Семья – это любовь или сделка?
Любовь — это отношения между людьми, в которых один человек готов сделать все, чтобы другой человек был счастлив. Любовь — это когда кто-то для тебя важнее тебя самого и твоих интересов. Это все простые истины, которые прививают нам с детства. Мы верим в великие подвиги, самоотверженные поступки, в жертвы ради любимых. Верим в то, что без любви не будет жизни, уйдет любимый — и мы уйдем — в небытие… А затем подрастаем, приходит время законных отношений, время самых правильных, взрослых, обдуманных поступков, и мы задаемся вопросом: а не заключить ли брачный договор до вступления в брак?
Все понимание, принимаемое нами в детстве говорит о том, что одна любовь — на всю жизнь, что счастье любимого человека важнее своего, ощущение полной готовности все отдать ради любви, а уж если и уйдет, бросит-то это ничто иное, как проявление абсурдности мира (ведь вера-то в эту любовь абсолютная!), и в таком мире жить явно не стоит (не говоря уже о том, что в нем будет невыносимо больно жить). Все это становится под сомнение, в голове появляются новые мысли, которые не менее привлекательны. Почему бы не подстраховаться? Зачем верить до конца? Огромный опыт человечества доказывает, что любовь — понятие относительное. Что доверять мужчинам (женщинам) нельзя, что доверять людям вообще — это страшно неблагодарное дело. А ведь от любви мы ждем только благодарности, отдачи, да?..
Любовь растет в нас вместе с нами. Как только мы полюбили по-человечески первый свой объект (который чаще всего выступает не как один объект, а как вся жизнь в целом, ведь, например, мама для ребенка на каком-то этапе его развития — это вся жизнь) — с того момента мы любим, любовь в нас есть и постоянно растет, развивается вместе с нами. Любовь эта никуда не уходит, она только по-разному проявляется в отдельных, конкретных случаях. Но если любовь эту не воспитать или перестать воспитывать в какой-то момент, то последствия могут быть страшными: от всевозможных извращений до абсолютной бесчувственности. А воспитывают эту «любовь» не мама с папой сами по себе, а все вокруг: и листочек на дереве, и та мысль человеческая, которая формирует особенное человеческое отношение к этому листочку.
Так вот, именно в том, что любовь сегодня немного не такая, какой ее воспевают в великих произведениях искусства, виноваты все, кто воспитывают такую любовь. И раз любовь воспитывает все общество, весь человеческий мир, то отношения между людьми всего лишь показывают, что с миром что-то не так, а не что у каждого отдельного человека существуют отклонения. Но все же есть люди, которые не предают, у которых отношения на всю жизнь, которые берут на себя ответственность быть не только хорошими мужьями (женами), а которые берут ответственность за все, что они делают в этой жизни. И последнее — это важнее, чем быть правильным лишь в отношениях семейных. Точнее, отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми прямо зависят от отношений их в обществе. Ели муж не может правильно, справедливо поступить в жизни, может легко поступить подло, обидеть окружающих, а с ближними своими — идеал человечности, то это лишь маска, в любой момент он также может подло и безнравственно поступить с женой, с ребенком, с любым человеком. Поэтому общество вообще, отношения в нем — очень важный момент в жизни любой семьи, в жизни каждого человека и особенно — в любви.
Но нам все же стоит определиться, брак — это любовь или сделка? Таким простым вопросом можно было бы ответить на вопрос, что же страшного в брачном договоре или контракте.
