Вернуться на главную страницу

Экономический обзор – 20 декабря

2014-12-24  В. Тушканчиков Версия для печати

Экономический обзор – 20 декабря

В некоторых обзорах уже отмечалось, что нынешний кризис является облегчённым вариантом «Великой Депрессии» 30-х годов. Облегчённым, не в последнюю очередь, фактом отсутствия СССР. Как известно, у «Великой Депрессии» было две фазы. Сначала был обвал 1929-32 гг., приведший к возникновению очагов мировой войны. Затем -восстановительный этап 1933-37 гг., после чего мировая система капитализма, так и не преодолев первый спад, начала повторно обваливаться, что во многом и обусловило начало полномасштабной войны.

Есть все основания считать, что в этот раз сценарий второй половины 30-х гг. повторится, только в облегчённом варианте. Если к 1937 году основные капиталистические страны преодолели кризис 1929 г. лишь на 80-90%, то на сей раз этот показатель будет повыше, и можно будет даже зафиксировать стадию подъёма. Но подъём будет кратковременным, н что указывает ряд данных. Правда, некоторые аналитики считают нынешний спад цен на энергоносители, руду, и ряд других основных товаров именно «повторением сценария 1937 года». Это, конечно, не так, что признаёт ряд более грамотных специалистов. Скорее всего, за падением цен на ресурсы - который, разумеется, кое-кого «добьёт», - последует общий экономический подъём, сопровождающийся ростом цен на основные товары, в том числе и на ресурсы, так как падение цен и соответствующие банкротства создают условия для экономического оживления. Но это будет короткоживущий пузырь, наподобие нынешнего китайского рынка акций, куда обыватель устремился вследствие безысходности на рынке недвижимости и снижения процента по вкладам. После этого небольшого подъёма мировая экономика, по всей видимости, войдёт в новый, - уже более серьёзный, - кризис, так и не достигнув того уровня «перегрева», что мы видели в 2007-08 годах на примере рынков нефти и недвижимости.

Объяснение этому достаточно простое. Хотя нынешний обвал цен на основные товары и «взорвёт» многочисленные «дыры», экономические «пузыри», что копились годами, и это немного развяжет руки для экономической активности, - мы знаем, что ещё более гигантские пузыри накопились в результате той колоссальной ломки, которой подверглась вся послевоенная экономическая система с её зарплатами, социальными гарантиями, и т.д.; многие капитальные вложения, сделанные «под ту» структуру, теперь являются «плохими долгами», «невозвратными кредитами». Добавьте сюда гигантские дыры, которые должны были «взорваться» в течение последнего кризиса, но вместо этого были аккумулированы в виде государственных долгов западных государств, уже превосходящих размер их экономики. А ведь, на фоне текущего обвала ресурсных цен, эти долги лишь вырастут, так как многие государства опять кинутся выручать тех, кто страдает в результате снижения спроса со стороны таких «ресурсных экономик» как Россия, Норвегия, Венесуэла, Саудовская Аравия, затрагивая различные сферы, начиная от туризма и кончая автомобилями. Не дадут банкротам «почить с Богом», переложат их долги на налогоплательщика! Далее, добавьте сюда пузыри невозвратных потребительских кредитов, накопившиеся и продолжающие накапливаться в той же Индонезии, Турции, некоторых других странах.

Падение рубля

Падение рубля вызвано классической спекулятивной атакой. Нечто схожее наблюдалось на московской валютной бирже после событий 08.08.08. Международные спекулянты сеют панику на фоне антироссийской истерии, нагнетаемой западными СМИ, и «зарабатывают» на этом колоссальные деньги. Спрашивают, почему ничего не предпринимает Центробанк РФ. Во-первых, из нынешнего законодательства не совсем ясно, чьим агентом является Центробанк РФ - российского правительства, или кого-то ещё. Во-вторых, даже если предположить 100% лояльность российского Центробанка, то это ничего не поменяет, так как финансовая мощь международной спекуляции превосходит таковую любой региональной державы: бороться с ней рыночными методами просто невозможно, что доказано на примере многих стран, в том числе и развитых. Единственный выход - это монополия внешней торгово-финансовой деятельности, но она несовместима с «рукопожатной» конституцией, гарантом которой выступает «единственный» гарант независимости и целостности РФ. Естественно также, что молчат по этому поводу и многочисленные «финансовые омбудсмены» как «защитники финансовых прав граждан» (данная ситуация очень хорошо проясняет, защитниками каких прав каких граждан они являются). Придётся, в отличие от тех же Венесуэлы и Белоруссии, стиснуть зубки и терпеть, «делясь» с валютными спекулянтами.

