Александр Калынюк: «Власти Украины упорно не хотят замечать разрастания фашизма во Львове»
В редакцию «2000» пришло письмо от заместителя председателя Антифашистского комитета Украины, историка Александра Калынюка, в котором он поведал факты прославления фашизма и неуважения к памяти погибших в Великой Отечественной войне во Львове. Редакция дала задание своему корреспонденту связаться с автором письма.
- Александр Наумович, что заставило вас написать это письмо?
- Я обратился в редакцию популярного еженедельника, чтобы привлечь, наконец, внимание общественности и властей Украины к многочисленным нарушениям законодательства и издевательствам над памятью о Великой Отечественной войне, которые творятся во Львове.
По этому поводу я еще в июне направил письмо председателю Львовской ОГА М. Д. Костюку. Приложил историческую справку и фотоматериалы, свидетельствующие об откровенном распространении во Львове фашизма и нацизма - при безразличном отношении, а то и явном содействии органов местного самоуправления Львовщины.
А ведь согласно ч. 3 ст. 8 закона «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» наше государство должно неукоснительно придерживаться взятых на себя обязательств по недопущению проявлений фашизма в любой форме на своей территории. На это я и обратил внимание главы областной администрации, попросив его принять предусмотренные Конституцией и законами страны меры, чтобы ликвидировать возникающие проявления фашизма.
- О чем конкретно идет речь?
- Прежде всего о таком вопиющем факте, как установление во Львове, буквально в ста метрах от облгосадминистрации, бронзовой мемориальной доски в честь одного из организаторов 14-й добровольческой дивизии СС «Галичина» ваффен-гауптштурмфюрера СС Дмитрия Палиева (укр. Дмитро Паліїв. - Авт.). На этой доске, кстати, так и написано: «Видатний політичний діяч, співорганізатор дивізії «Галичина»...». Но при этом, как у нас сейчас заведено, аббревиатура СС перед названием «Галичина» «опущена».
Мемориальная доска
Заметьте еще такую показательную деталь: реальный Палиев на фотографии 1943 г. носит усы а-ля Гитлер, но на доске почему-то изображен с «нормальными» усами... На доске также указано, что в доме, где этот «герой» жил с 1935-го по 1939 г., располагалась управа партии «Фронт национального единства», имевшей открыто профашистскую направленность, что нынешней местной властью тоже умышленно замалчивается.
Палиев на фотографии 1943 г.
- Предпринимались ли попытки поднять вопрос о недопустимости прославления эсэсовцев?
- Не просто предпринимались - есть решение суда, обязывающее эту доску снять! Но это решение никто и не собирается выполнять.
- Если можно, подробнее...
- Мемориальная доска в честь Палиева была установлена почти два года назад, и в открытии ее принимал участие мэр А. Садовой. А конфликт разгорелся летом 2011-го. На экскурсию во Львов приехали из Луганска члены историко-патриотического клуба «Молодая Гвардия». И их в целом приятные впечатления от знакомства с прекрасным древним городом испортила эта самая табличка. Ребят возмутил тот факт, что в стране, пережившей ужасы фашизма и разгромившей его, ставят памятные знаки «воякам» СС!
Приехав домой, они стали изучать деятельность Палиева и выяснили, что этот человек, вступая в ряды дивизии СС «Галичина», клялся в верности фюреру! Да и вообще зарекомендовал себя перед «новыми хозяевами» так, что его услугами как переводчика воспользовался сам Гиммлер.
В результате «молодогвардейцы» обратились во Львовский окружной административный суд, который принял иск и обязал Галицкую районную администрацию Львова демонтировать доску. Но никто ее по сей день не снял...
- А как на ваше обращение отреагировал глава области?
- Я получил ответ от его зама М. П. Янковского. В этом документе, в частности, говорится: «Питання вшанування пам'яті відомих галичан надзвичайно делікатне. Те, що вони обрали інший шлях боротьби за незалежність України, жодним чином не применшує їх ролі в творенні української державності. Видано чимало наукових праць та спогадів, які розкривають значимість таких постатей, як Дмитро Паліїв, в історії. Тому не дивно, що міська влада відгукнулась на прохання громадськості та погодила встановлення пам'ятної таблиці Дмитру Паліїву».
