История страны глазами советского рабочего
Рецензия на книгу Г.А. Калиняка «Герой советского времени. История рабочего».
Книга Калиняка занимает особое место в многочисленной литературе, посвященной советской эпохе. Эта особость объясняется личность автора. Он не был крупным политиком или военным деятелем. Георгий Александрович Калиняк - ленинградский рабочий, прошедший вместе со страной Советов ее сложный и героический путь.
Георгий Александрович родился в Гродно в 1910 г. В 1927 г. окончил 7 классов средней школы города Витебска. Большую часть своей жизни Калиняк посвятил заводу «Электросила», на котором работал с 1929 г. по 1970 г. Несмотря плохое зрение, с первых дней Великой Отечественной войны Калиняк вступил добровольцем в 3-ю дивизию народного ополчения, участвует в ожесточенных боях на Невском пяточке, оставаясь до конца войны в строю 63-й гвардейской стрелковой дивизии.
Автор не предполагал публиковать свои воспоминания и тем интереснее непредвзято взглянуть на мысли простого советского рабочего, который являлся становым хребтом Советского государства.
История жизни, мировоззрение Калиняка отражают сложное переплетение сильных и слабых сторон советской действительности. Пожалуй, одним из основных достижений Октябрьской революции стал небывалый рост самосознания и самоуважения пролетариата к самому себе. Октябрь создал целый социальный слой мыслящих пролетариев, которые активно размышляли над судьбами страны и творили ее историю. К таким мыслящим пролетариям можно отнести и Георгия Александровича.
18 летним мальчишкой Калиняк попадает в Ленинград, который еще не окончательно оправился в 1928 г. от огромных лишений и разрушений Гражданской войны. Бездомный, голодный парень в огромном городе - каковы его мысли, мечты? Молодежь в любые времена является барометром, которым вернее и точнее показывает общественные настроения. У Калиняка есть заветная мечта - стать рабочим большого завода. Сегодня в российском буржуазном обществе многими это будет воспринято как дикость: мечтать стать рабочим! Другое дело - чиновник, финансист, нефтяник, фсбшник. Т.к. сказать «столпы» нашего времени: первые - качают, вторые - считают, третьи - управляют и присваивают, четвертые - охраняют. Совсем другие ориентиры были у советской молодежи в конце 20-х - начале 30-х годов. Конечно, этих людей не нужно идеализировать, но именно это поколение вынесло на себе основные тяготы войны и победило сильнейшую армию Европы. Без особой нравственной глубины, идеализма в лучшем смысле этого слова, достичь победы было невозможно.
Многие страницы книги Калиняка посвящены Великой Отечественной войне. В этих строках нет самолюбования и самовосхваления, следуя неписанной традиции фронтовиков: меньше о себе, больше о живых и погибших товарищах. Калиняк не скрывает свою растерянность, когда «непобедимую» Красную армию начал жестоко бить умный и сильный враг. Пожалуй, это одной из главных противоречий предвоенного времени: интенсивная военная и психологическая подготовка Советского Союза к войне в 30-е годы и такое поражение на первом этапе Великой Отечественные войны. Все эти вопросы находят отражение в книге Калиняка, но не будем забывать, что рассматриваемая книга не научная монография, а глубоко личные переживания мирного человека, который попал на самую жестокую войну в истории человечества. С каждым годом войны, с каждым пройденным километром растет выучка и знания красноармейца Калиняка. Он пишет: «Это вам, фрицы, не сорок первый год, когда мы с пятью патронами и штыками наперевес, с еще не до конца растерянной верой в пролетарскую солидарность шли на ваши пулеметы и автоматы». В военном пути Калиняка находит символическое выражение героическое возрождение нашей Красной Армии: от народного ополчения с пятью патронами на человека до стальных гвардейских дивизий, марширующих по улицам Кенигсберга, Праги, Будапешта, Берлина.
