Вернуться на главную страницу

Антикризисные рабочие протесты

2011-06-20  Виктор Сидорченко Версия для печати

В Харькове забастовочное движение с каждым годом набирает силы. Серьезные социальные конфликты за последнее время произошли на Заводе им. Малышева, Харьковгорэлектротрансе, Заводе им. Шевченко и на других предприятиях. Одна из последних забастовок, и, пожалуй, самая успешная – забастовка рабочих Харьковского авиазавода.

Рабочим хватило всего пару дней для того, чтобы заставить администрацию предприятия совместно с профильным министерством выплатить всю задолженность по заработной плате. А она составила 70 млн. гривен. При этом рабочие не видели своих кровно заработанных денег с октября 2010 года.

То, что на Харьковщине ширится рабочий протест – не должно вызывать удивление. Ведь именно этот регион в Украине лидирует по темпам роста задолженности по заработной плате. По данным Госкомстата общая задолженность на 1 апреля т.г. составляла 158,6 млн. грн. При этом, по сравнению с началом 2011 года, она увеличилась на 24% (или на 30,7 млн. грн). Основная часть невыплаченной заработной платы приходится на предприятия промышленности: 123,1 млн. грн, или 77,6% от общего показателя. К слову, на Харьковщине ниже и номинальная заработная плата от среднеукраинского показателя: 2029 грн. против 2205.

Сейчас, как видим, благодаря забастовке авиастроителей чиновники Харьковской области могут себе смело записать в актив сокращение задолженности в регионе до уровня 88,6 млн. грн (158,6 млн. грн. – задолженность по  зарплате на 1 апреля – теперь можно сократить на 70 млн. грн.). Конечно, мы не будем столь наивны, чтобы считать рабочую забастовку благим делом для госчиновников. Как раз наоборот – такой имидж Харькова чиновникам все более стает в тягость.

Когда произошла мощная забастовка на заводе им. Шевченко в марте этого года губернатор Харьковщины Михаил Добкин даже предложил организатору забастовки, – руководителю «Трудовой Харьковщины» Павлу Тищенко, – стать директором проблемного предприятия. Но при этом чиновники напрочь отказались от предложенного им реалистичного плана выхода завода из кризиса. Руководить предприятием по заранее убийственным правилам организаторы забастовки тогда отказались. 

Забастовка на ХАЗе заставила чиновников в этот раз более серьезно отнестись к проблеме задолженности. При обладминистрации даже создали комиссию по вопросам погашения задолженности по зарплате и пенсиям. А замгубернатора области Игорь Шурма предупредил руководителей предприятий-должников о персональной ответственности за накопленные долги. Но насколько эти меры будут эффективны – вопрос весьма сомнительный. Как показывает предыдущая практика – все громкие дела против руководителей-должников начинаются только после серьезных трудовых конфликтов на предприятии.

Так, в апреле этого года прокуратура Харьковской области заподозрила топ-менеджеров приборостроительного завода в умышленной невыплате зарплаты работникам предприятия, а руководителей завода имени Малышева – в злоупотреблении служебным положением. По данным фактам тогда были возбуждены уголовные дела. Тогда же областная прокуратура проверила соблюдение законодательства об оплате труда на государственном предприятии «Харьковский приборостроительный завод имени Шевченко». По состоянию на 1 апреля завод задолжал работникам 23,3 млн. грн. Следователи выяснили, что руководство предприятия нарушило трудовое законодательство. Кто именно из руководителей, сменившихся на заводе с 2008 года (именно тогда там начал накапливаться долг по зарплате), – в пресс-службе прокуратуры не уточнили. Подозреваемые в преступлении тратили деньги в первую очередь не на зарплаты. По результатам проверки, 14 апреля прокуратура возбудила уголовное дело относительно руководителей завода по факту «умышленной безосновательной невыплаты заработной платы работникам» по признакам состава преступления по ч. 1 ст. 175 Уголовного кодекса Украины.

