Вернуться на главную страницу

Нетерпимость вместо терпимости

2015-07-30  Зиновия Березка Версия для печати

Нетерпимость вместо терпимости

Вы любите пирожки с капустой? Или с картошкой? 

Как бы там ни было, каждый имеет полное право на выбор. И даже если Ваш сосед обожает пирожки с капустой, которые вы терпеть не можете – ничего страшного, это Вам не мешает спокойно обсудить с ним новые тарифы на газ. Вам все равно.

Недавно я услышала от своего кубинского друга рассказ о том, как в одном из крупнейших вузов Украины лектор прямо на лекции высказывался в духе того, что „негры должны знать свое место“. Студенты, что, впрочем, не странно, сидели и молча слушали. Когда я спросила кубинца, как бы отреагировали на такую „лекцию“ студенты на Кубе, он сказал, что на Кубе такое и представить себе невозможно: кубинцы — истинные интернационалисты.

По работе я в последнее время имела дело с темой политкорректности. И вот что хочется сказать после прочтения диссертаций последних лет по речевой политкорректности и после этого маленького рассказа кубинца: терпимость и уважение – не одно и то же. Наоборот, это противоположные вещи. Уважение – это внутреннее чувство. То, что уважаешь, нет необходимости терпеть. А там где нет уважения, возникает необходимость чем-то его компенсировать, и именно эту роль играет политкорректность. И это, конечно, не ново – политкорректность уже давно высмеивают и критикуют за неискренность, которая лежит в ее основании. Но в стороне оказывается самый важный вопрос – какая сущность политкорректности как общественного явления, почему вдруг она появилась? Ведь никому бы и в голову не пришло в 19 веке, например, когда начиналась борьба за освобождение негров, называть их не неграми, а „афро-американцами“. Почему? Наверное, потому, что тогда велась реальная борьба за их реальную жизнь, и не было нужды в красивых названиях. А борьба за названия, как правило, идет там, где нет ничего другого. 

Политкорректность появилась тогда, когда остановилась реальная борьба за эмансипацию общества. Несмотря на то, что капиталистическая демократия декларирует равенство, с определенного момента стало ясно, что люди не равны. Да, это ужасно, несправедливо! Но при капитализме это неизбежно, а значит, власть имущим приходися как-то с этим справляться, выдавать действительное за желаемое. Если мы не собираемся искоренять уродливые явления в нашем обществе – давайте научимся их терпеть. 

А теперь представьте себе, что вам говорят: зачем вы ругаете ребенка за то, что он хватает яблоко грязными руками? Вы его обижаете, надо просто быть терпимым, у каждого свое мнение о том, как кушать яблоки! Что вы предпочтете – „быть терпимым“ или таки научить своего ребенка мыть руки перед едой? 

Много есть в современном обществе уродливых явлений, к которым нам предлагают быть терпимыми.  Давайте, например, будем терпимы к тому, что в скором будущем, возможно, вообще сотрется понятие полового отличия, и мы будем жить в мире бесполых (или двуполых?) существ, что у наших детей не будет никаких здоровых направляющих полового поведения.  Каждый сам определяет свою „гендерную идентичность“ или „ориентацию“. Или давайте будем терпимы к людям „альтернативного телосложения“, толстые тоже люди, толстым быть нормально! (Если вы привыкли проводить вечера перед телевизором с пакетом фаст-фуда – не волнуйтесь, это так же нормально, как то, что в Африке дети умирают от голода. Каждому свое). Не нужно задумываться, просто будем терпимы!

Будем терпимы к уродствам этого общества – и еще через 100 лет Земля станет планетой убогих телом и душой. 

Но если вы все-таки предпочитаете, чтобы вас окружали люди, мыслящие, здоровые, трезвые, понимающие красоту мужчины и женщины, сытые, веселые и нормально развивающиеся дети – тогда нужно быть нетерпимым. Нетерпимым ко всякому социальному уродству. Нужно понять, что все эти уродства – плод общественного разложения. Что они не естественны, а противоестественны, а быть терпимым к ним – означает быть равнодушным. Вот что культивируется в современном обществе под видом политкорректности – равнодушие. Позволь другому думать, как он хочет – какая тебе разница? У каждого своя истина, и чем меньше у всех вместе общих истин, тем лучше, пусть общую мысль, общую идею заменит терпимость. А на самом деле плюрализм, который культивируется в капиталистической демократии – это и есть равнодушие и воспевание отсутствия мысли. Мысль отсутствует там, где отсутствует действие. А там, где общественные процессы становятся предметом изучения, понимания и сознательного изменения, там обязательно формируется понятие истины, не двух, трех или десятка разных истин, а единой настоящей истины. И такая истина не ограничивает права людей, а открывает им простор для бесконечного настоящего человеческого развития. Не мнимого „самоопределения“, не мнимого „выбора“ сродни выбору любимой начинки пирожков. Потому что для человека на самом деле не суть важно, какое он съест мороженое или какой он выпьет сок, и вообще-то примерно так же не важно и то, какого цвета его кожа или где он родился, родился он мальчиком или девочкой – ни один из этих факторов не должен помешать ему развиваться и жить достойно человека. Когда общество ступит на путь здорового развития, проблемы, лежащие в основании терпимости, перестанут вообще кого-либо тревожить. Ну какая разница, женщина ты или мужчина, если ты можешь жить, заниматься любимым делом, приносить другим людям пользу и счастье, любить, иметь детей, радоваться жизни? 

Скажите, какое вы переживаете чувство, когда проходите мимо валяющегося под забором бомжа? Наверное, вам не совсем все равно.  Может быть, он мог бы прекрасно играть на скрипке или писать великолепные детские стихи? Или быть учителем физкультуры? Да, нам должно быть стыдно при виде таких людей, как и при виде других уродств, которыми так богато наше общество. Человек – это высшая ценность. И сегодня эта ценность принесена в жертву богу наживы.

Поэтому я считаю, что нужно быть нетерпимым, нужно коллективным разумом дойти до единой и объективной истины о том, какая организация общества соответствует уровню материальных возможностей современного человечества, и стремиться к тому, чтобы организовать человеческую жизнь так, чтобы не приходилось на каждом шагу проявлять терпимость и подбирать необидные слова. А чтобы жилось радостно, искренне, по-настоящему.

культура общество