Вернуться на главную страницу

Озокерит — «ненужное» богатство Прикарпатья

2013-10-01  Дмитрий Королев Версия для печати

Озокерит — «ненужное» богатство Прикарпатья

Украина занимает первое место в мире по запасам озокерита. На Бориславском месторождении во Львовской обл. сосредоточено до 85% мировых запасов этого полезного ископаемого (имеются еще залежи в Туркмении и Узбекистане, а также в Британии и истощенное уже месторождение в штате Юта, США).

Более того, оно не имеет себе равных по качеству озокерита: только здесь, и нигде более, помимо озокеритосодержащей руды (2-4% ценного компонента), встречается и чистый озокерит в жилах. Однако уникальное месторождение не разрабатывается, шахта заброшена и пребывает в бесконтрольном состоянии, представляя потенциальный источник опасности для Борислава и его жителей.

Озокерит, или горный воск, - это природная воскообразная смесь твердых углеводородов желтого, бурого, зеленого или почти черного цвета. Озокерит пластичен, обладает диэлектрическими свойствами, стоек к кислотам, щелочам и другим агрессивным средам, температура его плавления 60-90°С.Образуется в недрах кристаллизацией из парафиновой нефти при ее охлаждении. Используется в натуральном или очищенном (церезин) виде для изготовления электро- и водоизоляторов, масел и лаков (например, канатное масло, которым натирают канаты шахтных подъемников), в фармацевтической промышленности и парфюмерии. А кроме того, в медицине - для целебных аппликаций (т. н. озокеритотерапия, практикуемая, в частности, на трускавецком курорте).

О наличии горного воска на Прикарпатье было известно давно, но до того, как людьми были востребованы его ценные свойства, озокерит выбрасывали с пустой породой, извлекавшейся при нефтеразработках. Добыча его в Бориславе началась в 1860 г., и уже к 1865-му имелось 165 колодцев для извлечения озокерита. Напомним, в те времена Прикарпатье являлось одним из главных мировых центров нефтедобычи, и Борислав называли не иначе как галицкой Калифорнией. Сюда вкладывали крупные капиталы, и разработка горного воска стала дополнительным источником прибыли. Между прочим, - бориславцы гордятся этим - первый трансатлантический телефонный кабель был покрыт именно здешним озокеритом

Борислав. 1865 г.

Город сыграл выдающуюся роль в истории рабочего движения на Западной Украине. В 1904 г. рабочие копей общества «Борислав» начали стачку, к которой присоединились нефтяники. Она продлилась 4 недели, охватив свыше 9 тыс. чел. Пролетарии требовали 8-часового (вместо 14-часового!) рабочего дня, повышения зарплаты, улучшения жилищных условий. Хозяева согласились со всеми требованиями, кроме - что показательно - сокращения рабочего дня, после чего стачечники продолжили борьбу. Для подавления выступления австрийские власти направили 5 тыс. солдат и жандармов; стачку подавили, 70 рабочих арестовали.

«При Польше» озокеритовая промышленность пришла в упадок, добыча сократилась в разы. Расцвет наступил... правильно, при советской власти. Ежегодная выработка очищенного озокерита достигла 800-1000 т. ВБориславском рудоуправлении, включавшем шахту и комплекс по извлечению озокерита из руды и его переработке, трудились тогда 700 чел., из них 70 - ИТР.Более 200 человек работали под землей. Предприятие занимало 34 га земли; ему принадлежали две ж.-д. ветки, 20 железнодорожных цистерн; при шахте имелся лесоцех.

В 1959 г. построили экстракционный завод. Если старым способом (выварка водой) из руды извлекали лишь 30-35% озокерита, то экстрагирование бензином повысило выход до 90-95%. Одного лишь канатного масла предприятие выдавало до 200т ежемесячно! Высококачественный медицинский горный воск поставлялся здравницам Трускавца и Моршина. Продукция прикарпатских озокеритчиков заслужила Знак качества СССР, различные награды.