Подобную проверку прокуратура провела и на заводе имени Малышева. Следствие установило, что служебные лица, злоупотребляя служебным положением, в конце 2009 года заключили с частной фирмой договор на закупку продукции. Стоимость приобретённой заводом продукции на 184,5 тыс. грн превысила цену непосредственного производителя.  По факту злоупотребления служебным положением 14 апреля 2011 года прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 364 Уголовного кодекса Украины. Досудебное следствие по делу проводится Харьковской межрайонной транспортной прокуратурой. При этом в конце марта этого года прокуратура Харьковской области уже возбуждала уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением в отношении бывших сотрудников завода имени Малышева. Как оказалось, экс-руководители предприятия составляли неправдивые акты о сдаче-приемке научно-технической продукции и перечислили частной фирме 1 миллион 200 тыс. грн. Хотя работы не были выполнены!

Всем этим громким уголовным делам предшествовали забастовки рабочих. Уже можно говорить о четко сложившейся закономерности – задолженность по заработной плате на проблемных предприятиях Харьковщины растет, невзирая на принятые «антикризисные» постановления чиновников, пока за решение проблемы не берутся рабочие. Их антикризисные рецепты намного проще, и как показывает практика – более эффективны. Для наглядного примера возьмем последнюю успешную забастовку авиастроителей.

Первыми забастовали рабочие 29 цеха – агрегатно-сборочного цеха крыла. Вначале рабочие потребовали объяснений от профкома завода: «Как нам жить, если в последний раз зарплату мы видели в октябре 2010 года?!» Но профком снова посоветовал терпеть и ждать. Тогда возмущенные рабочие обратились к трудовым коллективам других цехов с предложением провести 24 мая протестную акцию силами всего завода. Поначалу эта инициатива массово не была воспринята. Но когда наступило 24 мая и рабочие 29 цеха с самого утра двинулись к зданию администрации ХАЗа, к ним примкнули рабочие других цехов. В итоге из 4,5 тыс. работающих забастовало около тысячи. Рабочие держали транспаранты: «Немедленно погасить долги по зарплате!», «Деятельность администрации – под рабочий контроль!», «Долой продажный профком!» и др. Как оказалось – директор завода Анатолий Мялица был в это время в Киеве. Вынужденный прийти на пикет председатель профкома Михаил Погорелов связался с директором по телефону и сообщил, что на заводе вспыхнула стихийная забастовка. Директор пообещал немедленно вернуться в Харьков для встречи с коллективом.

На следующий день, 25 мая, забастовало практически все предприятие. С самого утра начались переговоры между рабочими и администрацией завода. Постепенно разговор перешел в конструктивное русло. По окончании встречи с директором предприятия хазовцы разошлись по цехам, но к работе не приступили. В щекотливом положении оказался формальный «лидер» рабочих – председатель профкома ХАЗа Михаил Погорелов. Ведь по идее это он должен был поднимать рабочих на протест. Меж тем профбосс пытался добиться от своих подопечных противоположного – угасания конфликта. Правда, это так и не произошло.

Свои требования рабочие оформили в протокол, который безоговорочно был подписан директором авиазавода Анатолием Мялицей. Вот этот документ:

«Протокол встречи Гендиректора с трудовым коллективом ХГАПП:
1. До 5.06.2011 г. решить вопрос по выплате 3-х заработных плат.
2. В июне 2011 г. рассчитаться по задолженности заработной платы полностью.
3. Привести фонд оплаты труда на предприятии в соответствие с действующим законодательством с пересмотром базовой величины зарплаты.
4. В установленном порядке решить вопрос о проведении выборной профсоюзной конференции завода (по ходу митинга рабочие единогласно проголосовали за недоверие профкому и его председателю из-за их соглашательской позиции – Авт.)
5. Рассмотреть структурную схему предприятия и привести ее в соответствие с действующими в отрасли нормативами.
6. Решить вопрос о погашении задолженности перед Пенсионным фондом».

Результатом забастовки стало полное погашение задолженности по заработной плате в течении двух недель. Оперативность решения проблемы говорит сама за себя – до этого ее просто не хотели решать!

Так может стоить распространить антикризисную практику харьковских рабочих по всей Украине?

экономика политика общество