«Хромая утка» в европейском курятнике. Послесловие к прощальной гастроли Барака Обамы
Вот уже две недели политологи всей планеты, а в особенности - российские, продолжают «пережёвывать» Дональда Трампа. Много комментариев вызвал - и не мог, конечно же, не вызвать - прощальный заграничный тур уходящего президента Соединённых Штатов, наведывавшегося в Европу, а затем в Перу на саммит АТЭС.
Особенно позабавил неоднократно звучавший тезис о том, что Барак Обама «назначил» Ангелу Меркель своим преемником на посту «лидера западного мира», фактически поддержав её на предстоящих ей выборах, - и сразу же после этого она, вправду, и заявила однозначно про своё намерение в четвёртый раз идти в канцлеры.
С одной стороны, ни Европа в целом, ни Германия в частности в нынешнем их виде неспособны сделаться «лидерами западного мира». Это красноречиво показала первая реакция европейского истеблишмента на неизбрание Хиллари Клинтон, напоминающая реакцию добропорядочных холопов: «На кого ж ты, барин, нас оставил?» Единственная держава, способная быть лидером «западного мира», - это Соединённые Штаты Америки. Что же до Германии и Меркель, то страна, на земле которой располагаются иностранные военные базы, к тому же - с ядерным оружием, «мировым лидером» не может быть по определению. Германия может быть только лидером в «европейском курятнике» - и то лишь с одобрения Вашингтона.
С другой стороны, поддержка Бараком Обамой на выборах - плохая примета. Вот он из кожи лез долой, чтобы посадить в Белый дом мадам Клинтон, - и что из этого получилось? А ещё Обама, помнится, ненавязчиво рекомендовал британцам голосовать против выхода из ЕС. Поддержка «хромой утки» немногого стоит.
Лейтмотивом встреч президента США с европейцами было: «Глобализация в опасности!» Раз уж вспомнили этот подзабытый за последние годы термин - значит, глобализация и в самом деле в опасности. Начавшийся в 2008 году острый кризис глобального миропорядка вернул к жизни национальную буржуазию, пытающуюся противостоять глобализаторской финансовой олигархии. Привлекая благозвучными лозунгами на свою сторону широкие массы, она сумела перейти в контрнаступление - и апогеем этого стало избрание г-на Трампа, считающегося «изоляционистом». Парадокс, правда, состоит в том, что сам Трамп - тот ещё глобализатор, владеющий обширной сетью отелей и казино по всему миру, и, стало быть, его личный интерес несколько расходится с теми запросами, которые он выражает в политике.
По большому счёту, повернуть глобализацию назад, к прежнему капитализму невозможно. Это так же невозможно, как невозможно ликвидировать монополии, вернувшись к экономике мелких предпринимателей, или же запретить финансовые спекуляции, сохранив биржи, ценные бумаги и, вообще, всю систему рыночных отношений. Собственно говоря, глобализация в основе своей - это прогрессивный процесс развития производительных сил, совершающийся всё более в общемировом масштабе. Весь вопрос в том, как осуществляется глобализация и в чьих интересах.
То, что она осуществляется ныне в интересах групп финансовой олигархии, - это и обусловливает углубляющийся кризис глобализации, тенденцию к нарушению нормальной работы ВТО и прочих глобализационных институтов, к возможному распаду интеграционных структур и, вообще, к «повороту глобализации вспять» как определённому моменту в этом в целом противоречивом движении вперёд.
Глобальная финансовая элита, политическими лидерами которой выступают потерпевшие фиаско Обама - Клинтон, понимает всю опасность кризиса, который может ещё более углубить заявленная внешняя политика новоизбранного президента.
В Европе уходящий глава североамериканского государства выполнял важную миссию: побуждал европейцев встать в оппозицию к Трампу, каким-то образом - то ли давить на него, то ли упрашивать, то ли как-то интриговать, используя конфликты на Украине и в Сирии, уж я этого не знаю, - противодействовать его намерениям. А поскольку других лидеров в Европе не осталось - все они биты, на роль вожака этой «фронды» и назначена фрау Меркель. Возможно, намечена некая антитрамповская «евроконфигурация» - «германская Европа», такой себе «Меркельрейх». Только, думается, затея эта обречена на провал и может только ещё более усугубить кризис.
Мировой кризис постоянно «блуждает», переходя от одного центра мировой экономики к другому, из одного региона в другой. Сначала, ещё задолго до 2008 года, он измотал Японию, где укоренился экономический застой. В 2008-м лопнул экономический «пузырь» в США - но Америка своими мощными монетарными и военно-политическими инструментами «вынесла» угрожавший ей «суперкризис» вовне, организовав «управляемый хаос» в ряде регионов планеты.