Хороший же, однако, «інший шлях боротьби за незалежність» выбрали все эти палиевы - воевать на стороне немецко-фашистских захватчиков, истребивших миллионы украинцев! Хотелось бы напомнить пану Янковскому, что мировое сообщество в лице Нюрнбергского трибунала признало СС со всеми ее частями и подразделениями преступной организацией - со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Для отдельных рядовых «дивизионников» еще можно было бы найти некие оправдания - ну, допустим, «пошли не туда», были обмануты главарями. Но командный состав дивизии СС «Галичина» (а звание ваффен-гауптштурмфюрера соответствует войсковому званию капитана) и уж тем более ее организаторы - военные преступники по определению. Как же может представитель администрации государства, разгромившего фашизм и несущего определенные международные обязательства, защищать фашистских преступников?
Реакция чиновника на изложенные в моем обращении факты вообще была весьма странной. Я, например, обратил внимание властей на красующуюся уже 3 года надпись на стене «Гитлер жив!» (вместе со свастикой). Но Михаила Петровича удивило только то, что она сделана на русском языке. Надпись эту городские службы не стирают.
Без комментариев
- Итак, никаких мер по вашему обращению администрация не приняла...
- Более того, облгосадминистрация даже никакой проблемы не усмотрела! Нет во Львове проявлений фашизма! В полученном мной ответе так и написано: «Сьогодні в суспільстві очевидною є тенденція до примирення раніше ворогуючих сторін, до толерантності та порозуміння. Звинувачення у неонацизмі не мають жодних аргументованих підстав». Я считаю, что т. н. примирение - это не более чем навязываемое нам примирение с фашистами, прошлыми и нынешними, и такое «примирение» совершенно невозможно и недопустимо.
Львовские политики и чиновники открыто почитают фашистов и ничего не делают для увековечения памяти жертв войны - а ведь в те годы в концлагерях на территории города были уничтожены сотни тысяч людей разных национальностей! Хуже того, допускают самое наглое глумление над памятью о людях, замученных фашистами.
- Вы, очевидно, имеете в виду четырехзвездочный отель «Цитадель Инн», созданный на территории бывшего концлагеря? Об этом уже писали средства массовой информации.
- Вот именно. Невзирая на протесты общественности, власти Львова допустили коммерческую застройку территории историко-культурного комплекса «Цитадель». В крепости, где располагался концлагерь «Шталаг-328», открыт отель с 26 комфортабельными номерами, рестораном «Гармата», лобби-баром, спа-центром и конференц-залом. Как написано в рекламном буклете, «именно здесь, в живописном уголке Львова, вы сможете прекрасно отдохнуть, забыть про будничные хлопоты и окунуться в атмосферу гармонии и уюта». Вот и «отдыхают», и «окунаются в атмосферу гармонии и уюта» прямо в «башне смерти» - в Большой Максимилиановой башне №2, где когда-то находились помещения для допросов и камеры смертников!
- Расскажите, пожалуйста, читателям, что такое «Цитадель».
- Историко-культурный комплекс «Цитадель» располагается неподалеку от центра Львова, занимая площадь около 30 га. Это фортификационные сооружения времен Австро-Венгрии, занимавшие господствующую высоту над городом. С тех времен сохранились 6 башен и трехэтажное здание казарм.
В 1941-1944 гг. здесь существовал концлагерь, через который прошли 284 тыс. военнопленных; 90% из них - советские, но также были французы, бельгийцы и итальянцы (после выхода Италии из войны немцы бросили в лагеря ее солдат, отказавшихся воевать на стороне Гитлера). За три года здесь замучили 142 тыс. человек - больше, чем в Бухенвальде.
Условия содержания узников в лагере были нечеловеческими. Дневной рацион состоял из 150 г хлеба с опилками, супа из гнилых овощных отходов и т. н. кофе из тех же опилок. Заключенные находились под открытым небом или в камерах, которые зимой не отапливались, массово умирали от тифа и дизентерии.
