывались две противоборствующих позиции: умеренная социал-демократическая борьба в рамках буржуазного законодательства и революционное движение, рассматривающее национал-демократическую революцию как средство достижения полной независимости для турецкого государства. Последняя политическая тенденция получила название национально-демократическая революция (Millî Demokratik Devrim )[17]. На конгрессе РПТ в 1968 г. образовалось несколько фракций: группа Айбара, группа Aрэн-Боран и группа MDD.
Раскол не способствовал росту политической популярности РПТ, что отразилось на парламентских выборах в 1969 г. На них партия смогла получить лишь два места в ВНСТ. Поражение РПТ было во многом предопределено критической позицией ДИСК в отношении «крестьянского поворота» Айбара. Перед выборами лидер партии сделал неоднократные заявления, призывая ориентировать основные силы партии на работу с крестьянством как самым угнетенным классом[18]. Ответственность за поражение на парламентских выборах была возложена на Айбара и 15 ноября того же года он подал в отставку с поста главы РПТ. Репрессии против левых в начале 70-х г. коснулись в немалой степени и РПТ. 20 июля 1971 г. партия была запрещена, а большая часть руководства была брошена в тюрьму[19].
Реформистская стратегия РПТ быстро разочаровала наиболее активную часть левой турецкой молодежи[20]. Как молодежное ответвление РПТ, в 1965 г. была создана Федерация Дискуссионных Клубов (FKF: Fikir Kulüpleri Federasyonu). В лоне этих клубов вызревали принципиальные разногласия с социал-демократическим курсом РПТ. Новое политическое течение организационно оформилось в форме создания в октябре 1969 г. независимой Федерации Революционной Молодежи (DEV-GENÇ: Devrimci Gençlik)[21]. Исследователь Хамит Бозарслан пишет об этом движении: «Dev-Genç является результатом процесса радикализация турецкого молодежного движения. Это отщепление от РПТ в качестве радикально иной ценностно-политической модели. Многие молодые люди не имели какой-либо склонности к РПТ. Dev-Genç является символом сильной радикализации левых, и в рамках этого процесса находятся некоторые кемалисты, как Доган Авдсиоглы, которые придерживаются путчистской перспективы. И хотя они отличаются от Dev-Genç, вы не можете действительно провести границу между ними и Dev-Genç»[22].Эта организация в дальнейшем рассыпалась на целый ряд подпольных партизанских партий: THKO, THKP-C, TKP/ML .
Именно они олицетворяют героическую и вместе с тем трагическую страницу в истории турецких левых. Возникновение этих революционных организаций было очень сильно стимулировано действиями турецких военных в начале 70-х г. В 60-е г. среди социалистов была популярна идея о революционном потенциале армии, которая в новейшей турецкой истории традиционно выступала оплотом лаицизма и этатизма[23]. Но очередной военный переворот 1971 г. подействовал как холодный душ, ставя под большой вопрос антиимпериалистический и революционный потенциал кемализма. Также необходимость защиты от нападений ультраправых боевиков из организации «Серые волки», побуждает наиболее радикальных левых приступить к формированию собственных вооруженных отрядов. В связи с этим название многих левых организаций, ведущих вооруженную борьбу, становиться двойным: партия-фронт (к примеру, Türkiye Halk Kurtuluş Partisi-Cephesi). Махир Чаян писал: «Вооруженные пропаганда является основным методом, применяемым в целях разрушения искусственного равновесия, которое существует между реакциями людей и политической силой олигархии, способствуя убеждению масс в необходимости революции. В странах, где образы армии и полицейского аппарата позиционируются массам как «сверхмощная сила», вооружённая пропаганда выступает единственным методом воздействия на общественное сознание, чтобы очистить последнее для восприятия политических реалий»[24].
Идейной платформой вооруженных организаций турецких левых становиться концепция MDD. Ее главным разработчиком стал известный коммунист-революционер Михри Белли. Сторонники национально-демократической революции не верили в возможность мирного прихода к власти, посредством получения большинства мест в парламенте. Радикальные различия активистов MDD с позицией журнала «Yön» состояли в том, что первые видели возможные революционные изменения не в форме заговора военных и интеллигенции, а через партизанское движение, опирающееся на революционную активность масс. Данное идейное течение имело свой собственный печатный орган – Türk Solu («Левые Турции»), который также сопровождался ежемесячным журналом Sosyalist Aydınlık («Социалистическое просвещение»)[25]. Основным политическим субъектом MDD выступила организация «Dev-Genç». Одним из главных факторов, ускоривший милитаризацию левых, стало поражение РПТ на выборах 1969 г. Оно подорвало веру в возможность прихода к власти через участие в парламентских институтах буржуазной демократии. Очень точное замечание делает Озгюр Мутлу Улус: «Результаты выборов были поворотным пунктом, т. к. «Yön» отдал предпочтение военной интервенции для обхода стадии капитализма»[26]. Поворот в сторону вооруженных методов борьбы был характерен не только для «Yön», но и для радикального крыла РПТ.
