Вернуться на главную страницу

Китайский фактор - решающий?

2014-04-24  В. Тушканчиков Версия для печати

Китайский фактор - решающий?

Китайский фактор, по-видимому, станет решающим в определении новой расстановки сил, складывающейся в мире на фоне экономического и связанного с ним политического (в особенности из-за Украины) кризиса. От того, как сейчас поведёт себя Китай, будет зависеть, станет ли капитализм полностью глобальным, когда грызться между собой будут лишь различные холуи США и НАТО, либо возникнут предпосылки к формированию новых империалистических (или антиимпериалистических) блоков. Причём, если последние возникнут, то Китай может сыграть примерно такую же роль, как США и Япония 100 лет назад (стоя над истощающими друг друга блоками и усиливая своё влияние).

"Украинский инцидент", как отмечают многие аналитики, объективно сближает США с ЕС: ЕС стремится к укреплению сферы своего экономического влияния в Восточной Европе, США - к ослаблению влияния российского. С другой стороны, он и разделяет эти силы, ибо американцы заинтересованы в изоляции и как можно большем "наказании" России за несогласие сдать Украину, с чем не согласны европейцы, ибо это больно ударяет по экономике ЕС. Таким образом, возможен разрыв и внутри самого Европейского Союза.

Китай, в свою очередь, попадает в ещё более затруднительное положение. С одной стороны, он не может признать действий России на востоке Украины и в Крыму, ибо они противоречат его современной концепции международного права. Но этой же концепции противоречат и "цветные революции", поэтому глупо ждать от Китая поддержки санкций в отношении государств, пытающихся противодействовать этим переворотам.

В результате мы имеем то, что имеем: нейтральную позицию КНР в Cовбезе, заявления в поддержку территориальной целостности Украины (от которых ни холодно, ни жарко в Москве, но зато очень сладко в Вашингтоне) с одновременным осуждением переворота в Киеве (что не особенно тревожит Вашингтон), и сладкие речи российских дипломатов о Китае как "полностью надёжном стратегическом партнёре" в виду его отказа поддерживать изоляцию РФ, на самом деле ставящие китайцев в довольно неловкое положение: дело здесь даже не в боязни напугать Вашингтон угрозой антизападного альянса, а в том, что российские и китайские капиталисты и мещане никогда друг другу не доверяли и доверять не собираются, их союз на фоне тенденции к усилению Китая (и соответствующему нарастанию враждебности) может действительно носить лишь тактический характер.

Но долго такое положение дел не продержится. США всё равно протолкнут ещё большие санкции, наплевав на экономику Европы. Российский же субимпериализм перед лицом экономического коллапса (либо полной потери суверенитета - третьего не дано) вынужден будет в значительной мере переориентироваться на Китай, сбивая цену на газ и расширяя возможности для двусторонних инвестиций; это будет рассматриваться как враждебный акт со стороны Китая по отношению к "семёрке" и приведёт к значительному обострению противоречий по поводу "прав человека", диссидентов и т.д. Как поведёт себя Китай в такой ситуации? Вывернется ли он в очередной раз, сохраняя дeнсяопиновскую "стратегию невмешательства", или ему таки придётся играть более важную роль в мировой политике, - что станет решающим фактором, определяющим её новую расстановку.

общество