И в этом ужасном месте, буквально залитом кровью, новые хозяева жизни ухитрились устроить гостиницу! Можете себе представить нечто подобное в Освенциме или Майданеке? Воистину, львовская «элита», кичащаяся своей «европейскостью», совершенно лишена человеческой морали. Между прочим, как сообщил местный телеканал ZIK, владельцем отеля «Цитадель Инн» является В. Губицкий, до недавнего времени заместитель председателя Львовской ОГА.
И никто в Киеве палец о палец не ударил, чтобы остановить беспредельный цинизм Губицкого и его подручных, их безграничное глумление над памятью жертв нацизма. Очевидно, что все эти заявления о том, что «никто не забыт и ничто не забыто», которые, как и положено к каждой памятной дате, произносятся официальными лицами в столице с самых высоких трибун, - не более чем слова, не подкрепленные ничем.
- «Цитадель» не единственный концлагерь, созданный фашистами во Львове. А как обстоит дело на территории бывшего Яновского концлагеря?
- В том лагере погибли 200 тыс. человек - больше, чем в любом другом на Украине. Но местная власть, озабоченная установкой памятников прислужникам нацистов, никак не почтила память узников. Установлен только мемориальный камень - но отнюдь не властью, а Фондом бывших узников (в 1993 г.). Зато разрушаются те памятные знаки, которые имеются. У фигуры матери с ребенком сначала отбили голову ребенка, затем сбросили скульптуру. Участок в крайне запущенном состоянии. Вандалы заливают памятные надписи краской; виднеются намалеванные на стенах свастики и еврейские звезды - «художества» галицких нацистов.
Памятная фигура матери с ребенком, сброшенная под забор
- Да, ситуация, конечно, безрадостная... На что надеетесь вы, обращаясь в газету «2000»?
- Рассчитывать на добрую волю местных властей бессмысленно. Если еще и теплится надежда, то только на вмешательство центральной власти. «2000» - авторитетное издание, которое читают и к которому прислушиваются даже в Администрации Президента. То, что происходит во Львове, - позор для Украины, и давно пора навести наконец элементарный порядок, добиться выполнения действующих в стране законов. И решения украинского же суда, напомню.
А мы - представители Антифашистского комитета - намерены всеми доступными средствами воздействовать на общественное мнение, в том числе и в Европе, информируя людей, как наша власть выполняет международные обязательства и сберегает память о самой страшной войне в истории человечества.
Изучая предоставленные Александром Наумовичем документы, я обратил внимание на один примечательный фрагмент из ответа Львовской ОГА, подписанного М. П. Янковским: «Також варто відзначити, що вшанування пам'яті в'язнів фашистських концтаборів почалося саме за часів незалежної України. У радянський період львів'яни навіть не підозрювали про існування концентраційних таборів у роки війни на певних територіях Львова (выделено мною. - Авт.). Зокрема, територія Цитаделі була закритим, відомчим об'єктом, а на місці Янівського концтабору функціонував кінологічний центр, де в колишніх казармах знаходилися вольєри для собак».
Г-н Янковский пишет неправду или же проявляет незнание вопроса: наличие во время войны на территории Львова немецких концлагерей в советское время не скрывалось и не замалчивалось. Тем львовянам, которые читали книги и интересовались историей родного города, не нужно было «подозревать» о существовании «лагерей смерти».
Вот, для примера, что написано в капитальной серии «История городов и сел Украинской ССР. Львовская область» (1978 г.): «В сентябре 1941 года в северо-западной части города немецко-фашистские оккупанты создали гетто, куда насильно согнали около 70 тыс. евреев. Все они до конца 1943 года были уничтожены, а гетто ликвидировано. Установлено, что за время оккупации города фашисты расстреляли в Яновском концлагере более 200 тыс. мирных жителей разных национальностей, а во Львовской цитадели, где был организован лагерь советских военнопленных, - более 140 тыс. человек» (с. 115).