Если брак — это любовь, то необходимо все же сказать, что любовь не терпит недоверия. А что же тогда терпит? Разве терпит любовь измену, подлость, аморальность? А ведь история доказывает, что очень часто любовь только так и могла проявляться. Любовь долгие века могла быть только между любовниками, которые шли на отважные поступки (порой и на смерть) при измене мужьям, женам. А это и не странно, ведь замуж-то выходили по обыкновению, по необходимости, ни о какой любви не могло быть и речи. А что же сегодня? Сегодня ничего не поменялось. Раньше подписывались такие же договоры, как и сегодня (если не письменно, то устная договоренность была не менее сильна, если, конечно, за этим стояли экономические предпосылки). Отец, отдавая дочь замуж, прекрасно знал, что он дает и что получит взамен, так же — что получит дочь, что получит жених. И в бедных семьях (и не только где-нибудь в средневековой Франции) было абсолютно то же самое (можно вспомнить хотя бы «Лісову пісню», где Килина была более выгодной, необходимой в хозяйстве женой, чем Мавка, поэтому о любви пришлось забыть, или «Кайдашеву сім’ю», где вообще семья — прямая выгода для всех и каждого, и эти условия не дали другой жизни даже романтичным мечтателям). Это все и так ясно, не ясно, наверное, только то, что сегодня ничего не изменилось…
Действительно, а что поменялось-то в мире? Семья в том виде, в котором мы ее привыкли наблюдать сегодня — моногамная семья — появилась еще в те времена, когда очень нужно было защитить ту собственность, которая должна была принадлежать мужчинам (ведь именно они охотились, добывали, защищали, тогда как женщинам, несмотря ни на что, приходилось большую часть времени уделять потомству). И моногамная семья очень легко справлялась с «несправедливостью», царящей в те времена: так как не было известно достоверно, кто отец ребенка, то наследство (все добытое и накопленное мужчинами «богатство») переходило по маминой линии. В моногамной же семье женщина должна принадлежать одному мужчине, и так как все средства для жизни (те самые «богатства») принадлежат не женщинам, то у них нет другого выбора. Мужчина же легко может позволить себе жить в свое удовольствие, только если сможет обеспечить и тех женщин, которым придется обманывать или уходить от своих мужей. С тех пор и по сей день нет защиты независимости женщины, ведь рожать ей до сих пор приходится, воспитывать — тоже, а вместе с тем и по дому работать, и есть готовить. Тем временем и у мужчин не поменялись обязанности: женщина рожает, готовит к жизни новых людей, а мужчины тем временем — хозяйничают в жизни во всех смыслах этого словосочетания.
Именно поэтому до сих пор сохранились брачные договора и с каждым годом больше становится их разновидностей, вплоть до таких, в которых абсолютно бесчеловечные условия. То, что брачный контракт, где указывается цена за ночь «любви» — обыкновенная для нашего мира проституция, только элитная и полностью легитимная — это и так всем ясно, все уже привыкли. Но то, что в контракте, подписанном обычной «влюбленной» парочкой может прописываться до мелочей, что должен делать каждый из участников договора после вступления в брак — это же противоречит любому, даже самому гнусному представлению о любви, да и вообще о нормальных человеческих отношениях.
Брачные договора на сегодняшний день — это всего лишь продолжение традиции браков не по любви, соединение одного предмета с его выгодными свойствами для другого предмета с другим предметом тоже с определенными свойствами, необходимыми первому предмету. Иногда выходит даже неплохая смесь, иногда даже полезная не только для самой пары, а и для других людей. Но главное здесь то, что брак этот — очередная сделка, которую даже не могут нормально заключить. Ведь даже по законам самых хитрых и преступных группировок, сделка — есть сделка. Делом чести является держать слово и на деле доказывать то, что ты можешь достойно выполнить свои обязанности, пройти свой путь. Здесь не нужно никаких дополнительных договоров, нужно только понимать, что ты человек и уважение к себе заслужишь лишь правдой, смелостью, ответственностью и силой воли.
Так вот, когда брак, формирование семьи — это лишь соглашение на определенные условия жизни для двух людей, то зачем врать самим себе и говорить, что договор — это не проявление недоверия, это не выражение антигуманных отношений, а это всего лишь на тот случай, если потом, когда чувства остынут, «любящие» расстанутся. «А ведь по закону имущество придется делить на двоих, даже если вместе проживешь всего лишь один день», — могут сказать те, кто собрались организовать прекрасное и важное дело — семью. И здесь опять же имеет свое выражение та проблема, что любить до конца и по-настоящему нельзя, пока все не обеспечены всем необходимым для жизни (и на любые случаи жизни), пока есть возможность от случайного происшествия, ошибки или просто «неудавшейся любви», потерять все. А парадокс заключается в том, что если об этом думать тогда, когда решено создавать семью, то любовь точно будет неудавшейся (если любовь в такой ситуации вообще есть).
