Свобода личности как осознанная необходимость
Когда речь заходит о свободе личности, то здесь мы, прежде всего, должны решить проблему свободного времени человека, то есть возможности как таковой реализовать себя действительно по-человечески, в преобразовывающей деятельности в какой-то определенный промежуток времени. Ведь человек, который лишен такого свободного времени, тем самым ставит под угрозу свое существование в обществе как личности. Постепенно превращаясь в безликую индивидуальность, которая поневоле начинает искать выход для себя в пустяках, в ничего не значащих для других мелочах, призванных скрыть отсутствие личности как таковой.
Проблема свободного времени возникает в результате отчуждения человека от самого процесса его деятельности, когда человек выступает как рабочая сила, живое орудие, то есть товар, который можно купить или продать, когда человек, по сути, перестает принадлежать самому себе. Именно тогда постепенно происходит разделение человеческого времени на «то, которое ему принадлежит» и на «то, которое ему не принадлежит».;
Конечно, такое разделение человеческого времени совершенно не характерно для первобытного общества, а вот для человека ХІХ-ХХI столетий, такое разделение времени — норма и поэтому очевидно понятно для каждого. Более того, это проблема, которую каждый отдельный человек в своей жизни пытается решить на индивидуальном уровне: кто-то путем эксплуатации других, кто-то путем иллюзорного ухода из существующей системы (отшельники, маргиналы, дауншифтеры, хиппи и другие), кто-то путем изменения своего отношения к существующему положению вещей («не важен факт, важно к нему отношение») и т.д.
Однако проблема остается нерешенной, так как постановка проблемы свободного времени человека и его освобождения априори неразрешима на уровне отдельно взятого индивида, путь её понимания и разрешения возможен лишь при постановке вопроса на общественном уровне.
Для того, чтобы понять причину возникновения данной проблемы, мы должны подойди к этой проблеме конкретно-исторически, то есть рассмотреть как она развивалась и разрешалась на каждом этапе человеческого становления. Для того, чтобы понять, как действовать в настоящее время, не повторяя ошибок прошлого и не делая новых.
В первобытном обществе разделение человеческого времени на то, которое принадлежит индивиду, и то, которое ему не принадлежит, не было, потому что всё время принадлежало лишь человеку. В зависимости от нужд и потребностей рода, наличные человеческие ресурсы распределялись на разнообразную деятельность, которая при этом никоим образом от него не отчуждалась, а поэтому и время не только не делилось на рабочее и нерабочее, но зачастую и вовсе никак не делилось.
Существенно дело поменялось лишь тогда, когда стали зарождаться примитивные формы частной собственности, когда всё перестало принадлежать всем. Тогда, когда один человек стал порабощать другого человека с целью своего собственного освобождения. С тех пор по существу менялись лишь формы такого порабощения, вплоть до сегодняшнего дня, когда множество людей из-за завуалированности форм существующего порабощения престали его замечать. Мало того, часть людей довольно органически вливается в него, при этом оставаясь эксплуатируемым классом, но всячески это отрицая: ведь у нас сейчас ХХІ век на дворе, а не какой-то там феодализм с крепостными, или разделение общества на свободных граждан и рабов как в античности.
А ведь именно в античности этот вопрос решался довольно просто, ведь тогда роль «освободителей» в данном случае играли рабы, которые воспринимались на уровне «говорящего орудия», тем самым освобождая свободным людям время для высокого: для искусства, ораторства, философии, астрономии и т.п. Благодаря тому, что рабы принимали на себя роль вечного служителя — от рождения до конца своих дней — античные мыслители по сей день поражают нас глубиной своих мыслей, а произведения искусства тех времен вызывают неподдельное очарование. Однако, какую огромную цену заплатило человечество за такое развитие...
При феодализме у крестьян было понятие «работы на своего помещика» и «на себя». Но времени на себя в лучшем случае хватало лишь для того, чтобы прокормится. И не только потому, что этого времени было слишком мало, но также по причине крайне низкой производительности труда в то время.
