Проект «Венера» в Киеве
3 июня в ДК Киевского «Политеха» произошло неординарное для сегодняшней Украины событие. При переполненном зале (более 1700 мест) прошла премьера нового фильма Жака Фреско «Выбор за нами», а затем телемост украинской аудитории с ним и его соратницей Роксаной Медоуз.
Проект «Венера» пропагандирует переход к обществу нового типа, без господства и подчинения, где не будет частной собственности, следовательно, бедных и богатых, а человечество будет жить в гармонии с природой. Такое общество, по мнению Фреско, будет основано на нетоварной экономике, автоматическом производстве и управлении (что упраздняет государство и бюрократию), отсутствии национальных различий и границ, научном мировоззрении и проч.
Как видно по количеству зрителей, интересующихся подобными идеями, в Киеве оказалось немало. Значительную часть аудитории составила молодёжь.
Главными организаторами были «Ассоциация венчурного капитала и прямых инвестиций» и организация «Проектирование будущего». Впрочем, в первой части мероприятия, где выступали организаторы, говорилось и о развитии инновационных проектов, привлечение инвестиций в науку КПИ и Украины в целом, об открытии возможности для молодых учёных удачно продавать свои идеи на рынке инноваций и т.п. (что, мягко говоря, противоречит основным положениям проекта «Венера»); и о том, что сегодня, после «революции достоинства», у Украины появился уникальный шанс, что прогрессивным айтишникам и учёным, тем, кто увлечён всякими нерыночными идеями, нужно искать пути объединения своих проектов, что если они действительно сработают, тогда и другие страны захотят сделать подобное - и в результате идеи проекта «Венера» начнут распространятся, как вирус.
Конечно, вряд ли сейчас подобное мероприятие возможно без привлечения спонсоров, которые преследуют, прежде всего, свои интересы. Но то, что они при этом не видят в идеях Фреско ничего предосудительного, и даже пропагандируют их (конечно, не отождествляя с коммунизмом и прочими левыми концепциями) - может в итоге сыграть против мира бизнеса в целом.
Детально пересказывать содержание фильма нет смысла. Его, вместе с видеозаписью встречи, можно посмотреть на Youtube. Фильм получился ярким, динамичным, бьющим по эмоциям - в лучших традициях американской документалистики. И намного прогрессивнее «Духа времени», без намёков на конспирологию. Здесь и критика рыночной экономики, и империалистической политики США, и тормозящих НТП капиталистических общественных отношений, и идея необходимости полной автоматизации производства, что уничтожит стоимость, и доказательства того, что сущность человека определяется общественными отношениями, а не его физиологией. Приводятся интервью многих антикапиталистически настроенных учёных и общественных деятелей, которые без намёков и недомолвок эмпирически обосновывают ущербность капитализма и невозможность его для планеты и человечества в скором будущем. Правда, этот же эмпиризм может сыграть злую шутку с идейным развитием проекта «Венера», например, как в случае с «наукой о поведении человека»[1]. Давать отдельный критический разбор фильма мы здесь не будем, поскольку он повторяет основные идеи самого проекта, а критика последнего уже есть на сайте «Пропаганда» (в статье «Проект Венера - утопический социализм 21 века»).
Самым интересным местом встречи оказался диалог с Жаком и Роксаной. Общение с украинской аудиторией Фреско начал с объяснений сущности войны. Одной из первых фраз прозвучало: патриотизм - это болезнь, что вызвало у англоязычной части зала аплодисменты, но ввело в замешательство переводчика. Роксане пришлось специально повторить и объяснить, что Жак имеет ввиду слова Эйнштейна «патриотизм - это болезнь», и полностью с ними согласен. Затем аплодировала и часть непонимающих английский слушателей. Позже он с таким же невозмутимым видом говорил, что для нормальной жизни социума необходимо уничтожение отдельных наций и образование одной планетарной «нации» с единым языком.
Можно, конечно, предположить, что Фреско ничего не знает об «Антитеррористической операции» украинского правительства на Донбассе и о патриотическом угаре в Киеве, и вообще совершенно случайно начал разговор именно с этой темы, но реакция зала уж точно не вписывается в декларируемые рамки поведения «настоящего украинца».
Были и другие непринятые для сегодняшнего украинского общества высказывания, такие как: демократия, как и свобода - это миф в рыночных условиях, или мысль, что идея бога нужна только тем, кто ждёт спасителя, а сам не хочет изменять мир к лучшему (почти как у Есенина: «Довольно с нас небесных всех светил - нам на земле устроить это проще»).
Американские ведущие оказались на порядок антикапиталистичнее своих украинских коллег. Это было заметно даже по тому, как переводчик старался сглаживать острые углы слов Фреско - например, когда речь шла о коммунистических и социалистических концепциях, переводчик от себя добавлял эпитет «утопические». Хотя, как оказалось, сам Жак совершенно не разбирается в том, что такое коммунизм. На вопрос, чем проект «Венера» отличается от коммунизма, он ответил, что при коммунизме сохраняются деньги, банки, армия, классы и государство... Но в отличие от украинских коллег, на вопрос как технологии, подобные «биткойн», помогают реализации проекта «Венера», американцы ответили, что они лишь продлевают жизнь капитализму, и если система уже сама рушиться, то не стоит её поддерживать.
Уже после телемоста, организаторы высказали пожелание продолжения подобных встреч, а напоследок, вокалист группы «Монте Кристо» трогательно спел под гитару песню Джона Леннона «Imagine».
Мероприятие показало, что идеи коммунизма обретают новые формы и привлекают немало прогрессивной молодёжи. Это означает, что всё меньше образованных людей видят будущее Земли при капитализме и ищут его альтернативу. Сумбурность и путанность идей Жака Фреско, его упрощённое понимание действительности и будущего, у грамотных марксистов может вызвать иронию. Но нужно понимать, что его устами говорит (пере)назревшая общественная необходимость, и та утопическая форма, в которой представлен коммунизм в проекте «Венера», объективно отражает современные прогрессивистские общественные тенденции. Именно этот утопизм - идея ненасильственного перехода к коммунизму и привлекает молодежь. Но грамотные марксисты ни в коем случае не могут останавливаться на иронии над формой. Если подобные идеи (например, автоматизация производства) уже назрели и витают в воздухе, то нужно помочь интересующимся сложить их в целостную систему взглядов, т.е. довести до теоретического научного мировоззрения - помочь им сформировать материалистическое понимание истории. А какие это будут формы взаимодействия -критика в литературной форме, устные дискуссии, взаимное участие в различных проектах или ещё что-либо - это уже второй вопрос, который может быть решён каждым индивидуально в зависимости от обстоятельств.
___________
[1] Оправдывающей сегодняшнее общество идее о неизменности природы человека противопоставляется идея времён Просвещения о сущности человека, определяемой общественными условиями. Но изучать «поведение человека» предлагается теми же методами, что используют естественные науки. По мнению авторов фильма, человек - это обучающееся животное, поэтому его нужно рассматривать как и «любое другое естественное явление», например, как биологический вид, который, попав в другие условия и взаимодействуя с ними, изменяет их. Но вместо того, чтобы выйти на материалистическое понимание истории, авторы приходят к этологии для человека. Таким подходом давно успешно пользуются маркетологи для анализа потребительских рынков, но в «планировании будущего» он может привести к самым печальным последствиям, сродни тем, что рисуют западные антиутопии.