После 1991-го начался развал. Добыча озокерита сразу сделалась невыгодной (как и многие другие производства на Украине!) - по причине, как говорят здесь, вздорожания энергоносителей и нефтепродуктов, необходимых для экстрагирования озокерита и получения продуктов его переработки. Горный воск не выдерживает конкуренции с дешевыми (и худшими) заменителями. Шахта остановилась. Ныне ОАО «Бориславский озокерит» (глава правления - Ярослав Михайлович Чарнош, старожил, работающий здесь с 1976 г.) пытается кое-как выживать, вырабатывая аналоги озокеритовой продукции из нефтесырья. Работа, однако, идет туго - занято всего 17 человек, большое здание заводоуправления пустует...

Галицкая Калифорния - в глубокой депрессии

«При Союзе» Борислав был вторым промышленным центром Львовской обл., превосходя в этом даже Дрогобыч с Червоноградом. Теперь все в прошлом. Местные жители, с кем я общался, с горечью рассказывали об упадке процветавших некогда предприятий. Не работают заводы искусственных алмазов (филиал львовского ПО «Алмазинструмент»), фарфоровый, фабрика нетканых материалов. Был искусственно развален лакокрасочный завод «Галак» - а ведь производств такого профиля в СССР было всего два: в Бориславе и Ленинграде.

Существовало в городе, кроме того, одно «закрытое» химическое учреждение, в народе прозванное «ацетиленовым заводом». В нем трудилась тысяча человек, включая двух докторов и 36 кандидатов наук! Оно тоже закрыто, уникальная научная библиотека, рассказывают, выброшена на мусорник.

Нефтегазодобывающее управление «Бориславнефтегаз» продолжает работу, хотя добыча черного золота здесь, конечно, уже не та, что была когда-то. Говорят, некие «внешние силы» очень хотели бы закрыть управление и передать угасающие нефтепромыслы в ведение «Долинанефтегаза». И такое скороспелое решение нанесло бы тяжелейший удар по и без того бедствующей экономике Борислава.

А ведь город, при изрядно иссякших за полтора века запасах нефти, по-прежнему располагает отличными кадрами нефтяников. В свое время он служил кузницей специалистов для бурно росшей после войны отрасли. Жители Борислава с гордостью утверждают, что их буровики - лучшие в стране (а может быть, и в мире!). И он вполне бы мог стать средоточием подготовки специалистов и выработки инноваций в сфере нефтегазодобычи. Однако при бесконечных разговорах наших властей о «достижении энергонезависимости» в реальности это, похоже, никому не нужно...

Сейчас Борислав, славный индустриальным прошлым и борьбой рабочих за свои права, пребывает в депрессии. Значительная часть жителей ездят на работу в соседний Трускавец (чье благополучие, заметим, во многом основано на приеме отдыхающих из России). Или же, как водится, - на заработки за кордон.

Вместо озокерита - аналоги. Читай: суррогаты

Итак, «Бориславский озокерит» больше не добывает горный воск, а лишь вырабатывает его аналоги из продуктов переработки нефти - парафина, петролатума и пр. Основными покупателями продукции выступают медлечебницы, куда предприятие поставляет порядка двух тонн средства ежемесячно.

Конечно, оно может лишь отчасти заменить натуральный озокерит, по качеству заметно уступая. Озокерит, в частности, по сравнению с парафином обладает более высокой температурой плавления, отчего озокеритотерапия эффективнее парафинотерапии.

Но «Бориславский озокерит» по крайней мере гарантирует безопасность своей медицинской продукции, ее лечебные свойства; товар имеет все необходимые сертификаты. Тогда как всякие непонятные фирмы продают явные подделки. А рынок «медицинского» озокерита на Украине составляет, между прочим, 15 т в месяц!

Как поведал мне в беседе руководитель ОАО Ярослав Чарнош, главные проблемы его предприятия - дороговизна сырья и неустойчивость спроса на продукцию от промышленных потребителей.

Сырье поступает в основном из России и Белоруссии - ибо на самой Украине нефтеперерабатывающая индустрия сворачивается буквально на глазах! Объемы переработки нефти падают. Большинство нефтеперерабатывающих заводов стоит. Так, оба дрогобычских НПЗ бездействуют. Кременчугский НПЗ, по словам Чарноша, превращается владельцами в перевалочную базу для импортных нефтепродуктов. Олигархам-монополистам выгоднее ввозить их из-за рубежа, чем перерабатывать импортную нефть на месте, - таким манером, надо полагать, они взвинчивают цены на подконтрольные им нефтепродукты. И вот столь нужный бориславским озокеритчикам петролатум, еще недавно стоивший 300грн. за тонну, нынче стоит 11,5 тыс.!