При капитализме и его техническом прогрессе как никогда ранее остро встал вопрос о свободном времени человека. Сегодня «свободному» человеку предлагается масса товаров, развлечений, разнообразного досуга, который готов полностью удовлетворить «не человеческие» потребности.
Как подмечал Эрих Фромм «Современный капитализм нуждается в людях, которые сконцентрированы в большие массы и слаженно трудятся сообща; которые хотят потреблять все больше и больше; чьи вкусы стандартизированы, легко могут быть направляемы и предвосхищены. Капитализм заинтересован в людях, которые чувствуют себя свободными и независимыми, не подвластными какому-либо авторитету, принципу или совести и в то же время готовы подчиняться приказу, делать то, что от них требуют; они без конфликта прилаживаются к социальной машине. Ими можно руководить без применения силы, вести без ведущих, заставлять двигаться без какой-либо сознательной цели, за исключением цели делать товар, быть в движении, идти вперед.
Что из этого следует? Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы. Он превращен в товар, свои жизненные силы он воспринимает как инвестицию, которая должна приносить ему прибыль, максимально возможную при существующих рыночных условиях. Человеческие отношения, в сущности, являются взаимодействием отчужденных автоматов, каждый из которых основывает свою безопасность на том, чтобы держаться в стаде теснее и не отличаться от других в мысли, чувстве или действии.
Хотя каждый старается быть как можно ближе к остальным, он остается крайне одиноким, проникнутым чувством опасности, тревоги и вины, которое всегда появляется там, где человеческая изолированность не может быть преодолена. Наша цивилизация предлагает много паллиативов, помогающих людям не ощущать своей отчужденности. Прежде всего, это строгий шаблон бюрократизированного, механизированного труда, который помогает людям оставаться вне осознания своих самых основных человеческих желаний, стремлений к высшим целям и единству»[3].
Жизнь современного человека включает в себя множество вещей: работу, отдых, семью, учебу и т.п., что в общем-то должно было бы составлять для него единое целое, то есть его возможность реализовывать состояние внутренней свободы самовыражения вместе с наличным свободным временем, которое ему принадлежит.
При этом свободное время, то есть жизнь человека, должна бы восприниматься не эгоцентристски, на уровне современных лозунгов «взять от жизни максимум». При таком подходе индивид, выступая в качестве пассивного потребителя, опускается на ступень ниже, чем животное, которое все-таки вынуждено предпринимать усилия для собственного выживания, в то время как человеком индивид становится только в роли истинного революционера, который возлагает на себя ответственность за лучшее будущее, и понимание того, что он способен на это повлиять. Только вот механизм порабощения запущен, а люди продолжают бездумно, с жадностью заглатывать сначала прикормку, а потом и наживку капиталистической машины; в результате мы имеем общество, где каждый «имеет шанс» добраться вершины, не в этот раз, так в следующий... и так до конца жизни.
Невероятное количество фильмов, ток-шоу, разнообразных развлечений: начиная от торгово-развлекательных центров заканчивая интимными услугами по выбору. Всё это призвано скрыть от человека отсутствие его собственной жизни как таковой.
Почему, к примеру, современные фильмы — это всё больше экшены, блокбастеры, почему они пользуются такой популярностью? Да потому, что сам современное человечество всё больше напоминает серую безликую массу, где каждый отдельный индивид лишь винтик в системе, который при необходимости легко заменить. Его жизнь ничем не примечательна, вот он и пытается заполнить эту внутреннюю опустошенность какими-то эмоциями, экстримом, драйвом, покупками, алкоголем и т.п. Всё, что ему остается — это проживать жизнь экранного героя, чья жизнь, в отличие от его собственной, наполнена впечатлениями и эмоциями.
«Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться — это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин — все потребляется, поглощается. Мир — это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы — сосунки, вечно чего-то жаждущие, вечно на что-то надеющиеся — и вечно разочарованные», – отмечал ещё в начале второй половины ХХ столетия Эрих Фромм.
Сегодня же человек ХХІ столетия окончательно сведен к функции потребления, ведь он чувствует, что существует лишь за счет того, что он потребляет. Когда человек лишается этой возможности, то чувствует себя выброшенным из общественной системы. Однако такая форма существования не есть врожденной или естественной для человека, она формируется обществом. Если цель данного общества регулируется лишь рыночной экономикой, развитие которой возможно лишь при постоянном её расширении, то в результате мы имеем того самого разлагающегося индивида, которого так красочно описывает Фромм. Мир, в котором человек человеку волк.
Настоящая личность рождается именно там, где начинает преобразовывать существующую действительность, составлять с ней единое целое именно путем противодействия ей. Но ведь понимание этих вещей может прийти к человеку только через активное включение его в предметно-практическую деятельность, которая будет раскрывать его потенциал, а не подавлять его ещё в самом зародыше, что так умело, делается сегодня.
К примеру, наше образование, которое сегодня сведено к функции формального заучивания «готовых истин». Теперь последние годы школы уходят на то, чтобы ребенок успел выучить ответы к тестам на ЗНО. Глубокие познания здесь ни к чему, так же, как умение сформировать свою точку зрения на какую-то проблему, умение аргументировать, отстаивать её; в результате, поступление в вуз сводится к чему-то на подобии лотереи или морского боя. Детям навязывается определённый «шаблон», «эталон». Если ты выходишь за его рамки, то автоматически отсеиваешься как брак, который дальнейшему преобразованию не подлежит. По крайней мере, пока не станешь соответствовать «шаблону».
По-своему проблема свободной личности решалась в начале ХХ века. Так, А. Крамер в статье «Досуг: свобода выбора неволи» говорит нам о том, что «в 1930-х годах отсутствие у молодых людей хобби — это прямая дорога в преступники. Два десятилетия подряд людей с отсутствием хобби или даже его браком автоматически зачисляли в группу риска в чисто медицинском, психиатрическом смысле» [2]. При этом под хобби имелся в виду «серьезный досуг», то есть это спорт, искусство, наука и т.п. Занятия, которые подразумевали взаимодействие людей с друг другом.
Однако кружок по интересам — это, мягко говоря, не достаточное условие для формирования свободной, а значит и революционной личности. Только осознанная необходимость действовать против капиталистической системы для будущего всего человечества, действовать по-умному, заставляет человека сознательно изменять свое бытие. Он направляет свое свободное время на преодоление существующего отчуждения людей.
Сейчас популярно вести много умных и серьезных разговоров о техническом прогрессе, ведь это наше движение к светлому будущему. Да ничего подобного, ведь технический прогресс совсем не равен прогрессу человечества. Основная масса производимых сегодня на рынок «штучек», для которых используются передовые технологии человечества, направлены на совершенствование индустрии развлечения.
При этом примечателен такой факт: много молодых людей готовы месяцами голодать, ограничивать себя во всем лишь для того, что купить последнюю версию iPhone. Но при этом они не могут дать простого ответа на вопрос о том, чем iPhone 5 по сути отличается от своего предшественника, который у них был до этого.
***
На самом деле, если мы действительно хотим говорить об освобождении человека, то мы должны говорить о полной автоматизации производства вещей. Когда руки человека освободятся от монотонного и никчемного труда, но не за счет порабощения и эксплуатации других людей, а за счет техники, которая способна заменить раба. На сегодняшний день мы имеем весь необходимый технический потенциал для этого. Однако кто заинтересован в том, чтобы ликвидировать существующее положение дел, когда 2% людей (элиты) владеет всей мировой собственностью, а остальные вынуждены работать и подчинятся им?
