Вернуться на главную страницу

Политическая юморина в преддверии Страстной недели

2019-04-05  Дмитрий Королёв Версия для печати

Политическая юморина в преддверии Страстной недели

У украинского конституционно-избирательного законодательства есть одна интересная особенность: поскольку выборы в стране проводятся либо в последнее воскресенье марта, либо в последнее воскресенье октября, то и результаты их часто подводятся либо 1 апреля - в День дурака, либо 31 октября - в Хэллоуин, праздник всяческой чертовщины и нечисти. И всякий раз получается более чем символично.

Триумф актёра-комика аккурат в День смеха - это, конечно, получилось очень символично, но это - самый простой, самый очевидный, лежащий на поверхности и даже примитивный символ, который мог бы прийти в голову тем, кто комментирует сегодня итоги первого тура выборов. А мы-то с самого начала предупреждали, что к фигуре Владимира Зеленского нужно относиться со всей серьёзностью, не позволяя себе всякие шуточки-прибауточки, и что именно он является одним из фаворитов избирательной кампании. Не потому мы так считали, что Зеленский - настолько уж серьёзный муж с какими-то выдающимися политическими  и деловыми качествами, но потому, что он олицетворяет определённую тенденцию развития общественных настроений в стране («Почему Зеленский - не Вакарчук»).

Оттого полученный им в первом туре результат абсолютно закономерен и предсказуем. Для действующего же президента поражение от такого соперника, притом с почти двукратным отставанием, - само по себе унижение. Да, он сумел «за уши протянуться» во второй тур, где Пётр Порошенко, конечно, вполне может и победить, но победить он там может только лишь «всеми правдами и неправдами», и такая победа точно станет для президента пирровой, окончательно подорвав его авторитет, и без того уже донельзя подорванный «свинарчуковскими» скандалами.

Понимаете, действующий глава государства после первого срока обязан либо на новых выборах побеждать красиво и уверенно, доказывая этим поддержку его политики народом, - либо он должен красиво уйти, не позорясь и не унижаясь. Но Пётр Алексеевич уйти не может - он вынужден сражаться за власть до конца. Для него это вопрос политического и «бизнесового» выживания. С одной стороны, это даёт ему преимущество перед Зеленским - для которого поражение трагедией не станет, и поэтому он не будет «рвать жилы» ради достижения поставленной цели, как это будет делать, с энергией и силой воли затравленного зверя, г-н Порошенко.

Но с другой стороны, президент настолько затягивается в этот омут жестокой борьбы за власть, что он теряет понимание того, где он тактически побеждает, а где стратегически проигрывает. Иными словами, его единственной целью на сегодня, ради которой он готов пойти на всё, является победа на выборах, - но вопрос в том, будет ли это для него победа или, на самом деле, поражение; и, боюсь я, что у Петра Алексеевича в нынешней «текучке» нет ни времени, ни сил даже подумать об этом.

Результаты первого тура показали, что поддержки политики действующего главы государства в народе нет. Во многом он «выехал» за счёт более высокого процента голосов в Западном регионе с его очень специфическим электоратом, дисциплинированным (явка здесь традиционно выше, и многие голосуют... так, как священник в церкви укажет) и пронизанным определёнными геополитическими и историческими комплексами. Галичина - она ведь на любых выборах решающим образом влияет на итог, и сегодня, в общем-то, повторилась ситуация выборов 1999 года, когда галичане плевались на действующую власть, но голосовали за неё, лишь бы не пустить к «рулю» «коммуняку» и «агента Москвы». Западная Украина - это всегда «последняя надежда» президента, провалившего свои предыдущие обещания, и Порошенко, как и его предшественники, как сумел, разыграл этот свой козырь.

Но подчеркнём: то, что Порошенко на Западной Украине получил довольно высокий процент голосов, вовсе не означает, что его любят галичане. О том, как они его «любят» - это можно услышать из разговоров в троллейбусах и на рынках. Но украинцев давно приучили выбирать «меньшее из зол», и если для «пророссийских» граждан таковым выступает Бойко или даже Зеленский, то для «западенцев» - это сегодня Порошенко. Однако, опять же, если Пётр Алексеевич эти выборы всё-таки выиграет, завтра его будут на Западной Украине не любить ещё больше - и он тогда может повторить судьбу Леонида Кучмы, «любовь» к которому галичан в 1999 году обернулась затем их массовым участием в акциях «Кучму геть!» и майдане 2004-го.

В общем, если отбросить поданные за президента голоса специфического избирателя Западного региона, а также голоса армии, бюджетников и пенсионеров, «подмазанных» какими-то мелкими подачками, электоральная поддержка его политики оказывается очень слабой. Тут могла б и повториться провальная история с Виктором Ющенко - да вот только Петру Алексеевичу очень война помогла...