Об этой проблеме и о первостепенных шагах ее решения еще в ХІХ веке Ф.Энгельс писал вот что: «Но что придет на смену? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности — и точка».
Проблема отношений в нашем обществе, конечно, очень сложная. И она не может разрешиться сегодня. Ясное дело, что никакие контракты и договоры — это не новый выход из положения, это вообще не выход. В жизни найдется намного больше и интересней поворотов, проявлений противоречивости современных общественных отношений, чем кто-либо сможет оговорить их в каком бы то ни было договоре. До сих пор царствует сознание собственников, индивидуалистов и вообще безразличных людей. И от случайных поворотов судьбы никто и никак не сможет застраховать. Только мы сами себя можем застраховать в одном: в нашем отношении друг к другу. Мы ведь можем понадеяться на себя, поверить себе и взять на себя ответственность любить и нести тяжкий, но крайне приятный и необходимый груз того, что мы любимы?
Брачный договор заставляет человека забыть о том, что он человек, и отдаться полностью своей безответственности. Заполнил один раз — и дальше поступай, как хочешь. Передумал? Пошел и переписал условия. Нельзя переписать? Заплатил судье и получил, что хотел. Не выходит и так — есть множество других способов, человеческой фантазии ведь нет предела, если очень захотеть. Но тот, кто подписал этот контракт — он теряет не только чувства, не только другого человека, выражая недоверие, унижая его. Он теряется также и себя. Очень хорошо иллюстрирует это пример из «Книги для родителей» А. С. Макаренко. Макаренко описывает историю одной семьи, где муж и отец в один день, после 11 лет совместной жизни, не приходит домой и лишь передает через посредника записку жене, что он полюбил другую. Женщина осталась одна с двумя маленькими детьми. После того, как мужчина стал хитрить и проявлять еще большую подлость по отношению к детям, женщина решила подать на алименты. Но этот поступок лишь ухудшил ее отношения с детьми. Дети, не чувствуя мужской поддержки, папиной любви, стали жестоко относиться и к матери. Она ведь смирилась с тем, что отец их бросил, стала принимать от него подачки и зависела от него финансово, хотя детям в такой ситуации очень нужен был в доме авторитет, сильный человек, человек, независящий от подлеца и предателя. И когда сын нагло стал требовать от матери свои «собственные» деньги, которые она получает на него от отца, мать не выдержала и написала при сыне бывшему мужу: «Возвращаю поступившие от вас деньги. Больше присылать не трудитесь. Лучше голодать, чем принимать помощь от такого, как вы». Сын моментально поменялся, он почувствовал уважение к матери, почувствовал, что не он один ненавидит отца за то, что он их бросил, и что в их семье остался очень сильный человек, который не оставит в беде и найдет правильные пути решения любых проблем. И дальше эту дружную семью ожидали приятные жизненные сюрпризы, которые они вполне заслужили…
Эта история говорит о том, что важно в жизни оставаться человеком. Только тогда будет настоящая любовь, только тогда ценить нас смогут не за то, что у нас есть какие-то сбережения, средства, не за какие-либо внешние, проходящие проявления, а за сильную личность внутри нас. И если мы говорим о браке по любви, то он должен быть таким, чтоб никто не мог унизить другого и самого себя никаким договором, соглашением или контрактом. Семья — это доверие друг другу самих себя и общая ответственность за что-то прекрасное и необычайно важное — за новый коллектив, за новые отношения, за новую жизнь. Только в таких условиях может жить любовь, в других — может быть и сделка.