Европа открывает для себя советское кино тридцатых годов
«Немецкая волна» опубликовала материал под боским названием «Немцы открывают ранние шедевры Михаила Калатозова». Речь идет о немых кинолентах лауреата пальмовой ветви Каннского кинофестиваля Михаила Калатозова "Соль Сванетии" (1930) и "Гвоздь в сапоге" (1932).
Оба фильма весьма характерны для советского кинематографа того времени как по манере исполнения (авангард был для тогдашнего советского кино почти что банальностью), так и, тем более по тематике. Их с полным правом можно было бы назвать агитационными лентами, первая из которых посвящена борьбе с религиозными предрассудками и пережитками родового строя в Грузии, вторая же и вовсе разоблачает «вредителей», борьба с которыми в те времена только набирала обороты.
Немецкая же профессиональная кинокритика напрочь игнорирует эти обстоятельства и, как пишет «Немецкая волна», воспринимает эти фильмы «как великолепное авангардное кино, сумму захватывающих приемов, вроде заглядывания объектива в дуло орудия, как образец искусной работы режиссера и оператора, у которых не было сегодняшних возможностей комбинированной съемки и компьютерных технологий». Видимо, они думают, что можно отделить советский авангард о тех исторических обстоятельств, которые его породили.
Надо сказать, что таким способом Западной Европе еще долго предстоит «открывать для себя» советскую культуру, ибо очень сложно что либо открыть для себя фактически с закрытыми глазами.