Мы не будем в нынешнем нашем анализе снова обсуждать феномен Владимира Зеленского. Коснёмся лишь одного аспекта его личности, которого просто нельзя не коснуться в день 1 апреля, - да, того именно момента, что он - актёр, комический актёр. Насколько это помогает и насколько это мешает ему в политической борьбе? На самом деле, как это ни покажется кому-то странным, но как раз Пётр Порошенко и в особенности Юлия Тимошенко являются более талантливыми актёрами, чем актёр-профессионал Владимир Зеленский. В этом мы убедились и в ходе нынешней гонки.

Соперники «Зе» продемонстрировали просто вершины актёрского мастерства, которые б убедили и самого Станиславского: патриотический надрыв, накладной пафос, бутафорские слёзы. Зеленский же, как это ни удивительно, порою выглядел косноязычным и зажатым. Возможно, это обусловлено только тем, что он ещё очень «зелёный» политик. Во втором туре важную роль может сыграть именно актёрский поединок двух заклятых оппонентов - его, собственно, уже начал Пётр Порошенко, в свойственной ему ораторской манере призвавший к «мобилизации патриотических сил», ясное дело - против Путина, олигарха Коломойского и их «марионетки».

Успех Зеленского в первом раунде не был ни в коей мере неожиданным, а вот главной неожиданностью выборов стал, на наш взгляд, очень солидный результат, полученный Игорем Смешко. Этот малоизвестный в широких массах и совсем не «раскрученный» деятель (признаться честно, до воскресенья я и сам толком не знал, кто это такой!), которого некоторые комментаторы рассматривают как не более чем спойлера-двойника Анатолия Гриценко, получил голосов не намного меньше, чем этот «вечно непроходной». Складывается впечатление, что в лице генерала Смешко избиратель уже ищет «сверхновую» «третью силу» на смену комику Зеленскому!

Это не означает, что именно Смешко в ближайшие годы сделает блестящую карьеру, ну, скажем - проведёт свою политсилу в парламент и будет там готовить плацдарм для похода на Банковую в 2024 году. Вполне возможно, что лично он-то скоро «сдуется». Тут, опять же, речь идёт об определённой тенденции в развитии общественных настроений, которая может развиться - хотя может и не развиться - после завершения нынешних избирательных кампаний. И если учесть военное и СБУшное прошлое г-на Смешко и его позицию во время событий 2014 года, то это может быть проявление общественного запроса на «сильную руку», которая бы навела, наконец, порядок после всего этого нынешнего бардака, цирка и клоунады.

Пока что Игорь Смешко - это вроде как «тёмная лошадка». Своим процентом, полученным на выборах, он вполне может теперь повлиять на исход второго тура, вступив в альянс с кем-то из победителей. Имеются сведения о контактах его как с окружением Петра Порошенко, так и с Владимиром Зеленским, но ясности тут нет.

Чисто арифметически объединение во втором туре электората Зеленского, Тимошенко и Бойко ставит на правлении Порошенко крест. Но проблема вся в том, что при солидарном неприятии их избирателями действующего главы государства они - их избиратели - придерживаются различных ценностных и политических ориентаций и, в общем-то, испытывают такое же неприятие друг к другу. «Ватники» Юрия Бойко, национал-патриоты Тимошенко и европейски продвинутые молодые «приколисты» Зеленского вряд ли одобрят объединение их любимцев даже ради отстранения от власти Порошенко. Даже альянс Зеленский - Тимошенко в открытом его виде ныне маловероятен, хотя, безусловно, возможны какие-то подковёрные их договорённости. У Юлии Владимировны имеется жизненно важный для Зеленского ресурс, которого у него нет: «лобби» в избирательных комиссиях, без которого не удастся отстоять победу на выборах, если только перевес не будет «запредельным».

Шанс же Петра Алексеевича состоит в том, чтобы максимально использовать взаимную вражду оппонентов и их избирателей, расколов электорат Тимошенко и нейтрализовав, отвадив, так сказать, от голосования сторонников Бойко - Вилкула.

Итак, первый тур выборов состоялся накануне Дня смеха, второй тур назначен на Вербное воскресенье. И снова своеобразная и даже мрачная символика: подсчёт голосов и борьба за них развернутся в Страстную неделю - последние дни земного пути Иисуса Христа. Но Христос после унижений и истязаний его палачами, после мучительной смерти воскрес, а воскреснет ли в итоге Украина - большой вопрос. 

2000

политика