Вернуться на главную страницу

О понятии неорганического тела человека

2010-05-27  Марина Бурик Версия для печати

Говоря о теле человека, многие люди имеют ввиду именно его органическое тело. Но в теории давно существует понятие неорганического тела человека, которое не укладывается в рамки обыденного сознания. С ним также не справляется множество современных социальных философов, претендующих на то, что они разбираются в центральной проблеме философии - проблеме человека. А ведь решение этой проблемы предполагает понимание единства органического и неорганического тела человека.

Понятие неорганического тела человека было выработано в результате длительного развития мысли, но впервые оно было сформулировано именно Карлом Марксом. В широко известной статье «Три источника и три составные части марксизма»[1] В.И.Ленин подчеркивал, что учение Маркса основывается на идейно-теоретическом наследии немецкой классической философии, французского социализма и английской политической экономии, которые были критически переработано основоположниками марксизма.

Немецкая классическая философия, брала человека как род только в формах общественного сознания, изучая их развитие как саморазвитие человеческой сущности. По мнению Маркса, в таком подходе заключается понимание труда как родовой деятельности человека, но эта деятельность, понимается исключительно как деятельность сознания. Немецкие классики абстрагировались от материального производства, а это значит чувственно-практическая деятельность - деятельность тела для них не была, в конечном счете, родовой деятельностью человека. Маркс, как последовательный младогегельянец, изучая формы общественного сознания и пользуясь при этом методом Гегеля, приходит к выводу, что эти формы не могут быть объяснены сами из себя, а только из материальных отношений между людьми - из производственных отношений, которые люди производят в процессе производства вещей для себя. Таким образом, идеализм Гегеля был преодолен с помощью диалектического метода самого Гегеля.

 В идеях утопического социализма, суть которого можно выразить в лозунге «Общий труд, на общей земле, для общего счастья», точно также как и в философии Гегеля, труд понимается как родовая деятельность человека. Более того, здесь речь идет о материальной деятельности - материальном производстве. В учениях утопических социалистов тоже осмысливалось отчуждение индивида от своей родовой сущности, но это отчуждение понималось как отчуждение от процесса и результата материального производства - от тела общества. В отличие от величайшего немецкого философа - Гегеля, социалисты-утописты не только видели негативную сторону отчуждения, но и требовали его преодоления - обобществления труда.

В английской политической экономии проблема единства органического и неорганического тела человека и труда как способа жизнедеятельности человека поднимается как проблема экономического функционирования общества.

Неслучайно Маркс впервые размышляет о теле человека именно в «Философско-экономических рукописях 1844 года»[2] - в работе, в которой он исследует отчужденный труд, критически подходя к пониманию его английскими политэкономами, представителями «грубого коммунизма» (социалистами-утопистами) и Гегелем. В «Рукописях...» Маркс становится марксистом. Именно здесь он впервые употребляет выражение «неорганическое тело человека» для обозначения очеловеченной и подлежащей очеловечиванию природы: «Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть» [2]. Разбирая современное ему и нам положение вещей, Маркса констатирует, что «Отчужденный труд человека, отчуждая от него 1) природу, 2) его самого, его собственную деятельную функцию, его жизнедеятельность, тем самым отчуждает от человека род: он превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни (везде курсив Маркса - М.Б.)» [2]. То есть, в процессе отчужденного труда индивид отчужден от своего собственного неорганического тела и от процесса его жизнедеятельности, его «обмена веществ».

Частная собственность и отчужденный труд в марксизме, как известно, понимается как одно и то же, только в первом случаи со стороны продукта труда, а во втором со стороны процесса. Поэтому положительное упразднение частной собственности является в то же время обратным присвоением человеком его собственного неорганического тела: «Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом» [2]. Поэтому в «Манифесте коммунистической партии»[3] Маркс и Энгельс определяют цель коммунистов именно как уничтожение честной собственности.

Это уничтожение частной собственности является ничем иным, как освоением человеком собственной природы как единства органического и неорганического тела. Но освоение, то есть включение в практику, преобразование чего-либо, в том числе и социальной формы движения материи, может осуществляться только по логике предмета, подлежащего освоению. Поэтому, исходя из материалистического понимания истории, Маркс исследует логику развития базиса капиталистического общества - производственных отношений. Это исследование осуществляется не только для того, чтобы понять экономические законы функционирования капиталистического общества, но, главным образом, для того, чтобы понять каким образом они изменяются. Другими словами, он изучал капиталистическое общество, в котором человек отчужден от своего неорганического тела, движется к своему собственному отрицанию. Заслуга Маркса состоит в том, что он в качестве теоретика увидел это реальное движение.

