Классовая борьба для самых маленьких
Борьба между классами наемных работников и буржуазией происходит не только в заводских цехах или на улице во время акций протеста, но и в умах людей. Причем от результатов этого интеллектуального поединка порой зависит больше, чем от победы в конкретном конфликте.
Именно поэтому буржуазия стремится закрепить свое господство и ценности с помощью массовой культуры, СМИ, рекламы и многого другого. С самого раннего возраста на человека устремляется шквал информации, убеждающей в несокрушимости существующего порядка вещей. Как победить этот натиск и помочь своему ребенку вырасти достойным человеком?
Лучший помощник в этом вопросе — пролетарская культура, которая помогает понять, как устроено капиталистическое общество, и как его можно изменить в интересах трудящихся. Один из ее ярких представителей — итальянский писатель Джанни Родари, рассказавший нам в детстве, что такое эксплуатация, неравенство и революция. Его Чиполлино помнит каждый из советских детей. Стихи Родари отличает простота и гениальность, с которыми автор рассказывал детям о понятных каждому марксисту вещах.
Товарищ Родари
Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья на севере Италии. Его отец, булочник по профессии, умер, когда мальчику шел десятый год. В детстве будущий любимец советской детворы увлекался музыкой и книгами. После трех лет учебы в семинарии Родари получил диплом учителя в возрасте 17 лет и начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Ему нравилось работать с детьми, придумывать для своих учеников забавные и поучительные истории.
Во время Второй мировой войны после смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концлагере Родари вошел в ряды Движения сопротивления, а в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Позже он никогда не изменял сделанному выбору. Родари был убежден в том, что свобода, равенство и братство — не пустые слова, что рабочий человек — это самое высокое звание на свете, и что богатство должно принадлежать людям, которые его создают.
В 1948 году он стал журналистом коммунистической газеты «Унита» и начал писать для детей. Главный редактор миланского выпуска газеты выделил ему в воскресном номере «Уголок для детей», который имел огромный успех. Восторженные читатели буквально засыпали газету письмами. В конце концов, талантливого журналиста пригласили в столичную редакцию газеты «Унита» и предложили создать приложение — еженедельный детский журнал «Пионер». На его страницах впервые была напечатана сказка «Приключения Чиполлино». Нет смысла перечислять остальные произведения Родари — все они знакомы нам с детства.
На международном уровне творчество талантливого итальянца впервые заметили в Советском Союзе. Именно наша Родина стала отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари. Со временем и в Италии его стихи и сказки стали включать в школьные учебники. В 1970 году писатель получил престижную международную награду — медаль Ганса Христиана Андерсена.
Черные дела богатых
Причина популярности произведений Родари заключалась в том, что они не были похожи на «книжки-карамельки» с нелепыми похождениями розового жирафа или приключениями ангелочков, которые были распространены в тогдашней Италии. Он описывал жизнь, которой жили миллионы итальянцев, отцов и матерей маленьких читателей Родари. Наряду с шуточными игровыми стихами он писал и такие строчки:
Мастер плетеной мебели из города Беллуно
Плетет он стулья,
Чтоб вы сидели,
А сам сидит он на панели.
Кто делает автомобили,
Бредет по улицам пешком.
А те, что вам ботинки шили,
Частенько ходят босиком.
Порой у пчел нет меда в улье,
У земледельца нет земли,
А человек, плетущий стулья,
Сам на земле сидит в пыли.
Его стихи не были похожи на политические агитки, они завоевывали сердца юных и взрослых читателей своей искренностью. Его произведения и сегодня вызывают чувство солидарности с угнетенными всего мира:
Чиччо
Чиччо в подвале живет, у помойки,
Спит на скрипучей, расшатанной койке.
Стол хромоногий да табурет —
Больше в подвале мебели нет...
...В темном подвале со стенки всегда
Медленной струйкой стекает вода.
Мокрую стенку потрогает мальчик
И пососет свой измазанный пальчик.
Он ставил перед детьми взрослые проблемы. Дети понимали его главную мысль — счастливое детство и капитализм не совместимы:
Какие задачи решают взрослые?
Ходят и ваши родители в класс.
Школа у них потрудней, чем у вас.
Нет в этой школе халатов и парт,
Классной доски и развешанных карт.
Трудятся взрослые, чуть ли не плача.
Взрослым дается такая задача:
Вычесть из каждой получки убогой
Стол и квартиру и моря немного.
Дальше из той же убогой зарплаты
Вычесть подметки, набойки, заплаты.
А на придачу
Дают педагоги
Взрослым задачу:
— Добавьте налоги!
Свое представление о достоинстве рабочих людей он выразил в знакомых всем с детства стихах «Чем пахнут ремесла?» и «Какого цвета ремесла?»:
Руки рабочих
В масле и в саже.
Руки богатых
Белее и глаже.
Нежные пальцы,
Светлые ногти.
Нет на них копоти,
Масла и дегтя.
Знаешь: пускай у них кожа бела,
Очень черны у богатых дела!