Движение МDD изначально включало в себя неоднородные политические элементы, что закономерно предопределило возникновение многочисленных расколов на рубеже 60-х и 70-х гг. Первые крупный конфликт произошел в конце 1969 г., когда группа активистов из «Sosyalist Aydınlık» под руководством Догу Перинчека и Шахин Алпаа, заявила о разрыве с основной частью движения. Данное политическое течение заявляло о своей приверженности марксизму в трактовке Мао Цзэдуна, и было очень воинственно настроено в отношении методов борьбы против господствующих классов. Эта группа выпускала журнал «Proleter Devrimci Aydınlık»[27]. Озгюр Мутлу Улус выделяет пять движений, возникших в рамках MDD до военного переворота 1971 г.: 1) Крыло Михри Белли и журнал «Aydınlık»; 2) Движение Хикмета Кывылджимлы и его газета «Sosyalist»; 3) Махир Чаян и движение «THKP-C» ;4) Маоисты в лице Догу Перенчика, возглавлявшего организацию «Революционная Рабоче-крестьянская партия Турции» и Ибрагиа Кайпаккая с партией TKP-ML; 5) THKO под руководством Хусейна Инана, Дениза Гезмиша и Юсуфа Аслана[28].
Одними из главных тем, которые вызывали разногласия среди радикальных левых, были кемализм и революционной протенциал турецкой армии. Левые в 70-е г. более критически стали относиться к кемализму, но, тем не менее, продолжали рассматривать его в положительном ключе. THKO и THKP-C критиковали национализм турецких военных и буржуазии, но признавали прогрессивность движения Ататюрка в период 1918-1924 гг. TKP/ML занимала более критическую позицию в отношение к кемализму. Она оценивала его как «фашизм», выражающий интересы буржуазных компрадоров и феодалов[29]. Их объединяла концепция сельской герильи, почерпнутая из революционных движений Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Города были тесно привязаны к империалистическим центрам, поэтому, по мысли турецких революционеров, вооруженная борьба должна начаться в сельской местности. Партизаны должны опираться на союз крестьян и рабочих, но при общем руководстве со стороны рабочего класса[30]. Также сторонники трех вышеназванных партий больше не рассматривали армию как основной таран революционного выступления, рассчитывая на вооруженную борьбу собственных организаций.
Несмотря на указанные разногласия, необходимо охарактеризовать общую платформу MDD в трактовке Михри Белли, при учете своеобразности ее преломления в идеологии конкретной организации. Испытывая на себе активное влияние идей научного социализма и практического опыта национально-освободительных движений в странах «третьего мира», сторонники MDD полагали, что Турция является колониальной страной периферийного капитализма, которую эксплуатируют империалистические государства. В связи с этим перед революционерами стояла двойная задача: 1) Освобождение страны от колониальной зависимости путем национально-демократической революции; 2) Построение в Турции социалистического общества. Михри Белли настаивал на необходимости прохождения Турцией поочередно двух этих этапов, а не реализации их одновременно. Формальной отсылкой для подтверждения данной идеи была работа В.И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции», в которой содержалась идея о революционно-демократической диктатуре, как временной остановке на пути к социалистическому обществу. Согласно идейной тенденции MDD, в первую очередь, в Турции необходимо уничтожить феодализм. Классовыми носителями данной политики объявлялись землевладельцы и компрадоры. Основным шагом для реализации данной задачи была радикальная аграрная реформа, которая безвозмездно передаст землю бедным крестьянам. Творцом революционных изменений должен выступить Национальный Фронт, включающий трудящиеся классы города и деревни, мелкую буржуазию, военно-гражданскую интеллигенцию[31]. Именно в оценке прогрессивной роли турецкой армии, Михри Белли наиболее тесно примыкал к позиции «Yön». Армия Турции формируется из мелкобуржуазных слов и не имеет кастового характера. Ее современная история тесно переплетена с национальным движением за независимость страны, поэтому, по мысли Михри Белли, она может и должна стать важным составным отрядом революционных сил.
