Почему с рецензиями не всё так плохо
Один из авторов Spinoza не так давно написал материал о том, почему рецензии не нужны. В нём он упорно доказывал, что чтение рецензий —дело сугубо вредное и неприличное. Не отменяя сказанного в статье, мне бы хотелось обратить внимание читателя на несколько очевидных слабых мест такой аргументации, несмотря на то, что тем автором бы я.
Автор, несмотря на правильно подобранные слова в выводе, так и не смог избавиться от противопоставления верно мыслящего и излагающего меньшиства ограниченной массе. Тем самым, в условиях, когда не делается ничего, чтобы этот разрыв был ликвидирован, такие правильные фразы лишь усугубляют положение. Ведь на самом деле важно не противопоставление само по себе. Нужно даже это внешнее, формальное отношение взять в развитии, с точки зрения того, что оно способно перейти в совершенно иное качество. Формирование критического и рефлективного (пусть даже простого) отношения к искусству вполне может начаться и с рецензии — неважно, изложенной в соцсетях, устно или на уровне внутренней артикуляции впечатлений.
Во-вторых, безусловно приятно находиться в мире безупречных идей, где литературная, кинематографическая, художественная дискуссия протекает исключительно между добролюбовыми и белинскими, лифшицами и лукачами. Реальность же такова, что современный «процесс искусства» протекает именно в такой форме. И это — объективная данность, игнорировать которую было бы, по крайней мере, самонадеянно. Подходить к ней диалектически — значит видеть не просто «рецензии» сами по себе, но наблюдать, как в форме такого субъективного отношения находят свое выражение те или иные тенденции, как во мнениях отдельных людей отражается картина сложной общественной борьбы. Другими словами, брать рецензии не сами по себе, но в их связи с действительностью.
И, наконец, в своей критике автор поступил как любой уважающий себя модернист, ведь в такой полемической критике рецензий, выходит, важно не формирование эстетического отношения к действительности, не воспитание чувственности, а «поза художника». На самом деле, подлинная критика такого отношения к искусству выглядит не как провокационная колонка, а как целенаправленная, последовательная работа по формированию того, что принято называть, к примеру, «литературным процессом». А вы, кстати, поглядите, чем занимаются ребята из журнала Leport. Ссылку на них я оставлю вместо многозначительных выводов.
spinoza.in