Писал он и о настоящей классовой борьбе, солидарности, о том, как угнетатели всех мастей стараются окончательно поработить трудящихся:
Почтальон
Мы почтальону
Кричим вослед:
– Куда ты гонишь
Велосипед?
– Через дорогу
В последний дом
К одной синьоре
Спешу с письмом.
– А что синьора
Прочтет в письме?
– «Не жди к обеду —
Твой сын в тюрьме.
На гладкой, ровной
Стене завода
Я вывел мелом:
«Мир и свобода».
Хоть здесь ошибки
Нет ни одной,
Меня в участок
Отвел конвой.
Красиво, ровно
Я вывел строчку,
Да позабыл я
Поставить точку.
Ты эту надпись
Скорей исправь:
Большую точку
В конце поставь!»
При этом его стихи не были проникнуты безнадегой и грустью. Родари никогда не забывал, для кого он писал свои произведения. Наравне с рассказами о бедняках он не упускал случая поиздеваться над хозяевами жизни:
«Старье берем»
– Эй, старичок, «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.
Несу министра без портфеля.
Он правил без году неделю
И призывал страну к войне...
Он у меня на самом дне!
Родари объяснял и показывал детворе не только то, что окружающие порядки несправедливы и ужасны, но и то, что борьба за лучший мир возможна и необходима:
Поезда бастуют
– Где тут дежурный? – Здесь я, синьоры!
– Скоро ль отправится в Геную скорый?
Верно, случилась
В дороге беда?
Иль изменилось
У вас расписание?
– Нет. Но пойдут через сутки — не ранее —
Все итальянские поезда.
Красным сигнальным огнем семафоры
Держат на месте товарный и скорый.
– Что же, в Италии топлива нет,
Иль неисправность пути виновата?
– Да, – заявляет дежурный в ответ. –
Есть неисправность: плохая зарплата!
Поезду нужен огонь и вода,
А человеку — питье и еда.
Пусть не забудут об этом компании,
Чтоб не срывалось у них расписание!
Капитализм — это слезы
Ну, а стихотворение «Слово «плакать» можно смело назвать «Манифестом коммунистической партии», переложенным на понятный детям язык:
Когда-нибудь люди счастливыми будут,
Забудут про слезы на свете.
И, может быть, дети
На книжных страницах,
В старинных журналах,
Давно обветшалых,
Найдут это слово забытое — «плакать»
И спросят наставницу хором:
– Синьора!
Что это значит
«Плачет»?
Поправит наставница пряди
Волос белоснежно-седых
И детям
Ответит,
С улыбкою глядя
Сквозь стекла очков золотых.
А дети ответа ее не поймут
И дома, —
Могу вам ручаться, —
Глаза свои репчатым луком натрут,
Но будут сквозь слезы
Смеяться.
И вот беззаботных, веселых детей,
Задавших мудреный вопрос,
Ведут на экскурсию в мрачный музей,
В старинный музей
Слез.
Музей грустноват, но не слишком —
Зачем же грустить ребятишкам?
К тому же, по счастью, вчерашняя боль
Гораздо слабей настоящей.
Вчерашние слезы утратили соль
И нынче нам кажутся слаще.
– Ну что же, давайте музей оглядим, –
Наставница скажет ребятам своим. –
Вот слезы, которые мать пролила
Над сыном, продрогшим в морозы.
Вот слезы старухи, лишенной угла.
А тут — безработного слезы.
Вот слезы мальчишки, что насмерть избит
За то лишь, что он чернокожий, —
Хоть, кажется, слезы на вкус и на вид
У белых и черных похожи...
Тут дети прервут этот грустный рассказ:
– Синьора! Ведь это же больно!
Он плакал?
– Нет, всхлипнул один только раз
И тут же поклялся: «Довольно!»
Так дети счастливые
Будущих дней
Узнают про слезы
Вчерашних детей,
О детях в холодных
Подвалах и хижинах,
О детях голодных,
Бесправных, обиженных.
И скажет наставница:
– Слезы текли,
И море соленое смыло с земли
Ударом последнего вала
Преграду, что счастью мешала.
Стихи для гегемонии пролетариата
В современной России творчество итальянского товарища становится все более актуальным. Образование превратилось в орудие буржуазии по промыванию и стерилизации от крамолы юных голов. Сегодня весьма затруднительно представить детский сад без портрета главы государства и первых уроков, на которых обучают любить буржуазную «родину». В средней школе с самых первых дней на уроках истории, граждановедения, обществознания детей учат закону «твое — не мое», незыблемости частной собственности и опасности эгалитарных идей, особенно при этом, естественно, достается марксизму. То же можно сказать и о культуре для детей в современной России.
Соотечественник писателя и основатель итальянской компартии Антонио Грамши учит нас тому, как победить эту систему: необходимо противопоставить ей свою, которая и обеспечит гегемонию революционного пролетариата в духовной сфере общественной жизни. И талантливые произведения Джанни Родари идеально подходят для этих целей.
Источник: Рот Фронт