Эдвард Сноуден ещё не сказал последнего слова
Угрозы и ультиматумы, которыми администрация Обамы бомбардирует потенциальных укрывателей Эдварда Сноудена, не должны удивлять. Другой реакции со стороны властей США просто не могло и быть. Вероятность того, что Сноуден сумеет найти надёжное пристанище в одной из стран Латинской Америки, достаточно высока. Какие бы ограничения ни накладывал на него статус «политического беженца», он найдёт возможность для продолжения своей борьбы, для демонстрации мировой общественности изнанки «Образцовой Демократии» с её действительным отношением к правам человека.
Большую часть своих 29 лет Эдвард Сноуден был добропорядочным гражданином США. Но заключив однажды контракт с Агентством национальной безопасности (АНБ) и дав подписку о неразглашении, он получил редкую возможность воочию увидеть колоссальный разрыв между тем, что фарисейски проповедуют руководители его страны на тему прав человека и как они каждодневно попирают эти права во имя установления своего контроля над планетой. Провокации, развязывание войн, «цветные революции», ложь и фальсификации в целях пропагандистского обеспечения борьбы с «враждебными режимами» - всё это не могло не ужаснуть молодого человека, воспитанного на принципах морали и добропорядочности…
Организация показательной расправы – такова сверхзадача масштабной операции американских спецслужб по захвату и вывозу Сноудена на территорию США. «Для него возможен только один вариант развития событий, - заявляют на самом высоком уровне в США, - возвращение в страну со всеми юридическими и судебно-процессуальными последствиями». Сноуден хорошо знает, что его ожидает в этом случае. Самый свежий пример – тюремные издевательства над сержантом Меннингом, который передал для публикации в WikiLeaks десятки тысяч документальных материалов Госдепартамента и других учреждений. За время пребывания в военной тюрьме Меннингу пришлось в полной мере испить чашу унижений - не меньших, чем заключённым в тюрьмах Абу-Грейб в Ираке или на базе США в Гуантанамо. Если Сноуден сумеет избежать наказания, не исключено, что его примеру последуют многие другие, кто давно решил для себя, что молчать преступно, кто не хочет быть соучастником систематического попрания элементарных прав человека, кто внутренне созрел для того, чтобы порвать с системой. В эпоху Обамы может повториться то, что американцы старшего поколения помнят по вьетнамской войне: тогда из армии и спецслужб США в знак протеста против того, что творила Америка на другом конце света, противники грязной войны дезертировали сотнями.
Сегодня огромное электронное «ухо» АНБ, резидентуры ЦРУ и других спецслужб работает в боевом режиме, чтобы получить информацию о дальнейших действиях Сноудена и тех, кто ему сочувствует. Как обычно бывает в таких случаях, ангажированные разведками журналисты чётко формулируют вопросы на всём пространстве борьбы за Сноудена – в Гаване, Манагуа, Каракасе, Ла-Пасе, Кито и других столицах. На латиноамериканцев обрушился вал публикаций и телесюжетов о последствиях, которые грозят странам, укрывающим «предателей» вроде Сноудена. Показательна в этом плане статья Беатрис де Махо, опубликованная в оппозиционной венесуэльской газете «Насьональ» 9 июля сего года. Журналистка давно замечена в ретрансляции установок ЦРУ по острым международным проблемам. Вот и на этот раз она «посмеялась» над якобы имеющим место соревнованием лидеров Венесуэлы, Никарагуа и Боливии за право предоставления Сноудену убежища. Оказывается, они это делают, чтобы оказаться в центре внимания СМИ.
