«Секретные» российские военные базы в Западном полушарии
Шумиха по поводу создания Россией военных баз в странах Латинской Америки и Карибского бассейна не затихает. Спекуляции в СМИ о функционировании на Кубе, в Никарагуа, Венесуэле и даже в Аргентине «секретных» баз ВМФ и ВВС России появляются регулярно. Чаще всего такого рода сообщения сопровождаются фотографиями стратегических бомбардировщиков Ту-160 («Белый лебедь»), Ту-95МС, ракетного крейсера «Пётр Великий», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», которые в 2008 году положили начало гостевым визитам российской авиации и флота на Американский континент. Самый свежий пример - заход на Кубу российского корабля-разведчика «Виктор Леонов».
В ноябре 2013 года Национальная ассамблея Никарагуа ратифицировала решение правительства, разрешающее российским военным подразделениям, кораблям и самолётам посещать территорию республики в течение первого полугодия 2014 года. Их экипажам дали разрешение участвовать в подготовке никарагуанских военнослужащих и обмене с ними опытом. В принятом документе упоминаются также корабли ВМФ и самолёты ВВС Кубы, Венесуэлы, Мексики и США. В июне текущего года правительство Даниэля Ортеги вновь обратится в парламент для продления этого документа на очередные шесть месяцев.
Министр обороны России Сергей Шойгу недавно заявил об имеющихся планах по увеличению количества баз за рубежом. Он отметил, что идут переговоры с Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Вьетнамом, Сингапуром и Сейшельскими островами. Заместитель министра обороны России Анатолий Антонов пояснил ситуацию таким образом: «Когда речь идёт об активизации присутствия в Латинской Америке российского ВМФ, мы имеем в виду, прежде всего, создание условий для упрощённого порядка захода наших военных кораблей в морские порты стран региона. С учётом их значительной удалённости от берегов России, мы, разумеется, заинтересованы в пополнении запасов воды и продовольствия, организации отдыха наших моряков. В отдельных случаях мы должны быть уверены в возможности мелкого и среднего ремонта наших кораблей».
О перспективах российского присутствия на берегах Латинской Америки говорилось в выступлении президента Даниэля Ортеги перед никарагуанскими военными 6 апреля. Сандинистское правительство после возвращения к власти в 2007 году было настроено на сотрудничество с любой страной, которая окажет поддержку в укреплении и модернизации армии. Каких-либо надежд на США не было. Несмотря на прежние тесные связи Вашингтона с правительствами правого толка, Пентагон попыток оснастить никарагуанскую армию современным оружием не предпринимал. Идеология сандинизма всегда воспринималась в США как враждебная. По этой причине никарагуанское руководство и обратилось к Москве. Были подписаны далеко идущие соглашения в сфере ВТС. По оценке Ортеги, вклад России в перевооружение армии был «устойчивым, надёжным и чрезвычайно важным». Он сопровождался оказанием социально-экономической помощи никарагуанцам без выдвижения каких-либо условий. Производились поставки пшеницы, сельскохозяйственной техники, автобусов и легковых автомашин. Были выделены значительные финансовые средства на гуманитарные и прочие цели, включая ликвидацию последствий природных катастроф.
Анализируя выступление Ортеги перед военными, консервативная газета «Ла Пренса», выходящая в Манагуа, заметила, что Ортега «оправдывает возможность создания русских баз в стране». Вот цитата из его выступления: «А сколько военных кораблей Соединённых Штатов заходило (в наши порты) с 2007 по 2012 год? Сколько кораблей США месяцами находилось в наших портах Карибского моря и Тихого океана? Военные суда, которые приходили с миссиями мира! И сколько американских солдат и офицеров высаживалось в нашей стране, чтобы развернуть свои базы... (Иностранные) базы запрещены Конституцией, но базы (фактически) всё-таки развертывались».
Для Ортеги укрепление безопасности страны остаётся стратегической задачей. Особо он выделяет необходимость усиления борьбы с наркотрафиком, учитывая, что Никарагуа географически находится «на перекрёстке» поставок кокаина и других галлюциногенов из Колумбии, Перу и Боливии в США. Вооружённые силы Никарагуа должны обладать современными оперативными возможностями для перехвата и уничтожения наркотических грузов на земле, на воде и в воздухе. Казалось бы, модернизация вооружений должна помогать Управлению США по борьбе с наркотиками (DEA), которое давно действует на территории Никарагуа. Однако DEA выстраивает сотрудничество, исходя их собственных интересов, не всегда понятных никарагуанцам.
Авторитарные методы, практикуемые DEA, вызывают всё большее отторжение у латиноамериканских силовиков. По этой причине в Никарагуа и других странах Центральной Америки положительно отнеслись к российскому проекту по подготовке наркополицейских в специальной школе, открытой в Манагуа. Преподают в ней профессионалы из ФСКН. Обучаются курсанты из Никарагуа, Сальвадора, Панамы, Гондураса, Доминиканской Республики и других стран региона. Состоялись первые выпуски оперативников. Американцы ревниво смотрят на успешную работу ФСКН в Никарагуа и вообще на латиноамериканском направлении. По этой причине Виктор Иванов, председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН, был внесён в чёрные списки США.
Планы сотрудничества России и Никарагуа в исследовании и использовании космического пространства Пентагон также рассматривает как «весьма подозрительные». Соглашением предусматривается, в частности, установка на территории Никарагуа станций системы коррекции и мониторинга системы ГЛОНАСС. Посольство США Манагуа через подопечные СМИ раскручивает кампанию против этого проекта, акцентируя внимание на его «вероятном» использовании Россией в целях шпионажа. Эта обеспокоенность посольства, в котором большая часть из 200 дипломатов являются сотрудниками спецслужб США, ничего кроме улыбки вызвать не может.
Что касается развития военных связей России с Венесуэлой и Кубой, судя по всему, в обозримом будущем задача создания там постоянно действующих российских баз с развёрнутой инфраструктурой и военным персоналом, командированным на длительные сроки, ставиться не будет.
«Провокационной уткой» назвал МИД РФ информацию о создании российской военной базы в Аргентине. Единственная иностранная база у берегов Аргентины находится на Мальвинских островах, оккупированных Англией. Президент Аргентины Кристина Фернандес назвала острова «ядерной базой» НАТО, «самой крупной существующей базой к югу от 50-й параллели».
В НАТО намереваются также привлечь к деятельности блока вооружённые силы Колумбии. В июне 2013 года колумбийский министр обороны Хуан Карлос Пинсон подписал в Брюсселе соглашение о сотрудничестве и обмене информацией с НАТО. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос заявил в связи с этим, что соглашение заключено «с дальнейшим прицелом» на вхождение Колумбии в НАТО.
В одной из публикаций на сайте aporrea.org было отмечено, что на глобальную военную экспансию США и НАТО рано или поздно будет дан адекватный ответ: «Если США обладает бесчисленным количеством баз в мире, логично предположить, что и другие державы начнут создавать свои опорные пункты. Если США заполонили Европу ракетами, направленными на Россию, естественно, что и Россия может ответить соответствующим образом. Виновником распространения насилия в мире являются Соединённые Штаты, стремящиеся сохранить свою гегемонию. После поражения в Афганистане американцы вынуждены уходить из этой страны, так и не добившись создания в ней опорных баз с ракетами, направленными главным образом на Россию, Китай, Индию и Иран. Но вывод очевиден: после Второй мировой войны единственным агрессором на планете были США».
Источник