Другая Америка. Мысли по поводу журнала «Якобинец» (Jacobin).
В песне известной немецкой группы Rammstein поётся: "We are all living in America". И действительно, в глобальном мире сложно найти страну, не вовлечённую в американскую экономику, культуру и стиль жизни. Даже такие закрытые страны, как КНДР, вынуждены противопоставлять себя именно США, полагая противостояние как необходимый момент своего существования. И раз уж мы все живём в Америке, то нужно выяснить - в какой Америке? Ведь США - это не только политики и голливудские звёзды массовой культуры, не только деловитые предприниматели и, так называемый, «средний класс», проживающий в благоустроенных пригородах огромных мегаполисов. Есть ещё и другая сторона Америки, о которой писали Джек Лондон и Теодор Драйзер: простые люди, вынужденные бороться за своё существование в условиях нечеловеческой эксплуатации, люди, лишённые каких-либо прав и свобод в стране, которая кичится своей демократичностью и открытостью. Именно об этой другой Америке и пишут авторы журнала «Якобинец» (Jacobin).
В сентябре 2016 года журналу исполнилось шесть лет. За эти годы редакции удалось вырасти из небольшого интернет-издания до полноценного печатного журнала с пятнадцатью тысячами подписчиков и семисоттысячной аудиторией сайта. В своём интервью журналу «Спільне» издатель «Якобинца» Баскар Сункара отмечает рост интереса американской молодёжи к левым идеям, в частности, к фигуре Берни Сандерса. «Да какой же из Сандерса социалист?» - тут же может воскликнуть какой-нибудь марксист сектантского толка. Безусловно, в традиционном понимании он не является социалистом. Но здесь заслуживает внимания факт, что в США даже умеренная социал-демократическая риторика получает клеймо «социалистической», ведь почти половину века страна боролась против «красной угрозы», и эта паранойя до сих пор имеет место. Так, например, кандидат в президенты США Хиллари Клинтон ещё в 2007 году предлагала, хотя и безуспешно, дать официальный статус медали за победу в холодной войне. Несмотря на это, Демократическую партию традиционно считают левой в противовес консервативным республиканцам.
Двадцатый номер «Якобинца» (Up from liberalism, issue 20) как раз и посвящён истории Демократической партии в ХХ-ХХІ вв, в частности, попыткам превращения её в социально-демократическую партию изнутри. Эти попытки потерпели крах вместе с американским рабочим движением, которое было одним из самых массовых и влиятельных в тридцатые годы, что лишний раз доказывает беспомощность попыток реформирования капитализма. В первой статье подробно рассматривается движение промышленных рабочих во времена Великой Депрессии, которое смогло заставить правительство США принять Новый курс Рузвельта (New Deal). Авторы статьи считают, что благодаря этому в Америке реформировалось трудовое законодательство, началась борьба с безработицей, экономика стабилизировалась, а за Демократической партией закрепилась известность «левой». Но как только рабочее движение потеряло силу в послевоенное время, - продолжают они, - партия променяла интересы промышленных рабочих на интересы класса профессионалов или «рабочей аристократии» (professional-class). Апофеозом такой политики стало правление Билла Клинтона и провозглашённый им «Третий путь» (Third way), который фактически убил надежду на построение в США государства всеобщего достатка (welfare state). С изменением американского политического курса авторы связывают упадок социальных демократий и в Европе, а также разочарование в идеалах буржуазной демократии всё большего количества людей, особенно молодёжи.
Номер заканчивается статьями, рассказывающими о Джереми Корбине, лидере британской лейбористской партии, и упомянутом выше Берни Сандерсе. Двум политикам-аутсайдерам удалось вернуть социалистические идеи в политический дискурс, да ещё и в позитивном ключе при поддержке массовых низовых движений. Авторы связывают с ними надежды на создание социалистической партии, выражающей интересы пролетариата во враждебной капиталистической обстановке.
Конечно же, в общих чертах такие рассуждения звучат крайне наивно, но, в данном случае, это не повод игнорировать точку зрения американских товарищей, учитывая, что она является массовой для самых широких кругов общественности. Особенно принимая во внимание, что внутри Демократической партии США, правящей с 2009 года, зреет противопоставление себя той самой глобально-мировой Америке, причём в более радикальном ключе, чем это происходит сейчас в Европе и постсоветских странах.