Промышленные предприятия, закупающие продукцию «Бориславского озокерита», тоже периодически останавливаются, прекращая закупки. Это относится, в частности, к шинным заводам («Днепрошина», Белоцерковский завод), которые являются потребителями защитного воска (антистарителя) для резины. Оттого приходится все больше ориентироваться на постоянных покупателей из Польши.

Вот и встречаем мы это снова и снова, кругом и везде: наша страна превращается в поставщика на внешние рынки сырья и полуфабрикатов, которые не находят сбыта внутри страны, в развитой обрабатывающей промышленности. Руды, металл, химикаты - все уходит за рубеж, вместо того чтобы служить опорой отечественному машиностроению, «тонкой» химии, производству товаров широкого потребления. Но ведь от этого страдают и сами отрасли - металлургия, химия, «горнопром» - чье благополучие (как и благополучие страны) всецело зависит от переменчивой конъюнктуры внешних рынков. Исправится ли положение после вступления Украины в ассоциацию с ЕС?..

Борислав «більше не сміється»

После того как в 90-е гг. добыча озокерита была прекращена, встал вопрос: что делать с шахтой? ОАО «Бориславский озокерит» не в состоянии ее поддерживать, с трудом сводя концы с концами. Выход нашли в том, чтобы передать шахту на баланс города, точнее, коммунального предприятия «Еко-місто». Сделано это было в тот период (2002-2006 гг.), когда пост мэра Борислава занимал Николай Тустановский, пытавшийся удерживать ситуацию под контролем.

Удалось привлечь к сотрудничеству львовский НИИ «Укргорхимпром». Были рассмотрены три варианта дальнейшей судьбы шахты: 1) ее ликвидация; 2) продолжение добычи при условии прихода инвестора; 3) консервация до лучших времен. Кстати, теоретически озокеритовую шахту можно было бы использовать и как лечебницу. Есть научные данные, что ее атмосфера, содержащая небольшое количество сероводорода и ионов солей, лечит органы дыхания.

Выбрали третий вариант. В областном бюджете, вспоминает Николай Тустановский, выделили для этого средства, но затем проект почему-то «зарубили».

А после смены городского руководства вокруг шахты начались чудеса. Она по-прежнему осталась в коммунальной собственности, но землю над ее стволами и надземные сооружения передали частным владельцам. Те попросту порезали оборудование копра на металлолом. Причем в погоне за быстрой наживой упустили возможность действительно хорошо заработать. Ведь на шахте стояли еще старые австрийские подъемные машины, и за эти раритеты западные музеи техники заплатили бы большие деньги!

В итоге шахтный ствол сегодня стоит открытый, выработки затоплены. Никто даже не знает толком, что там, под землей, происходит! А это - колоссальная угроза городу, ведь 19 км горных выработок на небольшой глубине (до 150 м) в довольно мягких горных породах пролегают практически под самым центром Борислава!

Обстановка в городе и без того непростая. На территории населенного пункта насчитывается 2200 работающих и бездействующих скважин. Серьезная проблема - т. н. блуждающий газ: уже были случаи его взрыва в подвалах домов. Заметим, что выработки озокеритовой шахты пересекаются с нефтегазовыми скважинами, и все это объекты повышенной взрывоопасности.

Так что сложившаяся ситуация, когда шахтой никто не хочет заниматься и она предоставлена самой себе, чревата катастрофой. И если, скажем, в Калуше, кое-какие меры по предотвращению экологических бедствий государством все же приняты (по крайней мере существует госпрограмма), то в Бориславе никаких сдвигов не наблюдается. Получается, всем все равно.

Горожане, с коими я общался, объясняют это тем, что в Бориславе слишком много проблем, а население небольшое. Кому, мол, надо этим «заморачиваться»? Думается, такое отношение властей разных уровней (да и, будем откровенны, самих жителей, которым обычно тоже «все до лампочки») к проблемам малых городов характерно для Украины вообще. Оттого глубинка и тихо вымирает, деградирует да выезжает в поисках счастья в Киев и «за бугор». Печально...

2000.net.ua

экономика история общество