В «Капитале», и главным образом в «Экономических рукописях 1857-1959»[4, 478-504] есть много соображений по поводу человеческого тела и труда как его живой жизни, а также о логике их обобществления (см. также «Критику Готской программы»). Но прежде, чем возникла историческая необходимость обратного присвоения человеком собственного неорганического тела, это тело, являющееся условием и предпосылкой его родовой жизни - труда, должно было быть отчуждено. Этот процесс отчуждения нуждается в объяснении. Ведь первоначальные условия производства, к которым относится как органические тела членов общины, так и все прочие природные условия, должны быть едины. Община относилась к условиям своего воспроизводства как к своей собственности, а посредством ее и индивиды как члены общины относились к ним как к собственности (собственности производящего коллектива). Здесь Маркс определяет собственность как отношение к природным предпосылкам производства. И если первоначально этими природными предпосылками выступало то, что не было произведено, то по мере развития производительных сил в качестве таких природных предпосылок выступает уже очеловеченная природа. В нее входят вещи, которые уже произведены. Но они даны производящему коллективу до начала процесса точно так же как и вещи, созданные природой без вмешательства человека. Дальнейшее развитие производительных сил - развитие человеческой телесности (как органического так и неорганического тела человека) послужило причиной изменения отношения человека к своему собственному неорганическому телу. Производство, имеющее своей целью простое воспроизводство живых индивидов - членов производящего коллектива, развиваясь, уничтожает свои первоначальные условия, подчеркивает Маркс. Создаются условия (излишек продукта) для того, чтобы человек сам мог стать природной предпосылкой для воспроизводства другого человека - его неорганическим телом, не только в первоначальном смысле, когда община, следовательно, ее члены выступали как необходимая предпосылка для трудовой жизни индивида, но и в смысле природной предпосылки наряду со скотом, землей, орудиями труда, то есть неорганическим органом его собственного тела. Таким образом, рабство и крепостничество отрицающее общину, вырастает из нее самой вследствие развития производительности труда. Появляется частная собственность. Новая форма земледелия предполагает и соответствующую ей промышленность, где процесс производства обусловлен логикой тела отдельного индивида, а орудие производства является собственностью производителя. Дальнейшее развитие промышленности уничтожает и такое отношение. Маркс рассматривает разложение всех этих форм как исторические предпосылки возникновения такого отношения человека к своему собственному неорганическому телу как капитал. Хотелось бы специально подчеркнуть, что капитал понимается в марксизме не только как отношение человека к человеку, но и как отношение человека к своему неорганическому телу. Отношение человека к человеку и отношение человека к природе - это одно и то же отношение.

Итак, создание исторических предпосылок для возникновения капитала по Марксу предполагает: 1) разложение отношения работника к земле как к природному условию производства, к которому он непосредственно относится как к своему собственному неорганическому телу - общинной собственности; 2) разложение отношений, при которых работник является собственником орудия труда, и производство осуществляется по логике тела производящего индивида; 3) разложение условий, при которых сами работники выступают как объективные условия производства - как неорганическое тело. Во всех трех отношениях предполагается наличие у производителя жизненных средств до начала производства. С их разложением, работник утрачивает потребительный фонд, который поддерживает его до окончания производственного процесса. Этот фонд уже не является необходимым, ведь для капитала не работник, а труд является условием производства, работник выступает здесь только как носитель рабочей силы.

Исторический процесс, логика которого изложена выше, приводит к отделению неорганического тела человека. Теперь неорганическое тело  работника в форме капитала противостоит ему как чуждая и враждебная сила. Теперь живой человек в процессе труда является частичным органом капитала, а производственный процесс осуществляется по логике неорганического тела. Но такое положение вещей, когда неорганическое тело человека противостоит обособленному индивиду как нечто чуждое, когда и орудие труда, и процесс труда, и его продукт отчужден от него, самоуничтожается вследствие дальнейшего развития производительных сил. И человечество оказывается перед необходимостью обуздания стихии и научного управления своим собственным неорганическим телом.

 

Литература

1)      В.И. «Три источника и три составных части марксизма» /Ленин В.И. - ПСС, т.23.

2)      Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года.;Сочинения. 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс; Т. 42. -М.: 1974. - 607с.

3)      Маркс К. Энгельс Ф. Манифест коммунистической парии. Сочинения. 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс; Т. 4. -М., 1962.

4)      Маркс К. Экономические рукописи 1857 - 1859 годов Ч. 2. / Сочинения. 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс; Т. 46. Ч.2, М., 1969.23

 

теория