Безусловно, для неамериканского читателя этот выпуск будет очень любопытен в плане истории, интересных фактов и разнообразной статистики, раскроет многие детали американской политики и её связи с крупным капиталом. Но читатель, ожидающий каких-то глубоких теоретических наработок, аналитики и прогнозов, может остаться разочарованным. Кроме того, авторы, несмотря на глубокое уважение к Карлу Марксу, не ссылаются в каждой статье на его работы, а владение диалектическим методом, наверняка, оставили за скобками. Для теоретически-неподкованного читателя это будет безусловным плюсом, т.к. ему не придётся продираться через дебри сложных экономических категорий и постоянно следить за мыслью автора, улавливая тонкости противоречий. Поэтому «Якобинец» идеально подходит для ознакомления с левым дискурсом в политике США и стран Западной Европы читателю, который вообще не имеет представления о том, что там происходит, или же имеют очень поверхностное и стереотипное представление.
В журнале есть и философские статьи, однако они тоже рассчитаны на самую широкую аудиторию, поэтому не стоит ожидать от них глубины и теоретической последовательности. Так, например, в статье «В защиту великих нарративов» (In defense of grand narratives) автор критикует постмодернистов, вроде Фуко и Бодрийяра, которыми сейчас принято восторгаться в украинских академических философских кругах, за их нападки на марксизм. В статье разбираются наиболее общие претензии постмодернистов и их несостоятельность, а Маркс рассматривается как единственный последовательный критик Просвещения, учитывающего, что оно было всё же хорошей штукой. Однако автор в итоге приходит к выводу, что постмодернисты критикуют не Маркса, а «Марксизм-Ленинизм», сводя последний к политике СССР и лично Сталину, многократно указывая, что только анти-сталинисты могут считаться настоящими левыми марксистами. К счастью, в журнале не опускаются до отождествления национал-социализма и Советского Союза, как это принято в современных либеральных дискурсах.
Также в журнале есть любопытная статья об Октябрьской революции под названием «Ложь, которую мы рассказываем о Ленине» (The Lies We Tell About Lenin), в которой рассматривается ошибочность попыток поиска каких-либо ошибок в революции: как со стороны её врагов, так и троцкистов. Автор доступно показывает разницу между большевиками и меньшевиками: «in 1917, the attitude toward soglashenie with educated society was the heart of the matter. Essentially, there were only two choices for the socialists: for or against soglashenie. Menshevik and Bolshevik are just the names for these two choices». Однако же автор приходит к выводу, что каждая сторона пришла на свои позиции методом проб и ошибок, т.е. чисто эмпирически, а не в следствие теоретического обоснования. Если опустить некоторые теоретические вопросы, сам факт того, что в американских журналах для массовой аудитории поднимаются такие сложные темы на уровне более высоком, чем обвинения в кровавой диктатуре и расстрелах невинной интеллигенции, которые сейчас нередки на постсоветском пространстве, вызывает неподдельный интерес читателя.
Издатели сообщают о своих планах издавать отдельные материалы по теории марксизма и ее приложению к проблемам современности, что будет весьма любопытной возможностью ознакомиться с положением в теоретических наработках западных марксистов.
Хотя журнал издаётся на английском, но для читателя со средним знанием языка не составит проблемы разобраться и перевести, учитывая, что статьи написано достаточно просто и понятно, специальная терминология и специфические американские фразеологизмы проскальзывают, но редко, и вполне находятся в словарях. Для читателя с совсем низким уровнем владения английским языком есть группа в социальной сети Вконтакте, где периодически выкладываются переведённые на русский язык статьи. Кроме того, 29 сентября 2016 года командой публицистов со всего постсоветского пространства был запущен журнал «September», который во многом похож на «Якобинца» в своём формате и целях.
О «Якобинце» и его материалах можно и нужно вести широкую дискуссию, но бесспорным является то, что он показывает нам другую Америку и другой Западный мир, лишая иллюзий о доминировании единой идеологии и беспомощности социалистических идей в ХХІ веке.