Вернуться на главную страницу

Туризм - какая жизнь, такой и отдых

2015-08-18  Зиновия Березка Версия для печати

Туризм - какая жизнь, такой и отдых

Заканчивается лето, но все еще главной темой разговоров остается отпуск и летний отдых. И не удивительно, ведь отдых - это то, чего заслужили и так долго ждали все, кто целый год работал как вол. Иногда даже складывается такое впечатление, что человек ради этого желанного отпуска и работает весь год. И вот приходят заветные свободные от работы дни, и каждый хочет провести их так, чтобы потом весь год было о чем вспомнить и друзьям рассказать.

Отпуск должен быть незабываемым, чем БОЛЬШЕ всего, тем лучше: чем больше потрачено денег, чем дальше уехал от дома, чем больше было развлечений - тем лучше. Тут уже „кто во что горазд" - в зависимости от уровня культуры и интересов. И тут жизнь играет с нами свою обычную шутку: часто именно в тот заветный момент, которого мы так ждали, нам что-то мешает, чего-то не хватает „для полного счастья": например, приехал в Египет, а там жара 45 градусов, или объелся местными деликатесами и началось расстройство желудка, или так устал ходить по экскурсиям с утра до вечера, что мечтаешь весь день проваляться в кровати, или накупил гору сувениров, а на самое интересное в последний день денег не хватило... Или так хотел увидеть романтический чудесный Париж, а приехал - там грязный воздух, пробки, туристы толпами возле каждой достопримечательности... И т.п.

Оказавшись в одной из перечисленных ситуаций, я внезапно поняла, что туризм - это противно. Так же противно, как и весь образ жизни, который этот туризм породил. Весь год человек сидит на одном месте, выматывается на работе, которая его уже не развивает и не очень-то и интересует, а во многом возмущает, фактически функционирует как механизм - поспал - поел - на работу - с работы - поел - поспал - на выходных отоспался и поехал скупаться в гипермаркет, в лучшем случае - „на природу" (да и то за шашлыками и природы той не видно), и снова понедельник, и все сначала.

Конечно, это неправильно - повседневная жизнь, в которой нет места увлечению и саморазвитию, общению с природой и знакомству с человеческой культурой, с новыми местами, с разными людьми. Такая работа и такая жизнь неправильная, и, конечно, неправильным оказывается и отдых от такой жизни: в подавляющем большинстве случаев этот отдых - как вздох навьюченного животного после изнурительного пути. Отдых, в котором должно в концентрированном виде быть все, чего не хватает в обыденной жизни: и новые места, и природа, и вкусная еда, и комфорт, и „экстрим", и - у кого-то - алкоголь и „знакомства", и экскурсии, и покупки... Отдых, в лучшем случае дающий сиюминутное удовлетворение, но не дающий того, чего так надо человеческому существу - человечности, настоящей человеческой радости и жизни. Потому что настоящая человеческая жизнь не может быть разделенной на „хорошее" и „плохое", на „работу" и „безделье", на „страдание" и „удовольствие". Настоящая человеческая жизнь - в такой человеческой деятельности, которая включает в себя и радость, и напряжение, и общение, и мысль, и природу, и любовь, и одиночество, и физическую усталость, и умственный подъем... 

... Разве не лучше узнали бы вы Париж, если бы приехали туда на месяц на курс повышения квалификации, чем на три дня с туристической группой? Разве не лучше бы вы почувствовали лес, если бы приехали туда пообщаться с единомышленниками в спокойной обстановке, чем на выходные, когда туда съезжается полгорода жарить шашлыки, с машинами, с музыкой и пивом? Разве не лучше бы вы обогатились культурой Кубы или Таиланда, поработав там год с местными коллегами, чем приехав на несколько дней, перепробовав все деликатесы без разбора и вообще „перепробовав" в разных смыслах все, что „положено" туристу? Но наше глобализированное время, время, когда границы вроде бы как больше не проблема, и, имея деньги, каждый может попасть почти в любую точку земного шара и даже за его пределы - наше время для абсолютного большинства людей предполагает четкое разделение жизни на отдельные сферы, и каждая из этих сфер должна существовать отдельно, в то время как радость жизни возможна только в полноте - полноте человеческой деятельности, интересной и разнообразной, прогрессивной и всепоглощающей.

Я не призываю оставаться в отпуске дома и быть выше туристической суматохи. Я просто знаю, что должно прийти время, когда это уродливое явление - туризм - уйдет в прошлое, и людям будет смешно, как могли так странно „отдыхать" их дикие предки.

общество