Но что делать отдельно взятому человеку в такой ситуации, что зависит от него, что в своей суровой повседневности способен сделать он? Не существует готового рецепта, панацеи на данный вопрос. Однако можно предложить некоторые конкретные действия, которые способствуют снятию данного противоречия и его понимания. Итак:
1 шаг — это осознание необходиомости критического отношения к себе как индивиду, далёкому от идеала настоящего человека. Мы должны прекрасно осознавать, что, даже противодействуя существующему положению дел, мы всё равно являемся продуктами данного общества. Соответственно, если данное общество гнилое и не античеловеческое, то мы в той или иной степени тоже заражены этой гнилостью, она уже внутри нас. Остается либо принять это и оставаться в зоне своего комфорта, либо сознательно бороться против самого себя, преодолевая навязанные рамки бытия.
2 шаг — наша деятельность, которая будет направлена на преодоление существующего отчуждения. Не так важно, что конкретно — протестные акции, беседы, написание статьей, книг и т.п. В процессе продуктивной деятельности лишнее отсееться (только не поддавайтесь первому впечатлению от прочтенных слов, это будет не так уж и просто, но вы, мой проницательный читатель, верно и так это осознаете), наиболее продуктивные пути будут изучены. Важно, чтобы это было совместное коллективное действие с другими, важно, чтобы выбранный вами путь был не иллюзорным, не мнимым, а действительно соответствовал главной цели — освобождению человека.
3 шаг — осознанная необходимость действовать в ущерб себе, но во благо человечества. Действовать в ущерб себе — это значит действовать в ущерб принятым «нормам», когда всё, к чему должен стремиться современный человек, — это лучшая должность (в смысле более оплачиваемая), почётный статус, больше собственности и т.п. Когда понятие человечности мы будем формулировать не на словах, а своей жизнью и делом доказывая истинность такого отношения.
Напоследок хотелось бы закончить настоящими словами о человеческой свободе, словами Горького из его произведения «Человек»:
«...Я создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и грязное, все злое, — и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и — уваженья к людям! — Непримиримый враг позорной нищеты людских желаний, хочу, чтоб каждый из людей был Человеком! — Бессмысленна, постыдна и противна вся эта жизнь, в которой непосильный и рабский труд одних бесследно, весь уходит на то, чтобы другие пресыщались и хлебом и дарами духа! - Да будут прокляты все предрассудки, предубежденья и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, — я их разрушу! — Мое оружье — Мысль, а твердая уверенность в свободе Мысли, в ее бессмертии и вечном росте творчества ее — неисчерпаемый источник моей силы! — Мысль для меня есть вечный и единственно не ложный маяк во мраке жизни, огонь во тьме ее позорных заблуждений; я вижу, что все ярче он горит, все глубже освещает бездны тайн, и я иду в лучах бессмертной Мысли, вослед за ней, все — выше! и — вперед! — Для Мысли нет твердынь несокрушимых, и нет святынь незыблемых ни на земле, ни в небе! Все создается ею, и это ей дает святое, неотъемлемое право разрушить все, что может помешать свободе ее роста. — Спокойно сознаю, что предрассудки — обломки старых истин, а тучи заблуждений, что ныне кружатся над жизнью, все созданы из пепла старых правд, сожженных пламенем все той же Мысли, что некогда их сотворила. — И сознаю, что побеждают не те, которые берут плоды победы, а только те, что остаются на поле битвы... — Смысл жизни — вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! — Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня — моя награда. — Иных наград не нужно для меня, я вижу: власть — постыдна и скучна, богатство — тяжело и глупо, а слава — предрассудок, возникший из неумения людей ценить самих себя и рабской их привычки унижаться.- Сомнения! Вы — только искры Мысли, не более. Сама себя собою испытуя, она родит вас от избытка сил и кормит вас — своей же силой! — Настанет день — в груди моей сольются в одно великое и творческое пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу из души все темное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит! — Все в Человеке — все для Человека!» [1].
______