В советской литературе было опубликовано достаточно сведений о преступлениях фашистов во Львове. Никаких причин для того, чтобы эти злодеяния замалчивать, у советской власти не было и быть не могло. Что понятно любому здравомыслящему человеку. Ведь тема победы над нацизмом и правда о его преступлениях всегда были в центре внимания и исторической науки, и официальной пропаганды, и искусства, и общественного сознания.
Так что слова уважаемого чиновника - это проявление очередного распространяющегося ныне нелепого мифа о советских реалиях, подобных утверждениям о том, что в СССР якобы даже ношение вышиванок было запрещено и за это украинцев бросали в тюрьмы. Жаль, что некоторые молодые люди, не заставшие советских времен, в этот бред верят.
Возможно, во времена СССР действительно не всегда, к великому сожалению, уделялось достаточно внимания почитанию памяти жертв войны, особенно военнопленных. На такие факты применительно ко Львову и указал г-н Янковский. Этому, однако, имеется логическое объяснение.
Великая Отечественная война была величайшей трагедией в истории нашего народа, но и величайшей его победой. В советское время акцент делался - и лично я считаю, что правильно, - на втором моменте. Главное - Победа, хоть «и со слезами на глазах». Основное внимание поэтому уделялось прославлению подвигов наших солдат на поле брани. Пафос побед доминировал над скорбью по погибшим - хотя при этом были воздвигнуты, к примеру, впечатляющие мемориалы жертвам фашистских палачей в Бабьем Яре, Хатыни и многих других городах и селах.
Ныне же на всем постсоветском пространстве наблюдается противоположная тенденция: всячески выпячивать момент трагичности. Некоторые деятели просто-таки смакуют миллионные цифры погибших, плененных, натуралистически живописуют на экране ужасы войны. Причем нынешние «историки» и «мастера искусства» крайне скудно освещают заключительный, победный период войны, замалчивают подвиги и успехи, зато проявляют экзальтированный интерес к событиям 1941 г., зачастую дополняя «вдруг вскрывшуюся правду» о первоначальных неудачах Красной армии собственными домыслами и порожденными ведомством Геббельса фальшивками.
Делается это неспроста: надо принизить значение Победы, доказать, что воевали наши деды плохо - раз уж допустили такое количество жертв. Что советское руководство было главным виновником страданий, обрушившихся на наш народ. Чтоб у читателя или зрителя в душе возник вопрос: а была ли вообще эта победа? Победа ли это?
Оттого как раз и стали возможными ситуации, когда власть имущие, вместо того чтобы ответить по существу, как можно терпеть спа-салоны и бары на местах убийств и истязаний десятков тысяч людей, обвиняют советскую власть в равнодушном отношении к принесенному на алтарь победы «человеческому материалу». Вот и зампред Львовской ОГА, оправдывая свое бездействие, ссылается на то, что «при советах», мол, было еще хуже...Так если было, как вы считаете, хуже, докажите, что вы поступаете по-иному, «по-европейски».
Но пытаться сравнивать недостаточное внимание к жертвам нацизма с гулянками на их могилах?! Думается, любой нормальный человек увидит в этом откровенное глумление властей над здравым смыслом.
Впрочем, в Галичине дело обстоит так уже давно. Здесь, похоже, хотят полностью вычеркнуть из памяти народа и Победу, и жертв войны. Напомним, во Львове давно демонтированы памятник легендарному разведчику Николаю Кузнецову и танк Т-34, стоявший на постаменте на ул. Лычаковской, в крайне запущенном состоянии Холм славы, муссируется вопрос о сносе Монумента славы - фактически последнего советского памятника, оставшегося в городе.
Да что уж там: само выражение «Великая Отечественная война» выведено из официального словоупотребления! Иногда, правда, доходит до курьезов, выдающих интеллектуальную ограниченность людей с «европейским мышлением», - когда они произносят фразы вроде: «9 мая 1945 года завершилась Вторая мировая война».
Не было, с точки зрения львовских «можновладців», никакой Великой Отечественной войны - так можно ли удивляться фактам, изложенным в интервью?
Фотодокументы предоставлены автором