[3] Цит. по: Гасратян М.А. Турецкое законодательство и курды .//Курдистан на
перекрестках истории и политики. М.,1994С.64.
[4] Демиденко С.В. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973-1999).С.22.
[5] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P.75.
[6] Örmeci O. The Emergence of Socialist Movements in Turkey (1960-1980) [Electronic Resource]. - URL : http://ydemokrat.blogspot.ru/2010/10/emergence-of-socialist-movements-in.html(access date: 16.03.2014)
[7] AkkayaA., Jongerden J. The Kurdistan Workers Party and a New Left in Turkey: Analysis of the revolutionary movement in Turkey through the PKK’s memorial text on HakiKarer //European Journal of Turkish Studies[Electronic Resource] - URL: http://ejts.revues.org/4613 (access date: 03.02.2014)
[8] Erkan Dogan Articulating socialism with nationalism : a critical analysis of nationalism in the Turkish leftist tradition in the 1960-s, Ankara 2010. P.151.
[9] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P.66.
[10] Örmeci O. The Emergence of Socialist Movements in Turkey (1960-1980) [Electronic Resource]. - URL : http://ydemokrat.blogspot.ru/2010/10/emergence-of-socialist-movements-in.html(access date: 16.03.2014)
[11] The rise of ideological-revolutionary terrorism : the Turkish experience, 1960-1980
http://www.turkishweekly.net/article/226/
[12] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P.88.
[13] Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время. С.264-265.
[14] Erkan Dogan Articulating socialism with nationalism : a critical analysis of nationalism in the Turkish leftist tradition in the 1960-s, Ankara 2010.P.177-178.
[15] Erkan Dogan Articulating socialism with nationalism : a critical analysis of nationalism in the Turkish leftist tradition in the 1960-s, Ankara 2010.P.107-108
[16] Ercan H. Dynamics of Mobilization and Radicalization of the Kurdish Movement in the 1970s in Turkey[Electronic Resource]// A Thesis Submitted to the Graduate school of Social Sciences and Humanities in Patrial Fulfillment of the Requirements for Degree of Master of Arts in Comprative Studies in History and Society. KocUniversity,2010.P.99.URL:http://www.academia.edu/1930755/Dynamics_of_Mobilization_and_Radicalization_of_the_Kurdish_Movement_in_the_1970s_in_Turkey (access date: 05.01.2014)
[17] В дальнейшем будет упоминаться в виде аббревиатуры MDD.
[18] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P.86.
[19] Örmeci O. The Emergence of Socialist Movements in Turkey (1960-1980) [Electronic Resource]. - URL : http://ydemokrat.blogspot.ru/2010/10/emergence-of-socialist-movements-in.html(access date: 16.03.2014)
[20] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P.85
[21] Ozcan A.C. Turkey’s kurds a theoretical analysis of the PKK and Abdullah Ocalan . 2006, London-New York.P.76
[22] Hamit Bozarslan, « Between integration, autonomization and radicalization. Hamit Bozarslan on the Kurdish Movement and the Turkish Left , European Journal of Turkish Studies [Online], 14 | 2012, Online since 18 January 2013, Connection on 05 December 2013. URL : http://ejts.revues.org/4663
[23] Andreas (Marburg): Hausarbeit Zur Geschichte und Politik der ArbeiterparteiKurdistans (PKK) [Electronic Resource]. URL:http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/geschichte/hausarbeitpkk.htm(accessdate: 02.10.2013)
[24] Mahir Çayan The Continuous Revolution// цит. по : ARMED PROPOGANDA AND GUERILLA WARFARE (http://www.kurtuluscephesi.com/dil/guerrillaing.html)
[25] Erkan Dogan Articulating socialism with nationalism : a critical analysis of nationalism in the Turkish leftist tradition in the 1960-s, Ankara 2010.P.116.
[26] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P.37.
[27] Erkan Dogan Articulating socialism with nationalism : a critical analysis of nationalism in the Turkish leftist tradition in the 1960-s, Ankara 2010.P.117
[28] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P.123-124.
[29] AkkayaA.,Jongerden J.The Kurdistan Workers Party and a New Left in Turkey: Analysis of the revolutionary movement in Turkey through the PKK’s memorial text on HakiKarer //European Journal of Turkish Studies[Electronic Resource] - URL: http://ejts.revues.org/4613 (access date: 03.02.2014)
[30] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P 126.
[31] Özgür M. The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism.New York,2011.P.94.