Журналистка клеймит беглеца из ЦРУ и АНБ как «высокомерного юнца», «преступника», «аморального предателя», который «запачкал грязью то уважаемое учреждение, в котором работал». Она же явно с подачи её кураторов предупреждает латиноамериканских президентов: в конечном счёте «гарантии счастливого конца не будет ни для Сноудена, ни для стран, которые оспаривают первенство в этой извращённой игре». Журналистка напомнила, что по законам США преступление Сноудена рассматривается как шпионаж, то есть ему грозит не менее 30 лет тюрьмы. «И вот этого беглеца и преступника Боливия, Никарагуа и Венесуэла пытаются превратить в героя и сыграть роль его международных защитников. Цена, которую придётся заплатить за это, может быть высокой».
Предыдущая попытка изъятия Сноудена из президентского самолёта Эво Моралеса завершилась позорным фиаско. Сейчас западноевропейские дипломаты усиленно каются, доводя по неофициальным каналам до сведения МИД Боливии, что они «были вынуждены» это сделать, что их «ввели в заблуждение», что их «подставили» заокеанские партнёры. Правительство Эво Моралеса непреклонно в своих требованиях: публичное и откровенное признание вины за преступное деяние с раскрытием всех обстоятельств, которые привели к нему. В Латинской Америке не сомневаются, что координировалась опасная провокация из Вашингтона.
Вызывающее пренебрежение международными нормами поведения, Уставом ООН, Венской конвенцией со стороны обнаглевших гринго встревожило даже те правительства в Латинской Америке, которые считают себя союзниками США. Сегодня да, формально вроде бы союзники. Но завтра, когда обстоятельства изменятся, когда к власти придут популисты новой волны, Соединённые Штаты будут действовать против них такими же дикими методами, так же с позиции силы, как сейчас против Боливии или Венесуэлы. Вот почему столь необходим эффективный объединённый отпор стран Латинской Америки неоколонизаторам из Вашингтона и их лакеям из Западной Европы. Именно лакеям: здесь нет места другому слову, ибо именно оно чаще всего звучит в комментариях латиноамериканских журналистов и политологов.
В проамериканских СМИ усиленно обсуждаются сейчас варианты перемещения Сноудена в Западное полушарие, в одну из тех стран, которые заявили о готовности предоставить ему гуманитарное убежище. Чаще всего упоминается вариант использования Сноуденом беспосадочного рейса Аэробуса А330-200 по маршруту Москва – Гавана. Транзитный пассажир Сноуден, не покидая аэропорта Хосе Марти, может спокойно, не опасаясь за жизнь, приобрести билет до пункта назначения на кубинский авиарейс практически в любую страну, входящую в блок Боливарианского альянса народов Латинской Америки (ALBA). Предполагается, что истерия в США по «делу Сноудена» ещё не достигла такого накала, чтобы на самом высоком уровне было принято решение о принудительной посадке самолёта.
В деле Сноудена есть много неясностей и недоговорённостей. Судя по всему, самую «убойную» информацию он приберегает на экстренный случай. Скажем, конкретные данные о том, как используются наводки АНБ на международных противников Соединённых Штатов против граждан самих США. Информация передаётся в ФБР, и оперативные работники «доводят» кандидата до нужной «кондиции». Не относится ли большая часть тех 40 или 50 «террористов», которых разоблачили с помощью прослушки АНБ, к такому варианту успешной совместной работы АНБ и ФБР? Не является ли маловразумительная история с братьями Царнаевыми примером такого «творческого» подхода к борьбе с терроризмом?
О чём ещё мог узнать Сноуден, который перед побегом из АНБ целенаправленно собирал информацию для будущих разоблачений? Скажем, подозрительная болезнь, а потом и смерть Уго Чавеса, о которой много говорили и писали. Не использовал ли Сноуден свои возможности во время работы в АНБ, чтобы выяснить правду об убийстве президента Венесуэлы? Может быть, именно этим объясняется повышенная нервозность в высших кругах руководства США? Складывается впечатление, что поступки и перемещения Сноудена беспокоят Вашингтон гораздо больше, чем, скажем, события в Египте или в Сирии. Что ж, подождём и пожелаем Сноудену успешного перелёта в Западное полушарие. Он ещё не сказал последнего слова.