Если сегодня война?
В современной разгорающейся мировой войне, всё менее похожей на «маленькие победоносные» или затяжные, но исключительно локальные, к которым мы привыкли за последние пару десятилетий, перед нами стоят новые задачи. Эта война не несёт ничего, кроме разрушений и очень высокой вероятности полного уничтожения человечества под лозунгами патриотизма, защиты национальных интересов, территориальной целостности, демократических ценностей и т.п. Самые разные слои населения на Украине (и не только) начинают понимать цену этих лозунгов. Защита Украины путём уничтожения украинцев, защита Донбасса путём уничтожения Донбасса. Массы народа, так или иначе, втянуты в политику. Но что это за политика? В этой политике люди только выбирают, за какой клан отдавать свою жизнь, какой клан финансировать или просто молчаливо поддерживать. Да и эти возможности сужены до минимума и определяются всё теми же кланами, то расширяясь то сужаясь.
Трудовому народу говорят: «борись с врагом, защищай свою землю» - естественно забывая добавить, что эта земля народу не принадлежит ни на Донбассе, ни в Украине, ни в России, почти нигде в мире. Дают оружие и говорят куда стрелять. Народ в этой политике должен только выбирать из «альтернатив», услужливо приготовленных для него целыми армиями идеологов, журналистов, политтехнологов, но не выдвигать свою альтернативу. На деле - предлагаемые альтернативы альтернативны только для буржуазии, для народа это - выбор между смертью и смертью, нищетой и нищетой, братоубийством и братоубийством. И народ чувствует и начинает понимать это, отказываясь или попросту уклоняясь от мобилизации. Это - тоже ПОЛИТИКА, причём, претендующая на самостоятельность. И до этого народ доходит, и эту политику он начинает делать САМ. Этот отказ - пожалуй, самое большее, что народ может сделать самостоятельно. Но и этого уже не мало. И это требует от теоретиков и публицистов вовсе не простого приветствия и похвал этому стихийному движению, которыми мы заполонили наши сайты и соцсети, а того, чтобы мы думали.
Думали над тем, что мы можем предложить людям, которые, как минимум, осознали, что в этой войне умирать им не за что, которые не хотят умирать и убивать, отстаивая интересы капитала. Мы должны уметь ответить на вопрос «куда идти?», если нас спросят, а не повторять что-то вроде «ходьба это процесс перемещения из точки А в точку Б», или указывать в том направлении, которое и без нас укажут, чем не раз уже занимались в истории разнообразные горе-теоретики и горе-публицисты. Например, к похвале этому стихийному движению присовокупляются доводы Путин-ТВ, и подсовывается украинцам, россиянам и другим трудящимся под новым левоватым соусом всё та же безальтернативная «альтернатива». Всё тот же шовинизм, хотя «подсовыватели» продолжают критиковать при этом внутреннюю политику Путина и т.п. Или на новомодном языке подсовывается идеология другого клана, сводящаяся к «реформам и умеренному прогрессу в рамках закона». Здесь важна суть. А суть того, что предлагают эти, якобы разные направления, одна: «занимайтесь политикой, решайте насущные вопросы, боритесь ПРОТИВ войны, но исходите из текущего момента: выбирайте те средства и те направления, которые есть. Выбирайте из предложенных альтернатив».
Но «против» еще не выходит за рамки политики войны. Против войны, как известно, выступают и Путин, и Порошенко, и Обама. Поэтому и стихийный отказ от участия в войне может быть в неё уложен, втиснут и ею утилизирован. «Альтернативы» уже предложены: «против украинского правительства, которое обстреливает своих сограждан, значит - за правительство ДНР»; «против Путина, напавшего на Украину, значит - за украинское правительство» и т.д. и т.п. «Из двух зол нужно выбирать меньшее». Именно выбирать и идти за этим злом. Предлагать это - значит бездумно подпевать буржуазии, уничтожающей народ его же руками. Значит - участвовать в этом уничтожении.
Это касается не только войны на Украине. Точнее, не только начала войны, если смотреть на украинские события, не выпуская из виду весь мир. Но это начало наиболее рельефно показывает нашу несостоятельность в противоборстве войне.
А ведь именно сейчас нужно выходить за пределы безальтернативной политики, в которую втянут народ. Разъединению народов и кровавой вражде, в которую втягиваются народы, нужно противопоставлять их объединение в совместной выработке реальной альтернативы развития общества, где люди были бы наивысшей ценностью. Это - единственно возможная альтернатива мировой бойне. Нужно, чтобы это осознали те, кто не хочет брать в руки оружие, те, кто его уже взял, и те, кто может его взять в ближайшее время во всём Мире. Ведь очень многое зависит от того, на кого они его направят. На таких же, как сами, или на тех, кто вооружает. Всё остальное может дать лишь временное перемирие (перемирие - вопрос тоже важный, но это другой вопрос), но не МИР.
