Вернуться на главную страницу

Роджер Уотерс и современная интерпретация «Стены»

2011-12-12  Станислав Ретинский Версия для печати

В сентябре 2010 года концертами в США и Канаде началось мировое турне экс-лидера Pink Floyd Роджера Уотерса, посвященное 30-летию альбома «The Wall» («Стена»). Это грандиозное зрелище продлится полтора года и закончится в марте 2012 года концертами в Аргентине и Бразилии. Незадолго до начала турне Роджер Уотерс дал интервью журналисту «Associated Press». На вопрос о том, что вдохновило его на написание этого альбома, он ответил следующее: «Моя юность была омрачена всеми оттенками комплекса неполноценности и неуместности... Сочинение «The Wall» было частью процесса, в котором я старался освободиться от некоторых из тех неврозов и тех страхов».

Таким образом, в альбоме «The Wall» Роджер Уотерс стремился изобличить только личные страхи и переживания. Но дело в том, что они не являются чем-то исключительно индивидуальным, а представляют собой продукт общественных отношений. Поэтому невозможно понять отдельного человека без понимания тех отношений, которые его формируют. Исходя из этого, можно заключить, что личная «стена» Уотерса, построенная им для защиты от внешнего мира, является отражением тех социальных стен и барьеров, которые разделяют целое общество. Поразительно, но именно к такому выводу приходит автор «The Wall» некоторое время спустя: «В моей «Стене» она была между мною и остальным миром. Сейчас, как мне представляется, стена расположилась в области экономики - между богатыми странами и бедными» (Из интервью журналу «ТВ-Парк», 2002 г.).   

В эпоху империализма, когда капиталисты «золотого миллиарда» подкупили «своих» рабочих с помощью сверхприбыли от эксплуатации рабочих «третьего мира», эпицентр классовой борьбы переместился из центра на периферию капиталистических отношений. И одной из таких «периферий» является Палестина, где свыше 60 лет длится военный конфликт между арабами и евреями, пользующихся поддержкой Соединенных Штатов. В ходе арабо-израильской войны 1947-1949 годов палестинские беженцы переселились на оставшиеся не захваченными Израилем территории, в частности, Западный берег реки Иордан. 

В 2003 году началось строительство стены между Израилем и Западным берегом реки Иордан. Этот разделительный барьер более чем на 20% своей протяженности вдаётся на территорию палестинцев и отгораживает израильтянам более 10% площади. Роджер Уотерс был одним из первых, кто выступил против строительства стены.  Вот что он сказал по этому поводу: «Бедность, создаваемая стеной, разоряет палестинцев. Она отделит детей от их школ, больных от приличной медицинской помощи и продолжит разрушать палестинскую экономику». Перед выступлением в Неве-Шаломе в 2006 году Уотерс в качестве протеста написал на стене строчку из культовой песни «Another Brick In The Wall (Part 2)»: «Нам не нужен контроль над мыслями».

Во время визита в лагерь палестинских беженцев в 2009 году Роджер Уотерс в очередной раз осудил действия Израиля и выразил надежду, что стена в скором времени будет снесена. Он заявил, что Премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху следует стать более умеренным, и призвал израильское студенчество сдвинуть общественное мнение влево. «Когда вы вторглись в Газу, - сказал Уотерс, - это было не «глаз за глаз», а сотня глаз за один». В том же году он совершил поездку в Дженин, которая произвела на него неизгладимое впечатление. «Первое, что вы должны сделать, это убрать блок-посты. Они олицетворяют власть не только над палестинцами, но и над израильтянами», - сообщил музыкант.

В 2009 году Роджер Уотерс принял участие в работе над документальным фильмом, рассказывающим о жизни палестинцев. Премьера 15-минутного фильма «Walled Horizons» прошла в национальном театре Палестины «Al-Hakawati» в восточном Иерусалиме. Она была приурочена пятой годовщине принятия Международным судом ООН решения о незаконности возведения стены. В фильм вошли кадры с участием самого музыканта, а именно съемки его посещения стены еще в 2006 году. В том же году Уотерс дал концерт в Израиле, по окончании которого произнес следующие слова: «Я убежден в том, что необходимо, чтобы  нынешнее поколение израильтян разрушило стены и заключило мир со своими соседями».

Роджер Уотерс продолжает свою активную общественную деятельность и сегодня. В апреле этого года его назначили главой Кембриджского движения солидарности с Палестиной. Затем в июле он выложил на YouTube ролик, в котором призвал всех израильтян выступить против закона о бойкоте. На своей странице в Facebook Уотерс оставил следующее пояснение к видео: «В свете стремления правого крыла израильского кнессета принять закон, делающий бойкот компаний оккупированного (Израилем) Западного берега реки Иордан незаконным, израильское движение «Boycott from Within» попросило меня сделать соответствующее заявление. Вот и оно, записанное прошлым вечером после съемок в Афинах. Я слышал, что впоследствии, к сожалению, закон был принят, несмотря на значительную оппозицию».

Возвращаясь к мировому турне «The Wall Live», следует отметить, что Роджер Уотерс поднимает проблему арабо-израильского конфликта даже во время концерта. Еще осенью 2010 года Абрахам Фоксман, директор Антидиффамационной лиги, опубликовал в онлайн-газете Haaretz.com открытое письмо, в котором заявил, что в видеоряде, сопровождающем «The Wall Live», имеется ряд «антисемитских моментов». Больше всего вопросов вызвал видеоряд к песне «Goodbye Blue Sky», в котором звезды Давида соседствовали с символами доллара. История получила продолжение в июле 2011 года, когда министерством иностранных дел Израиля был получен ряд сообщений, указывающих на антисемитское содержание «The Wall Live». Сообщалось, что зрителям демонстрируются израильские самолеты, сбрасывающие на палестинские территории шестиконечные «бомбы», а фото израильских солдат контрастируют с изображением «страданий простых палестинцев». Посольство Израиля в Греции даже получило распоряжение направить на концерт одного из сотрудников. Правда, израильский дипломат Йоси Мустаки, посетивший «The Wall Live» в Афинах, не обнаружил в нем никаких антисемитских эпизодов.

Несомненно, турне «The Wall Live» вызвало огромный интерес у мировой общественности. И дело здесь не столько в зрелищности проводимых концертов, сколько в самой проблематике альбома, которая остается актуальной по прошествии 30 лет. Можно с уверенностью заявить, что эта актуальность сохранится до тех пор, пока не будет уничтожен барьер, разделяющий общество на классы. И арабо-израильский конфликт - всего лишь «кирпич» в социальной стене...    

Статья опубликована в газете «Новая волна+»

 

 

культура