Европа впала в стагнацию, взорвались Ближний Восток и Украина, ощутимо упала и экономика России. Усиленный обострением войны в Сирии вал мигрантов вызвал «миграционный кризис» в Европе - и Евросоюз затрещал. Этим летом именно Евросоюз представлялся самым слабым звеном в цепочке из трёх главных центров глобального капитализма - США, Европы и Японии. Однако результат выборов в Штатах выявил немалую глубину социально-политического кризиса и там.
Впрочем, «эстафетная палочка» может снова вернуться в Европу, где в 2017 году пройдут ключевые выборы, способные изменить расстановку сил. Заговорили уже об «эффекте Трампа», и понятно, что выборы в Молдавии и Болгарии - это ещё сущие «мелочи», это ведь только начало. Слишком силён ныне запрос избирателей на «несистемных политиков», не отягчённых ошибками (и даже преступлениями!) прошлого. Очередной жертвой данного тренда стал Николя Саркози - застрельщик низвержения Муаммара Каддафи, последствия чего Европа расхлёбывает поныне.
В мире происходят интереснейшие вещи, которые кому-то могут показаться удивительными. Мы уже не раз писали о том, что Турция, стремящаяся проводить самостоятельную политику, будет колебаться между ориентацией на Запад или на Восток, и не факт, что она останется с Западом. На днях Реджеп Эрдоган заявил о возможности вступления его страны в ШОС - и это немыслимо для члена НАТО!
Постоянно шокирует благопристойную публику Родриго Дутерте, грозящий вывести Филиппины из сферы американского доминирования. Между нами говоря, Дутерте - первостатейный баламут, способный почти одновременно говорить прямо противоположное. В Пекине заявляет про альянс с Поднебесной, а сразу после этого в Японии он говорит о том, что стратегический союз между Филиппинами, Японией и США (против Китая) незыблем. Но в Лиме он опять высказался за дружбу с КНР и Россией. На роль «филиппинского Чавеса» Дутерте, прямо скажем, пока не тянет...
Но дело-то не в нём. Филиппины могут сменить стратегический ориентир, полностью сломав десятилетиями выстраивавшуюся систему межгосударственных отношений в регионе, помимо и даже вопреки метаниям их нынешнего лидера. Во-первых, китайцы настойчиво и терпеливо «окучивают клиента», вкладывая в эту страну миллиарды долларов инвестиций и предлагая всё более заманчивые проекты. А во-вторых, несмотря на традиционно проамериканскую ориентацию исторически продажной филиппинской элиты, в глубинах филиппинского народа сильна память об его освободительной борьбе против испанских и американских колонизаторов, сильно духовное наследие Хосе Рисаля, Аполлинарио Мабини и других истинных героев Филиппин. Уже сейчас в островном государстве отмечается заметный рост антиамериканских настроений, а при ослаблении позиций Соединённых Штатов указанная тенденция может выйти на качественно новый политический уровень.
Пребывание Барака Обамы в Лиме практически совпало с несколькими весьма важными событиями, чреватыми крахом для главного детища уходящего президента - для Тихоокеанского партнёрства. Трамп подтвердил своё предвыборное обещание выйти из этого соглашения, развалив его. А Вьетнам приостановил присоединение к Тихоокеанскому партнёрству. На Вьетнам, наряду с Филиппинами и Таиландом, США делают ставку в борьбе против Китая в Юго-Восточной Азии. Но Вьетнам вряд ли захочет стать «верным союзником Вашингтона»; в последнее время Ханой как раз демонстрирует желание нормализовать и развивать отношения с Пекином.
Так что Тихоокеанское партнёрство может ещё и не состояться - а вместо него очень вероятно азиатско-тихоокеанское экономическое объединение по китайскому проекту. И здесь, получается, «глобализация по-американски» терпит фиаско, и в этом вопросе Обама тоже уходит из большой политики «хромой уткой»!
Вряд ли европейская верхушка, получив наставления и благословение Обамы, сможет существенно повлиять на политику того, кто сменит Обаму, - лидерам ЕС сейчас нужно озаботиться о том, как бы совладать с деструктивными процессами в Союзе, а некоторым из них - как удержаться у власти. Под Трампа будут «рыть», прежде всего, внутри самой Америки - вплоть до организации, в самом крайнем случае, «US-майдана». Однако он и сам должен понимать, что его «Make America great again» предполагает продолжение нынешней глобализаторской политики...
Перепечатано с www.2000.ua