Учётная ставка

Примерно то же самое касается и недавнего повышения ЦБ учётной ставки, которое депутаты уже окрестили «вредительством». В империалистических центрах, таких как США, ЕС или Япония, учётная ставка - тонкий инструмент управления, в том числе и валютными курсами. Но в условиях «банановой экономики», когда курс национальной валюты привязан к мировой цене на один-два товара, учётная ставка является в буквальном смысле «учётной», т.е. не более чем «учитывающей» текущий уровень инфляции. А поскольку инфляция рассчитывается с учётом дорожающего импорта, то соответственно и ставка по процентам не может не быть «вредительской» по отношению к реальному сектору, так как в «тучные» годы реальный сектор вытесняется импортом, а в «тощие» не может восстановиться из-за неподъёмных процентов по кредитам в отечественной валюте. Тут единственным выходом было бы в «тучные годы» вводить импортные квоты, чтобы реальный сектор не «загибался», а в «тощие», наоборот, использовать накопленные резервы для субсидированной закупки за рубежом товаров, например тех же импортных медикаментов, от нехватки которых сейчас страдают малоимущие граждане, «подсевшие» на них в период нефтяного бума. Но нет! Это, опять же, несовместимо с текущей политической системой.

Правда, могут заметить, что такая ситуация с процентными ставками ведёт к развитию экспортно-ориентированного сектора (тех же программистских компаний, например), для которого ставка по кредитам в 17% при нынешнем валютном курсе - нипочём. Правильно! Но экспортная часть российского реального сектора - это капля в море по сравнению с размерами страны, а «разбухать» этой «капле» никто не даст - конкуренция есть конкуренция. Неэквивалентная же встроенность в мировую экономику за счёт прямых экспортно-ориентированных вложений западных монополий - кстати, маловероятная в условиях наличия политического и военного суверенитета - также не является выгодной для РФ, в отличие от того же Китая, ибо в российских условиях такая система эксплуатации не развивает производительные силы, а разрушает их. Даже замена западных монополий китайскими или бразильскими мало что изменила бы в этом отношении. Могут, конечно, привести в пример Белоруссию с её экспортно-ориентированным госкапитализмом; но, во-первых, надо учитывать, что производительные силы Белоруссии на момент её встраивания в мировую экономическую системы были менее развиты, чем в той же РФ или на Украине. В этом смысле Белоруссия стояла немного ближе если не к Китаю, то к какому-нибудь Узбекистану, где переориентация на мировой капиталистический рынок не повлекла такой масштабной деградации производительных сил. Во-вторых, экономика Белоруссии по размерам составляет всего несколько процентов от российской, и, соответственно, выше доля её торговли с социалистическими и антиимпериалистическими странами типа Венесуэлы или Ирана, при которой практически нет условий для неэквивалентного обмена и эксплуатации. В-третьих, белорусский режим - левый, а в «зоне» путиных, дворковичей, алишеров усмановых и прочих винеров, «раздавивших гадину» советизма в 1993 году, ничего подобного не будет никогда. И даже перед лицом таких преимуществ нет никаких данных, указывающих на то, что нынешняя белорусская экономическая модель именно РАЗВИВАЕТ производительные силы Белоруссии.

Ситуация в Евросоюзе

Минувшая неделя был отмечена сразу двумя всеобщими забастовками - в Греции и Бельгии. Последняя была охарактеризованная некоторыми комментаторами как «стачка невиданной силы». Не летали самолёты, не ходили поезда, закрылись порты. Остановился общественный транспорт, закрылись школы, лавки, госконторы. Профсоюзы протестуют против вялотекущего введения антирабочего законодательства, народ дерётся с полицией и с правыми националистами. Конечно, эффективность подобных мер находится под вопросом. Такое ощущение, что профбюрократия просто выполняет формальности «для галочки», что дополняется «точечным» участием анархо-провокаторов. Расшатать буржуазную власть, «закручивающую гайки», сейчас не может даже всеевропейская бессрочная забастовка, если она не будет разбавлена очагами вооружённого сопротивления неизбежному насилию со стороны буржуазии, что было бы крамолой для заевшихся европейских профбоссов и их партий. Забастовки же в одной стране могут как-то более или менее существенно влиять на выборы, и таким образом замедлять введение антирабочего законодательства, но не могут его затормозить. Соответственно, мы видим воочию, как оппортунистическое европейское рабочее движение находится в процессе перманентной сдачи социальных завоеваний, сделанных в своё время за счёт борьбы коммунистических партий и диктатуры пролетариата в странах социалистического лагеря.

