Бесконечный ужас или ужасный конец?
За последние дни на Украине и в мире произошло немало примечательных событий, которые при всей своей непохожести и своей отдалённости друг от друга в пространстве вписываются в одну общую картину надвигающегося Кризиса.
Внимание украинцев более всего, естественно, привлекло боестолкновение в Мукачево. Это - первый серьёзный инцидент расползания войны за пределы «зоны АТО», Харькова и Одессы - причём уже никто в здравом уме не воспримет потуги списать и его тоже на происки Кремля и лично Путина. Попутно заметим, что Юрий Луценко написал в каком-то своём блоге, что, дескать, всё это произошло за «1600 километров» от линии фронта. Этим видный деятель Майдана проявил незнание в области географии: ибо вся Украина протягивается с запада на восток - от села Соломоново Ужгородского района до пгт Меловое Луганской области - на 1316 км.
Но всё это, конечно же, мелочи и детали, а вот близость нового очага военного пожара к границам ЕС не может не обеспокоить его правящие круги. Вдобавок, мукачевский инцидент снова поднял вопрос о контрабанде в закарпатском регионе, имеющем границы сразу с четырьмя странами Евросоюза, и о жестокой борьбе за «перераспределение доходов» от неё между разными криминально-политическими группировками. Понятное дело, что и факт нешуточного боестолкновения всего в 50 км от границ ЕС, и нарастающая криминализация украинского общества никак не приближают Украину к получению вожделенного безвизового режима с Европой.
Как говорят, государство обладает монополией на насилие. И то, что всякого рода вооружённые отряды применяют оружие без санкции государства, пусть даже и прикрывая это одобряемым частью общества «робингудством», - это наносит колоссальный удар по авторитету государства и власти. И власть ещё более теряет авторитет, ведя с парамилитарными группировками переговоры, ища компромиссы с ними. Ясно, что Порошенко вынужден так поступать, поскольку «Правый сектор» обладает изрядной силой, не считаться с которой нельзя, и ПС пользуется немалой симпатией «патриотически настроенной» части общества. Но президент не может не понимать растущую угрозу для его власти со стороны праворадикальной вольницы.
Более того, после того, что произошло в Мукачево, наверняка и из Европы к Порошенко полетят сигналы «навести порядок в стране». Европу мало волнует, что люди гибнут на Донбассе - это скорее проблемы для России, чем для ЕС, - но когда, повторюсь, война вдруг оказывается в самом центре Европы, у границ Евросоюза, сразу переполошатся Будапешт с Братиславой, а вслед за ними и Брюссель!
Очевидно, в вопросе взаимоотношений с «Правым сектором» и «батальонами» власть заходит в тупик. В последнее время во властной сфере, вообще, наблюдаются противоречивые процессы. С одной стороны, происходит укрепление «вертикали», Порошенко при помощи посла США приструнил наиболее одиозных олигархов. Но с другой стороны, та же, скажем, эпопея с тушением пожара на нефтебазе показала явный развал госаппарата, его неспособность решать острые проблемы - а что бы было в ситуации гипотетического военного положения, коим нас пугали целых полгода?
Ещё один серьёзный «звоночек»: произошедший пару недель назад переход нескольких групп высокопоставленных военных, правоохранителей и дипломатов, уроженцев Донбасса, на сторону ЛНР. Мы не можем знать истинные мотивы этих людей. Сами они утверждают, что совершили свой поступок в знак протеста против «безобразий, чинимых на Донбассе». Но безобразия на Донбассе происходят уже больше года, а перейти на другую сторону они решились только сейчас. Отговорка, что больше года потребовалось, чтоб «обеспечить безопасность семьям», по-моему, звучит не слишком убедительно. Однако мы знаем другое: чиновники и генералы имеют обыкновение перебегать на сторону того, кого они видят победителем в схватке, так что такой переход в противоположный лагерь также может лишний раз свидетельствовать о том, что дела и перспективы в украинском государстве плохи.
Ещё зимой, если помните, г-н Яценюк клялся и божился, что не допустит дефолта. Сейчас никто уж ни в чём не клянётся и не божится; напротив, создаётся впечатление, что потихоньку идёт подготовка общественного мнения к указанному экономическому катаклизму. Было высказано даже странное суждение, что дефолт не затронет простых украинцев. А кого ж он коснётся - одних только олигархов, что ли?! Уж олигархи-то найдут тысячу способов переложить свои финансовые потери на плечи простого народа, будьте в этом уверены!