Война на Украине - момент борьбы между слабеющими, но очень сильными Штатами и их союзниками, такими как Япония и набирающими силы, хотя и не имеющими пока достаточного для них политического и экономического влияния в Мире государствами, входящими в союз БРИКС. Эти государства вкладывают огромнейшие средства в развитие транспортного сообщения и инфраструктуры, позволяющие завоевывать не до конца освоенные рынки с тем, чтобы вытеснить оттуда конкурентов, или удержать рынки, на которые конкуренты претендуют (для России - это энергетический рынок). Эти государства создают собственные международные финансовые институты и платёжные системы. Их корпорации заключают сделки в национальных валютах в стремлении избавиться от финансовой власти доллара. Мощный рост экономик Китая, России, Индии, Бразилии означает, что капиталы, представленные этими государствами, вынуждены сообразно своему положению претендовать на влияние в Мире. Без этого невозможен их дальнейший рост, и они будут раздавлены конкурентами. Но Мир уже поделен. Приобретение такого влияния абсолютно невозможно без ослабления экспансии США, Великобритании, Японии. Развитие крупного монополистического капитала и конкуренция между монополиями на определённом этапе делает невозможным дальнейшее ведение бизнеса в международных масштабах мирными средствами. Многополярный капиталистический Мир = мировая война. И каждая последующая война - всё масштабнее. Действие этого закона показала история ХХ века. Эту же тенденцию мы видим сейчас. Поэтому в ослаблении влияния США в случае соответствующего исхода противостояния США и России по поводу Украины, заинтересована не только Россия. Украина является важнейшим фактором в дальнейшем разворачивании передела.
Крупные монополии уже начали военный этап передела Мира. Пока передел военными средствами идёт на Украине, но как только коалиции сформируются и силы окрепнут, в огне может оказаться весь Мир, если этому ничего не противопоставить. Да и само ведение войны, как известно, приносит огромнейшие прибыли, и дает простор для организации и процветания бизнеса, позволяет получать огромные барыши на производстве, ремонте и поставках оружия. И есть те, кто хочет нажиться на войне. И если нужно выбирать между жизнями людей и прибылями, капитал всегда выберет прибыли, потому, что иначе он прогорит, перестанет быть капиталом. Под страхом своего уничтожения он будет уничтожать людей до последнего, если вопрос встанет так: или люди, или капитал.
Поэтому противникам войны как минимум нужно:
Последовательно на деле проводить, в каждом даже самом мелком вопросе, пролетарский ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ. Это, как показала практика, оказывается не под силу многим, кто на словах признает себя интернационалистом. Потому «родные» олигархи им оказываются ближе и роднее не только «чужих» олигархов, но и «чужих» трудящихся.
Нужно не просто выдвигать антивоенные требования, а учитывать связь этой войны не просто с деятельностью отдельных лиц или групп, а с общими условиями общественного производства, с капитализмом как таковым, порождающим войну. Для того, чтобы остановить войну нужно изменить сами эти условия. Только тогда антивоенная позиция будет последовательной.
История ХХ века показала, что волна мировой революции наступает после мировой войны. Но у нас нет этого «после», мы не имеем на него права, так как вероятность того, что вообще возможно какое-то «после» очень мала. Поэтому мы должны все вместе думать о том, как возможно перестроить жизнь общества, чтоб не капиталы и прибыль, а люди стали наивысшей ценностью СЕЙЧАС. Пока еще бойня за капиталы только разгорается и прорывается локальными катастрофами.
Поэтому нужно всестороннее исследовать современное общество, социальные последствия развития технологий и способов их применения, экономические и политические тенденции. Это нужно не просто ради научного любопытства, а для того, чтобы найти всё то, что могло бы и как оно могло бы стать условием социальной революции - перехода от уничтожения людей, ради капитала, к уничтожению капитала ради людей.
Разобщению по национальному принципу нужно противопоставить единение трудящихся по принципу социальному - против разжигателей войны, которые, натравливая народы друг на друга, решают таким образом свои бизнесовые и политические вопросы.
Деньгам и прибыли как цели производства нужно противопоставить людей как цель.
Стихии рынка, приводящей к войнам, нужно противопоставить сознательное, научное управление общественной жизнью.
Власти денег - реальную власть народа, его реальное участие в выработке, принятии и выполнении решений по всем ключевым вопросам политики и экономики, а не просто в очень сомнительном «выборе» тех, кто их принимает.
Нужно последовательно проводить антивоенную позицию как позицию против того, что порождает войну.
Народ уже занимается политикой, давайте заниматься своей политикой в интересах жизни и процветания людей на Земле, а не политикой крупного капитала.