«Солнечный богач»
Так поэт Константин Бальмонт называл выдающегося композитора Сергея Прокофьева. И действительно, его музыка такая же яркая и величественная, как солнце. Своим светом она озаряет весь мир, в том числе и малую родину С.Прокофьева – Донецкую область. Еще в начале этого года здесь начали проводиться мероприятия по празднованию 120-летия композитора: открытие фотовыставки, показ телепередач, проведение конкурса балета и т.д. А в октябре-ноябре 2011 года в Донецкой областной филармонии прошел ряд концертов, посвященных памяти С. Прокофьева.
К сожалению, за всем этим официозом невозможно разглядеть реального С. Прокофьева, в музыке которого рождались образы борьбы и победы нового мира над старым. Даже в годы жизни за границей все его помыслы были связаны с возвращением на Родину. В 1936 году, после окончательного переезда в Москву, он полностью погрузился в процесс создания и развития советской культуры. В этом же году была написана музыкальная сказка «Петя и волк», ставшая классикой музыки для детей. В мае 1939 года впервые прозвучала кантата «Александр Невский», основой которой была музыка к одноименному фильму С. Эйзенштейна. А за несколько месяцев до начала войны С. Прокофьев завершил один из своих шедевров – оперу «Обручение в монастыре» по мотивам комедии Р. Шеридана «Дуэнья».
С. Прокофьев не прекращал своей творческой деятельности и в годы Великой Отечественной войны. Находясь в эвакуации в Алма-Ате, он работал с С. Эйзенштейном над фильмом «Иван Грозный». Была написана большая часть оперы «Война и мир», завершен начатый еще перед войной балет «Золушка», созданы фортепианные шедевры – Седьмая и Восьмая фортепианные сонаты. Летом 1944 года С. Прокофьев начал работу над Пятой симфонией, которую затем назовет одним из своих лучших произведений. В ней он обобщил в форме музыкальной саги страшные военные годы, которые пришлось пережить советскому народу в героической борьбе с немецким фашизмом. Премьера Пятой симфонии состоялась в Москве, в Большом зале консерватории 13 января 1945 года, за четыре месяца до окончания Великой Отечественной войны. Когда С. Прокофьев встал за дирижерский пульт, раздался гром артиллерийского салюта, возвещающего очередную победу Советской Армии при форсировании Вислы. Присутствовавший в этот вечер в зале С. Рихтер вспоминает: «В Пятой симфонии он встает во всю величину своего гения. Вместе с тем, там – время и история, война, патриотизм, победа...»
В послевоенные годы С. Прокофьев находился в зените славы. К 1947 году он был официально признан одним из выдающихся деятелей советской культуры: звание Народного артиста РСФСР, орден Трудового Красного Знамени, пять Сталинских премий. В том же году он приступил к работе над новой оперой, которую считал своим «скромным подарком матери Родине». В качестве «подарка» выступила опера «Повесть о настоящем человеке», написанная по одноименной повести Б. Полевого. Кроме того, С. Прокофьев написал праздничную поэму «Тридцать лет», посвященную 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Несомненно, С. Прокофьев является музыкальным гением, который смог возвысить советское искусство до уровня общечеловеческой ценности. Вернувшись на Родину, он постиг величие революционных преобразований, охвативших все стороны деятельности советского общества. В этих преобразованиях С. Прокофьев нашел свое место и принял в них самое деятельное участие. Прав был И. Эренбург, когда писал: «Это был большой человек, и потомки не смогут понять трудного и славного времени, которое мы еще вправе назвать нашим, не вслушиваясь в произведения Сергея Прокофьева и не задумываясь над его необычайной судьбой».
Статья опубликована в газете «Новая волна+»