Но, конечно, никто дефолта не хочет, и все эти провластные заявления о его приближении или даже неизбежности больше рассчитаны на то, чтоб разжалобить Запад и получить от него очередные порции помощи и кредитов. Не исключено, что Запад таки подпишется на «договор пожизненного содержания Украины», однако история с Грецией может заставить западных лидеров реалистичнее взглянуть и на долговую проблему нашей страны: вряд ли кто-то ещё надеется вернуть вложенные в неё деньги. Содержать же «больного человека Европы» становится всё дороже.
Впрочем, углубление всемирного экономического и военно-политического кризиса способно внести в мотивацию и решения мировых руководителей свою логику, которая может показаться (и оказаться!) алогичной. Кризис - это всегда деятельность властей в условиях дефицита времени и цугцванга, мучительного выбора между многими плохими альтернативами, а отсюда неординарные решения, цепочки нелепых ошибок и фатальные авантюры с печальным исходом.
Минувшая неделя окончательно оформила новый миропорядок, в котором «Большой семёрке» противостоит блок БРИКС-ШОС. ШОС превращает центр Азии в своего рода цитадель. Большим успехом российской дипломатии следует признать то, что она сумела объединить в рядах одной организации не только Индию и Китай, отношения между которыми развивались очень непросто, но и совсем уж заклятых врагов - Индию и Пакистан! Вероятно, пойти на примирение и сотрудничество их заставили потенциальная угроза со стороны США и реальная угроза со стороны взращённых американцами исламистов. Пакистан, похоже, окончательно перестаёт быть верным союзником Вашингтона. Равно как и правительство Афганистана.
Президент этой страны тоже направился в Уфу к Путину. США и их союзники разворошили в Афганистане «змеиное гнездо», а теперь решили оттуда «спрыгнуть» - мол, сами дальше разбирайтесь. И помочь кабульскому правительству удержать свою власть теперь способны только объединившиеся Пакистан, Россия и Китай.
Афганистан и, вообще, всю Центральную Азию в классической западной геополитике принято называть Heartland, то бишь центром, сердцем Евразии. Считается, что тот, кто владеет этим центром Евразии, тот господствует на всём континенте. Попытка Америки завладеть «хартландом» провалилась; отныне здесь, по всей видимости, будут доминировать, делить сферы интересов (со временем, вероятно, всё больше соперничать) Россия и Китай. Но не США - их отсюда будут планомерно выдавливать, так, как выдавливаются Штаты из Латинской Америки.
А туда - конкретно в Эквадор, Боливию и Парагвай - пожаловал нынче Папа Римский Франциск I, и этот его визит тоже говорит о нарастающем брожении умов в обстановке кризиса. Собственно, аргентинец Хорхе Бергольо избирался на роль «антикризисного Папы», призванного своей умеренно левой позицией держать под контролем умы католиков, прежде всего, в Латинской Америке, смягчая тенденции их радикализации. Однако что мы видим: Папа сам левеет на глазах - и делать это он может не иначе, как под воздействием настроений его же паствы!
Выступая в четверг в Боливии, Франциск I, в прошлом уже критиковавший капитализм и неолиберализм, обвинил современный капитализм в безграничной погоне за деньгами и даже назвал его «дьявольским навозом» (!). Папа призвал бедных и бесправных восстать (!!!) против «нового колониализма», против гнёта корпораций и кредитных агентств. «Мы хотим изменения, настоящего изменения, изменения всего каркаса, эта система уже не выдерживает испытаний, её не могут выдержать крестьяне, рабочие, сообщества, народы, а также земля, наша Мать-Земля, как говорил святой Франциск [Ассизский]», - заявил понтифик.
Эво Моралес подарил главе Римско-Католической церкви - надеюсь, я не нарушаю тут закон о запрете пропаганды коммунистической символики - распятие в виде серпа и молота. Сей дар вызвал неоднозначную реакцию в католической среде. Кто-то утверждает, будто Папа был возмущён и сказал Эво: «Это нехорошо». Кто-то, наоборот, уверяет, что Франциск I был всего лишь удивлён и озадачен.
Либералы и неоконсерваторы, особенно в США, обвиняют Папу в том, что он - «социалист». Сам понтифик от этого всячески открещивается, а в молодости он, напомним, проявил себя категорическим противником леворадикальной «Теологии освобождения». Но вот его весьма характерное недавнее высказывание: «Идеология марксизма не верна, но я встречал многих марксистов в своей жизни, которые были хорошими людьми, поэтому меня не оскорбляет, когда меня называют марксистом». Разумеется, Папа Франциск I - не марксист, но перемещение центра католического мира из «дехристианизующейся» Европы в Латинскую Америку с её острейшими противоречиями и растущей социальной борьбой вынуждает главу Католической церкви занимать позицию, созвучную чаяниям миллионов верующих.