После войны Георгий Александрович возвращается на родной завод «Электросила». Война - позади, впереди - не менее сложные годы восстановления страны из военной разрухи. Страна нуждается в электричестве, поэтому рабочие с большие энтузиазмом работают в холодных и полуразрушенных цехах по десять часов в день, восстанавливая гидрогенераторы для Днепрогэса, Свири и других ГЭС. Уходя на долгожданный перерыв в курилку, рабочие искренне радуются и обсуждают победу Китайской революции - и это не партийный отчет, а мысли простых работяг. Одним из самых поразительных моментов в книге Калиняка является удивительное чувство сопричастности с революционным движением в самых разных уголках мира. Словно какие-то невидимые нити связывают советского рабочего «Электросилы» и вьетнамского батрака, работающего на рисовых полях.
Свои воспоминания Калиняк писал на протяжении двух десятилетий (70-80-е гг.), в течение которых он мог наблюдать моральное и политическое разложение партийной номенклатуры. Веяниям времени Калиняк противопоставил закалку 20-х годов и классовое чутье. Позволим себе привести большую цитату из рассматриваемой книги :
«Если после Гражданской войны семь миллионов беспризорных ребят - грязных, вшивых, голодных, не имеющих пристанища, бродило по стране, то теперь это сытое стадо в двухсотрублевых джинсах, в рубашках, размалеванных иностранной блевотиной.
В первые годы Революции мы были бедны материально, но были несравнимо богаче духом нынешней молодежи. Эти нынешние деточки очень часто с седьмого класса, а то и раньше бросают школу, живут, не работая, на доходы родителей. Ударяются в фарцовку, в разные спекуляции. Катаются на машинах, купленных папами. Делаются завсегдатаями ресторанов и прочих злачных мест и от духовной пустоты становятся пьяницами и наркоманами. А когда для разгульной жизни не хватает денег, они идут на любые преступления.
Отцы и матери этих молодых паразитов жрут и пьют самое лучшее, одеваются в наимоднейшее. Это для них чуть ли не каждую неделю в журналах печатают, а по телевидению показывают новые моды. Это только такие грабители и толстосумы могут позволить себе так часто менять шикарные одежды.
Она, эта каста, уже не хочет ездить на отечественных машинах. Им подавай «Мерседесы» и «Вольво». Жены и любовницы этой касты отсвечивают золотом и камушками. Эта банда занимает лучшие места в театрах, на курортах, в ресторанах, в гостиницах. Они смотрят на нас, нормальных людей, как на стадо, как на рабов, которые обязаны обеспечить их сладкую жизнь.
Ненавижу всю эту накипь рода человеческого, всю эту банду, присосавшуюся к народу. Ненавижу всех этих гадов, которых в эпоху военного коммунизма уничтожали, потому что и тогда и теперь они не достойны иной участи».
Не избежал Калиняк и «молодого обаяния» фигуры Горбачева. Видимо, на фоне дряхлых старцев в Политборю Горбачев мог вселять какие-то надежды. Многие люди, как и Калиняк, поверили в прекрасные горбачевские лозунги, за которыми скрывалось стремление номенклатуры сбросить старые истлевшие одежды и стать полноправным классом буржуазных собственников. Это еще один аргумент в пользу идеи о внесении социалистического сознания в рабочий класс, классовое чутье - это только полдела. Советские рабочие, сталкиваясь с коррупцией и блатом, в которых погрязла советская бюрократия, не смогли найти в себе сил для выработки политического движения, способного предотвратить разрушение Советского Союза. Как писали классики, с того момента как социализм стал наукой, он требует серьезнейшего теоретического труда. В позднем Советском Союзе таким трудом занимались единицы, которые не смогли изменить общий ход молекулярной контрреволюции, нараставшей с хрущевских времен.
Калиняк умирал вместе с советской эпохой, которая представляла собой трагически окончившийся рывок общества в область человеческой мечты. История Советского Союза - это бесценный опыт первой попытки строительства коммунистического общества. Только хорошо изучив все достижения и провалы страны Советов, мы сможем сделать шаг вперед к социализму. Книга Калиняка вносит весомую лепту в это дело.