Между тем в Испании, как сообщает буржуазная пресса, на фоне 24-процентной безработицы происходят интересные вещи. Население погружается во мракобесие похлеще постсоветского. Миллионы «дезориентированных и ищущих наставления» лавочников и «специалистов» тянутся к оккультизму, спиритизму, таро-чтению, камушкам, трёхногим лягушкам, карточному гаданию, и прочей эзотерике, чтобы «подлечить» своё эмоциональное состояние, вернуть утраченную уверенность в себе, без которой невозможно «двигаться вперёд», победить конкурентов по бизнесу и карьере, а то и просто помочь себе без душевных страданий уйти в мир иной из мира, в котором десятки процентов населения признаны капитализмом «лишними». Темы, по которым требуются наставления, банальны: работа, бизнес, жильё. Гадалки признаются, что им часто приходится играть роль агентов по недвижимости и трудоустройству. Наряду с убийством на войне, такая «производственная» сфера становится одной из наиболее доходных, и многим помогает трудоустроиться и добыть свой хлеб насущный. До сих пор считалось, что происшедшее со времён перестройки культурное падение бывшего советского народа обусловлено «вековой отсталостью византийской православной России». Теперь подобные же процессы, идущие уже в Южной Европе, связывают с былым засильем радикального католицизма и «наследием франкизма»: видите ли, диктатор чересчур «опекал» своё население, и теперь этот излишний патернализм нашёл своё выражение во мракобесии; тогда как в «более цивилизованных» странах Европы население, воспитанное в духе меньшего патернализма, предпочитает мракобесию ПСИХОАНАЛИЗ (какое прелестное сравнение!).

Конечно, нет сомнения, что во времена кризисов капитализма у каждой нации наружу выходят в первую очередь те болезни, которыми она исторически заражена. Где-то обнаруживают себя вирусы родоплеменной поруки и «землячества», где-то крепостного права, где-то фашизма, где-то лженауки. Ставить себе в заслугу тот или иной способ дать филистерский выход накопившимся экономическим трудностям - глупое занятие. Только те нации и поколения людей, что становятся на революционный путь и, следовательно, отвергают филистерство в принципе, заслуживают признания и уважения.

Украина

Украина готовится объявить дефолт уже в предстоящем году, если МВФ не предоставит ей дополнительного кредита в 17 миллиардов долларов, сообщают буржуазные СМИ. Правда, пока непонятно, насколько западные чиновники готовы спасти тонущий украинский корабль. Они, по сообщениям СМИ, рады видеть, насколько украинские власти «привержены» идеям зачистить украинскую экономику от совкового субсидирования, «от которого соседи давно отказались», приватизировать «неэффективные» госпредприятия и зачистить центральную и местную власть от чинуш, предъявляющих от лица своего кармана слишком много требований к западному транснациональному капиталу; однако МВФ «думает», что «этого недостаточно», и, хотя Порошенко и пообещал МВФ провести к концу года «рыночно-дружественный бюджет» через новый парламент, кажется, что украинская власть, несмотря на свою «приверженность» хорошим идеям, как-то буксует с «необходимыми» мерами, будто до сих пор патологически чего-то боится.

Как сообщает «Файненшл Таймс» со ссылкой на один участвующий в переговорах источник, «получить эти деньги будет не очень легко», так как «денег у них там сейчас не очень много». Украинские власти, однако, настаивают, что выделение этого кредита - вопрос выживания.

«Экономисты полагают, что у Порошенко нет иного выхода, как АБСОРБИРОВАТЬ яростное сопротивление со стороны общественности по отношению к обрезанию социальных благ и росту цен на всё, начиная от электричества, и кончая общественным транспортом». «Вопрос только в том, как это сделать - посредством «шоковой терапии» [которой, к слову сказать, Украине удалось избежать в начале девяностых], или как-то ещё».

экономика политика