Только слепые либерал-оптимисты могут верить в то, что мировая экономика преодолевает последствия кризиса 2008-09 годов и скоро начнётся её процветание. Напротив, «барометр» всё более предсказывает «бурю», в смысле - повторение 2008 года, только в куда больших масштабах и с куда более тяжёлыми последствиями. Греческий кризис - лишь один из тревожных симптомов. Проблемы ведь начинает испытывать даже китайская экономика, «тянувшая» в последние годы весь мир.
Темпы роста её снижаются - правда, снижаются до таких величин, о которых мы пока можем только мечтать, но тем не менее... А тут вдруг фондовый рынок Поднебесной, более чем удвоившийся за предыдущий год, взял да и обвалился сразу на треть! Оказывается, как сообщают китайские источники, в этой стране уже порядка 100 млн. чел. следят за котировками и индексами, пытаясь играть на бирже. Они-то и создали ажиотаж на торговых площадках, переросший затем в панику.
Стало быть, изрядная масса китайцев увлеклась биржевой игрой в надежде «срубить бабла на халявку», не напрягая себя тяжким трудом, и вся китайская экономика потихоньку начинает превращаться из производящей в спекулятивную - со всеми негативными чертами и последствиями её, проявившимися уже на Западе.
Руководящим товарищам КНР впору призадуматься над тем, что модель «капиталистического социализма» начинает себя исчерпывать, и надо выбирать что-то одно. Раз уж в стране столь укрепились капиталистические начала, то становится очень даже вероятным нормальный циклический экономический кризис, которых Китай успешно избегал до сих пор, во все предыдущие мировые кризисы.
Что до Греции, то, судя по всему, вокруг неё развернулась борьба внутри Евросоюза. Борьбу за лидерство в ЕС ведут Германия и Франция; при этом страны Южной Европы (Италия, Испания), напуганные греческим кризисом, пытаются отстаивать свои интересы, а интересы Британии могут оказаться вообще в выходе из сообщества. Причём все эти страны несамостоятельны, все находятся под колпаком у США - и американцев, видимо, такая борьба внутри ЕС вполне устраивает. Лишь бы никто не «ускакал» в сторону Москвы и не разрушил единство НАТО, и такую угрозу касательно Греции им удалось предотвратить, надавив на европейских лидеров.
Как мы и ожидали, Греция и её кредиторы всё-таки, кажется, пришли к соглашению. А. Ципрас совершил удивительный кульбит: принял практически все те требования, коим народ Эллады сказал на референдуме решительное «ОХИ!». Поразительно то, что наряду с увеличением налогов социалист Ципрас дал согласие ещё и на новую масштабную волну приватизации. Зато денег Греция получит даже больше, чем предполагалось. Помогут ли они поднять национальную экономику - сомнительно, но оттянуть развязку и продлить мучения Греции, скорее всего, смогут.
Понимаете ли, людям свойственно до самого последнего момента отдавать предпочтение бесконечному ужасу, но только не ужасному концу. Да, говорят люди, сейчас плохо, трудно, ужасно, но мы как-то выживаем, как-то приспосабливаемся. Даст бог, и дальше будем так же выживать, но живы будем! Решительной развязки в виде дефолта, революции или чего-то в этом же роде люди боятся - боятся именно неопределённости, неизвестности того, что там - «за ужасным концом ужаса».
Ничего плохого в таком образе мысли и в таком поведении вовсе нет - это нормальное человеческое мышление и поведение. Выйдя из мира животных, человек сохранил инстинкт самосохранения; он боится смерти и всего того, что, так или иначе, вероятность его гибели повышает (войны, революции, эпидемии и т.п.).
Проблема в том, что развитие идёт по объективным законам, помимо желаний и воли людей, даже вопреки им. Развязка кризиса, «обрыв» бесконечного ужаса ужасным концом, разрешающим противоречия и создающим в итоге какой-то новый, лучший мир, хотим мы того или нет, всё равно должны произойти. Но люди - правящие круги, прежде всего, - всячески противятся этому, пытаются ужасный конец предотвратить. Этим они, однако, лишь затягивают бесконечный ужас, ещё туже завязывают узлы противоречий, накапливают ещё большую массу взрывчатого материала. И оттого, увы, ужасный конец в довершение бесконечного ужаса станет «ещё более ужасным». Иначе говоря, чем бесконечней ужас, тем ужаснее конец!
И вот, Украина, да и весь мир в целом, явно идут по пути затягивания ужаса...
2000